Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кислоты. Общие свойства кислот.

Размещено: Марина Александровна Ананьева - вт, 23/06/2009 - 06:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ананьева Марина Александровна
Место работы, должность: 
МОУ ООШ с.Отрадное
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Цель: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру, исследовательским методом определить свойства кислот, познакомиться с индикаторами, с правилами работы с кислотами. Задачи: 1. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот их строением и классификацией. 2. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, выводы, развивать устную речь, находить по формулам класс неорганических соединений. 3. Закрепить знания по технике безопасности.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник 8 класс химия Габриелян О.Г.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false Мультимедиапроектор, на столе учителя набор индикаторов, кислоты, на столах учащихся кислоты (H2SO4, HCl), индикаторы, пробирки, кусочек яблока, карточки-задания у учащихся, растворы серной кислоты, синего лакмуса, сахарная пудра, древесные опилки, спирт, концентрированная серная кислота, перманганат калия, пробирки, спиртовка, цилиндр, фарфоровая чашка. ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань. H2SO4( раствор и концентрированная), сахароза, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.

·         дидактический материал – карточки с заданиями;

·         справочные материалы (таблица растворимости, ряд активности металлов, ПСХЭ Д.И. Менделеева);

·        наборы растворов кислот (серной, соляной, азотной), растворы щелочи (гидроксид натрия), раствор нитрата бария, вода, индикаторы, пробирки.

Normal 0 false false false /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Оформление класса: Плакаты с формулами кислот (органических и минеральных) по стенам класса, газеты оформленные учениками для кислот H2SO4, HCl и HNO3.

Оформление доски: Тема урока, девиз урока “Ученье с увлеченьем!”, план урока, таблица (сетка) для выполнения лабораторной работы, домашнее задание.

 

 

Используемые ЦОР: 

Химия 8 класс  презентация: Кислоты

Краткое описание: 
урок изучения нового

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Методы обучения

·       наглядные – работа с дидактическим материалом; практические – выполнение экспериментальных заданий.

·       по Скаткину: воспроизведение знаний; инструктивно-репродуктивный; частично-поисковый.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала
  3. Изучение нового материала.
    1. Физические свойства кислот.
    2. Химические свойства кислот.
      2.1. Демонстрационные опыты.
      2.2. Практическая работа.
    3. Обобщение и выводы.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.

 

 

Ход урока.

I.            Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

II.            Проверка ДЗ :химический диктант, фронтальная беседа ,самопроверка и взаимопроверка

·          

III.            Изучение нового

 

Сегодня переходим к изучению нового класса неорганических веществ, который вы узнаете  отгадав  ребус

·         Что нам на уроке необходимо узнать?

·         Какую цель на уроке поставит каждый из вас?

Чтобы лучше узнать кислоты необходимо знать что это такое. Хочу обратить ваше внимание на таблички, которые повсюду наклеены в классе, что в них общего, а что различного?

Что общего в формуле всех кислот?

Ученик: Во всех кислотах содержатся атом водорода, и стоит он на первом месте.

Учитель: Правильно. Давайте вспомним, с помощью каких веществ мы получали водород и напишем уравнение реакции на доске.

:

Учитель: А что происходило с атомом водорода в молекуле кислоты?

Ученик: Цинк вытеснял атом водорода из молекулы.

Учитель: На основании этого свойства давайте попробуем дать определение кислотам.

Ученик: Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.

Учитель: Запишите определение в тетрадь. Действительно, если от молекулы кислоты убрать водород, то остается атом или или группа атомов, которая называется кислотным остатком.

А теперь вернемся к нашей таблице. Мы определили, что общее между всеми кислотами – это наличие водорода.

А чем же они отличаются?

Ученик: Количеством атомов водорода и содержанием кислорода.

Учитель: Правильно! Есть кислоты, которые содержат кислород – их называют кислородосодержащие и без кислорода – бескислородные.

Какие это? (формулы)

 

 

А по количеству атомов водорода кислоты делятся на следующие группы:

Мы рассмотрели классификацию кислот.

А теперь посмотрели на доску, у меня на доске написаны формулы кислот со степенью окисления кислотных остатков

Как вы думаете, каким образом я определила её? (числом атомов водорода).

Правильно, по числу атомов водорода определяется степень окисления кислотного остатка.

Самостоятельная работа  Закрепление изученного материала.

1. Выполним работу №1 по группам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

Цель:

Сформировать умение определять степень окисления кислотного остатка по формуле кислоты.

1. В приведенных формулах кислот подчеркните кислотный остаток, обозначьте римской цифрой величину его валентности:

Задание 1 группы

  1. азотная кислота – НNО3
  2. серная кислота – H24
  3. ортофосфорная кислота – НзРО4
  4. метафосфорная кислота – НРО3

Задание 2 группы

  1. сероводородная кислота – H2S
  2. хлорная кислота – НClO4
  3. соляная кислота – НС1
  4. мышьяковая кислота – Н3АsO4

Задание 3 группы

  1. сернистая кислота – Н23
  2. бромоводородная кислота – НВr
  3. кремниевая кислота – Н2Si O3
  4. пирофосфорная кислота – Н4Р2О7

2. Проверьте правильность ответов внутри группы.

3. Проверяем правильность ответов каждой из групп.

Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название. Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке.

Применение   кислот

Учитель: С некоторыми кислотами мы встречаемся в повседневной жизни, может кто-то знает эти кислоты?

Ученик: Лимонная, яблочная, уксусная, молочная.

Учитель: Сейчас, послушав сообщения ваших одноклассников, узнаем, где содержатся кислоты и какую роль они выполняют. А в тетради сделаем небольшую схему. Напишите слово “Кислота” и от него несколько стрелок

И по ходу сообщения запишите, где содержатся кислоты (сообщения 1, 2,3).

Теперь давайте проверим, что же у нас получилось (дети перечисляют, на доске отмечаем).

ü       Сообщения учащихся

ü       Задание классу: По ходу сообщений начертить схемы области применения кислот.

ü       Сообщение ученика об уксусной кислоте: Показывает табличку с формулой кислоты и рассказывает о ней. Известна с древнейших времен, так как образуется при скисании вин (винный уксус). Ее способность растворять жемчуг и известняк послужила основой легенды о том, что А.Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выделена в 1700г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, синтеза душистых веществ, в кожевенной и текстильной промышленности.

ü       “Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растеньях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
жар больного понижает и здоровье возвращает!”

ü       Сообщение ученика о серной кислоте: Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.

ü       H2SO4 важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.

ü       И так все сказано, друзья, “Хлеб промышленности – серная кислота”.

ü       Сообщение ученика об азотной кислоте: Сегодня на уроке об азотной кислоте мы расскажем. HNO3 – была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Ибн Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.

ü       Для взрывчатых веществ нужна она, для красителей, лаков, лекарств идет самая важная из кислот. Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобренья – вот азотной кислоты примененье.

 

ü       Слайды – о какой кислоте шла речь

ü       Схема применения кислот- слайд

Свойства кислот

I вариант: аскорбиновая кислота; II вариант: кусочек кислого яблока; III вариант: кусочек лимона. Попробуйте их. Все эти продукты содержат те или иные кислоты. Что почувствовали вы? (Кислый вкус).

                                                              (Пробуем  аскорбиновую кислоту)

Готовы ли вы теперь ответить на вопрос: почему кислоты получили такое название?

Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые.

Учитель: Правильно. Само название, “кислота” показывает, что все кислоты имеют кислый вкус. Было время, когда единственным средством определения веществ были органы чувств. Постепенно химики научились распознавать кислоты.

Выполнение лабораторной работы “Действие кислоты на индикаторы”.

Формула и название кислот

Индикаторы                    

лакмус

метилоранжевый

фенолфталеин

 

 

 

 

 

А сейчас мы, как настоящие химики, с помощью индикатора распознаем кислоту и изучим изменение цвета индикатора на минеральные и органические кислоты.

У нас на столах имеются листки, фрукты, необходимые реактивы и инструктивные карты.

 В которых, вам необходимо отмечать изменения

1ряд.  Действие индикатора лакмуса.

2 ряд. Действие индикатора  метилоранжа.

3 ряд. Действие индикатора  фенолфталеина.

Вывод

Класс проводит лабораторную работу, заполняет таблицу. Делает вывод об отношении кислот к индикаторам. Учитель обращает внимание учащихся, что это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.

Серную и соляную кислоты получают искусственным путем на химических заводах, но кроме того многие кислоты встречаются в природе, например щавелевая кислота входит в состав клеточного сока щавеля, яблочная – в соке яблока. Такие кислоты называются органическими, а такие кислоты как H2SO4, HNO3 – минеральными. Как относятся к индикаторам органические кислоты?

Лабораторный опыт: Действие лакмуса на кусочек яблока.

Вывод: органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

        

Инструктивные карты вклеить в тетрадь.

ü     Правила техники безопасности”. Единственный раз вы попробовали что-то на вкус в химической лаборатории только потому, что это сделать разрешил вам учитель. На самом деле первое и главное правило при работе в химической лаборатории: ничего нельзя пробовать на вкус. Следующее правило: при разбавлении серной кислоты необходимо приливать кислоту в воду, а не наоборот. Почему?

При работе с большими объемами кислот необходимо использовать индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки и защитные очки. Если все же кислота попала на кожу необходимо промыть обожженное место 5% раствором пищевой соды.

Теперь мы знакомы с правилами работы с кислотами и можем выполнять лабораторную работу.

ü       “Способы получения”.(слайд)
Запишите «Химические свойства кислот».

1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.

На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.

Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.

Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.

Запись в тетради:

  1. Физические свойства:

а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
б) без цвета,
в) без запаха,
г) кислые на вкус.

Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.

Запись в тетради:

  1. Химические свойства.

«Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?

2.1. Демонстрационные опыты:

Опыт1.“Дегустация” - определить экспериментально, в какой склянке находятся вода, кислота, щелочь.

Опыт 2. К сахарной пудре прилить концентрированной серной кислоты, перемешать стеклянной палочкой. В стакане появляется угольная масса.

Опыт 3. Древесные опилки положить в стакан с концентрированной серной кислотой.

Наблюдаем обугливание древесины. Это водоотнимающее свойство кислоты используют для осушения газов. При этом образуются кристаллогидраты серной кислоты.(H2SO4 nH2O)

Опыт 4.с тканью

Опыт 5. В цилиндр налить 50 мл концентрированной серной кислоты и добавить 70 мл этилового спирта. Появилась граница раздела двух жидкостей. Всыпаем порошок перманганата калия в цилиндр - появляются вспышки на границе раздела жидкостей.

Опыт 6. стеклянной палочкой, смоченной концентрированной серной кислотой, прикоснуться к кристаллам перманганата калия, затем к спиртовке. Она воспламеняется.В основе этих двух опытов лежит одна окислительно-восстановительная реакция, в результате которой выделяется кислород. Он то и поджигает спирт в спиртовке и цилиндре.

Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.

Запись в тетради:

Кислоты разрушают органические вещества.

2.2. А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет Кузнецова  Настя Кузнецова Н.     Инструкционная карта первого варианта:

Последовательность действий

Наблюдения

Уравнения химических реакций

К 1-2 мл. НСL положить гранулу Zn, если реакция протекает медленно, нагреть. Проверить является ли выделяющийся газ водородом.

 

HCL + Zn =

К 1-2 млHCL

добавить каплю индикатора метилоранжа, а затем Ca(OH)2 до изменения окраски раствора.

 

HCL + Ca(OH)2 =

Поместить в пробирку немного CuO, прилить 1-2мл HCL, если реакция протекает медленно – нагреть.

 

HCL + CuO =

Поместить в пробирку CaCO3

Добавить 1-2 мл HCL.

 

HCL + CaCO3 =

 

 

К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

Экспериментальную работу каждого ученика оценивает учитель на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке ученик получит итоговую оценку в журнал

Самостоятельная работа учащихся  по слайду( запись в тетрадь)

Веденеева Оля.  Инструктивная карточка.

Опыт:  Взаимодействие кислот с металлами.

В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn;
Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия - Al;
В 3-ю пробирку
поместите несколько гранул меди - Cu.
В каждую пробирку
прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4

Что наблюдаете?

Во всех ли пробирках происходят химические реакции?

IV.             Рефлексия:

ü       Фронтальная беседа

1.      Дать определение. Какие сложные вещества называются кислотами?

2.      Назовите наиболее запомнившие вам кислоты. Назовите кислотные остатки данных кислот.

3.      Как определяется степень окисления кислотного остатка?

4.      По каким признакам классифицируются кислоты?

5.      Что общего в строении кислот?

 

 

ü     «Похлопаем помашем»

1.     Кислоты – это сложные вещества состоящие из двух химических элементов, одним из которых кислород в степени окисления -1(-)

2.     Кислота Н23  - относится к кислородсодержащим кислотам (+)

3.     При разбавлении кислоты с водой необходимо воду наливать в кислоту(-)

4.     Угольная и кремниевая кислоты в свободном виде не существуют (+)

5.     Купоросное масло- это серная кислота (+)

6.     Кислоты не растворяются в воде (-)

7.     Метилоранжевый и лакмус в кислой среде изменяют свой цвет на малиновый (-)

Самооценка

ü       У каждого варианта лежат карточки с “именами” кислот. Прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются (обсуждение проходит в группах по четыре человека, сидящих за партами, стоящими рядом).

  • I Вариант: HCL, H3PO4;
  • II Вариант: H2S; H2SO4;
  • III Вариант: HBr; HNO3.

(Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода называют по центральному атому, а название кислот, не содержащих атом кислорода, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”).

ü       «Крестики  нолики»Сама пишу на листочке или слайде и за отворотами

ü       Среди перечисленных веществ найдите: кислоты, основания,  оксиды

НNО3 , Na OH,  H2O, O2 , CO2 ,  K2O, H24 , Ca(OH) 2, НзРО4 , H2

 

ü       Работа 2 (по группам)

1 ряд – 1 группа,
2 ряд – 2 группа,
3 ряд – 3 группа.

Цель: Выработать умение составлять формулы кислот по по степени окисления кислотного остатка.

1. Записать в таблицу формулы кислот

2. Под формулами кислот укажите их названия.

Учитель оценивает класс и отдельных учеников

 

V.Оценивание, подведение итогов

 

VI. Д/З ( слайд)

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...