1
|
Введение
|
Учителя приветствуют учеников, просят их присесть.
Звучит мелодия песни «Журавли»
На фоне музыки начинает урок учитель.
1 учитель 9 мая 2010 года в который раз прогремит салют Победы…
А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.
2 учитель Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941г осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
1 учитель Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.
2 учитель Тема нашего урока «Строки, опаленные войной». Мы посвящаем его всем защитникам нашей Родины…
( учитель 1 показывает название урока на доске)
1 учитель Сегодня мы вспомним произведения о войне, строки, написанные в годы войны писателями и простыми людьми. Вы закончите изготовление открыток к приближающемуся празднику – Дню Победы.
|
Учащиеся садятся на свои рабочие места.
1 ученик – Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
2 ученик – Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…
3 ученик – Тем, кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей…
4 ученик – Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну…
5 ученик – Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену…
6 ученик – Тем, кто ради дела сердце отдать был готов…
1 ученик – Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…
2 ученик – Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается этот урок…
|
5 минут
|
Настрой на работу.
развивать навыки выразительного чтения.
|
2
|
Основная часть
|
Звучит музыка.) «Эх, дороги»
2 учитель В 1941 году началась Великая Отечественная война. Весь народ - от мала до велика - встал на защиту своей Родины.
С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.
1 учитель В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства.
2 учитель Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.
1 учитель Обратите внимание на выставку книг, здесь представлены произведения о войне. (Выставка книг, к которой обращают внимание присутствующих.)
Какие произведения о войне мы изучали на уроках чтения?
2 учитель Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли.
1 учитель С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.
казненный фашистами в тюрьме Маобит Мусса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.
2 учитель Маленькая, не больше ладони тетрадка. На листках, как маковые зернышки, буквы… Без увеличительного стекла не прочесть…
“Другу, который умеет читать по –татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Мусса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Его присудят к смертной казни.
1 учитель Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943 год, декабрь”.
2 учительСвоей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Строки, опаленные войной ... Как же их ждали в домах из которых ушли мужчины, юноши, совсем мальчишки на фронт...
1 учитель Проводит работу с учащимися по домашнему заданию. Задает учащимся вопросы:
1. Пишут ли в вашей семье письма с наше время?
2. Почему?
3. Получаете ли вы письма, в виде кратких СМС сообщений, от кого?
4. Ждёте ли вы их, нужны ли они вам?
Учитель подводит итог опроса:
К сожалению, в наше время письма на бумаге встречаются редко в следствии технического прогресса. А в годы войны письма были нужны как воздух.. И выглядели они по-особенному, в виде треугольников.
2 учительСейчас, свои пожелания ко Дню Победы мы тоже сложим в виде заветных треугольников.
Лет 30 тому назад у калитки одного дома каждый день я видела немолодую женщину. Думала, что она ожидает внука из школы. Оказалось - почтальона.
1 учительШестнадцатилетним убежал её сын Иван на фронт. Но первые письма - треугольники приходили из далёкого Кунгура - ныне Пермская область - здесь Иван проходил военную подготовку. Потом были первые бои - жестокие, изматывающие. 1944 год. Белоруссия. Здесь окончился боевой путь юноши. 2 учительА мать ждёт писем... Сначала они приходили - эти заветные письма военного лихолетья. Ими жила мать. В них столько тёплых, нежных слов: «Как живёшь, мама?.. Я вернусь, мама - жди!» Не сдержал обещания, не вернулся... А мать ждёт. Вот и сегодня она вышла за калитку - почтальона поджидать. Но что так медленно идёт она, что так мрачно её лицо - что?.. Подкосились ноги, плетью обвисли руки: «Ваш сын... пал... смертью храбрых...» Господи! Ах, война! Что ты сделала, подлая...
Письмо пришло. Когда страна готовилась отметить 35 победную весну Мать получила письмо. (1 учительсо стенда берёт письмо.).
1 учительВскоре вся округа знала, как читала тут же у калитки Мать письмо, как потом то ли выговорила, то ли простонала: «Я верила, верила, он жив». А писали из Белоруссии юные следопыты. С тех пор почтальоны перестали обходить стороной дом, где у калитки в полдень стоит женщина в ожидании письма. Письма приходили часто. И мать по весне собралась в дорогу. Везла она сыну горсть родной земли, а с его могилы в платочке привезла заветную, кровью сына обагрённую горсть, которую потом унесла с собой, упокоившись с миром.
Муз. Пауза. Звучит «АveMaria»
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
2 учительПока земля осколки в себе носит,
Пока снаряды поднимаем мы,
Пока поднять всех безымянных просят,
Мы не забудем страшной той войны.
1 учительВойну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память?
Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире?
2 учительИ все-таки, память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.
1 учитель просит учащихся вместе прочитать эпиграф, написанный на доске:
|
Отвечают на вопрос учителя: это произведения М. Шолохова “Судьба человека, А. Твардовского “Василий Теркин”, А. Толстого “Русский характер К. Симонова «Сын артиллериста», «Флаг».
Инсцинирование фрагмента из поэмы Твардовского «Василий Теркин»
Звучит военная песня.(Одинокая гармонь) Входит Василий Теркин (мальчик-подросток).
Теркин: Разрешите доложить
Коротко и просто.
Я большой охотник жить
Лет до девяносто.
А война - про все забудь
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: "Отставить".
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль живые,
Все мы вместе - это мы.
Твой народ, Россия.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся по схеме складывают треугольники.
Звучит отрывок песни . «Москвичи»( В полях у Вислы сонной, лежат в земле сырой…)Под музыку выходят к доске ученицы.
1 Ученица зачитывает отрывок.
Не все домой с войны вернулись близкие —Остались средь нескошенных полей!
Чтоб вознеслись в рассветы обелисками, по всей земле.
2 Ученица Но надо жить. Ведь в семье ещё двое младших детей, две дочки... И мать живёт - живёт, надеясь. И часто, как и прежде, её видят стоящей у калитки в ожидании почтальона. Она ждёт писем. Писем от сына.
3 Ученица Ну на что надеется она —
Двадцать лет, как кончилась война...
Чтение отрывка из письма
Ученик В мыслях я навещаю домик наш за рекой.
Как живёшь ты, родная? Сыну сердце открой. К нежной, ласковой самой письмецо своё шлю. Мама, милая мама, как тебя я люблю.
Я тебе обещаю быть достойным отца,
Без тоски и печали жди со службы бойца.
Улыбнись веселее, напиши мне ответ,
Ведь улыбкой твоею я на службе согрет.
К нежной, ласковой самой письмецо своё шлю...
Мама, милая мама, как тебя я люблю...
Учащиеся встают на МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.
Учащиеся садятся на свои места
Читают эпиграф под руководством учителя: Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым! Это надо живым!
|
|
Воспитание гражданственности и преданности Родине.
Знакомство учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны.
Воспитание у учащихся чувства патриотизма, гражданского долга.
Воспитание у учащихся чувства любви к Родине, чувства гордости за русский народ;
Привитие интереса учащимся к литературе, музыке, искусству;
Развитие монологической, устной речи, умения выступать перед аудиторией.
Развитие мелкой моторики рук.
|
На: Интегрированное внеклассное мероприятие "Строки, опаленные в
На: Интегрированное внеклассное мероприятие "Строки, опаленные в
На: Интегрированное внеклассное мероприятие "Строки, опаленные в
Валентина Михайловна - не нужно принимать простые замечания "в штыки". Я не видела урок, а оценивала разработку. А разработка оформлена не должным образом. Поддержка друзей и коллег всегда важна. Однако, во всём должна быть мера. Нельзя на чёрное - говорить белое. Не я одна просматривала материал. У каждого есть своё мнение и он вправе его высказать. Однако, в данной ситуации мнения многих коллег сходится к тому, что учитель методически не грамотно оформил свою разработку. ЭТОТ УРОК нельзя СЧИТАТЬ ЭТАЛОНОМ потому что в нём много недоработок. Эталон - это разработка на которую "должны все равняться", данная разработка не отвечает требованиям. На сайте много экспертов, обратитесь к Метлак В.В., Решетниковой Ю.В. Эти эксперты участвовали в конкурсе рецензеров и имеют опыт оценивания работ по технологии.
На: Интегрированное внеклассное мероприятие "Строки, опаленные в