Вы не зарегистрированы

Авторизация



Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки

    Выберите действие:

Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова
Submitted by Валентина Борисовна Антипова on Wed, 21/01/2009 - 19:32

Сайт школьной библиотеки

Создание и ведение сайта школьной библиотеки

В.Б. Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО


Одним из ресурсов, создание которых по силам школьному библиотекарю – это сайт школьной библиотеки, то есть совокупность веб-страничек, составляющих единое целое и объединенных между собой ссылками, которая имеет определенное место в Интернете с конкретным адресом.

Еще пару лет назад для того, чтобы создать свой сайт нужно было осваивать специальную программу, учиться создавать страницы, искать место, где его можно было бы разместить. Теперь каждый имеет возможность бесплатно завести свой высокоорганизованный многофункциональный сайт с приличным дизайном. Можно сделать это легко и быстро, используя бесплатные сервисы:

Google Sites,

UcoZ  (один из примеров - сайт Агаповской средней школы № 1 им. П.А. Скачкова Челябинской области)

Моя живая страница - Mylivepage и некоторые другие.

Например, UcoZ - это современная бесплатная система управления сайтом, которая работает по принципам Web 2.0 и позволяет создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и легкостью. Удобная панель управления позволяет быстро добавлять/ редактировать/удалять информацию на сайте, а гибкая система различных настроек и управления доступом - придать любой дизайн и наделить необходимой функциональностью. Модули системы могут быть оптимизированы и настроены под конкретный проект, что позволяет создавать сайты любой сложности. Систему UcoZ не нужно скачивать и устанавливать, достаточно просто зарегистрироваться, и система полностью в Вашем распоряжении.

Используя сервисы UcoZ, Mylivepage можно сделать интерактивный сайт с такими функциями как форум, опросы, новости, календарь, фотоальбом и другое.

Сайт школьной библиотеки – это в первую очередь, информационный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки, во-вторых – это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки.

Ошибки

Анализ сайтов российских школьных библиотек, которые мы нашли в Интернете, показывает, что многие из них имеют типичные ошибки:

  • не всегда указываются координаты библиотеки и контактная информация;

  • материалы не структурированы: подряд идет информация для всех категорий посетителей;

  • часто содержание ориентировано на администраторов, библиотекарей, а не на школьников;

  • мало интересных материалов для школьников, а между тем – они главные потребители библиотечной информации;

  • ошибки в терминологии (например, рекомендательный список литературы называется каталогом и т.п.);

  • материалы не подписаны;

  • материалы не имеют временных координат (например, предлагается статистика школьной библиотеки за один год, но абсолютно невозможно найти информацию о том, какой это год);

  • мало ссылок на хорошие ресурсы для детей и подростков;

  • неработающие ссылки;

  • большинство найденных сайтов практически не обновляется!

После знакомства с этими сайтами возникло впечатление, что они были сделаны к какому-то конкретному мероприятию (действительно, они были сделаны в рамках конкурсов “Мудрая Сова” по созданию школьными библиотеками своих веб-сайтов), после чего о них напрочь забыли. Между тем, на этих сайтах можно найти много отличных идей и любопытных находок.

Главным плюсом представляется активное участие ребят в работе над сайтами, которое включает:

  • непосредственное создание сайта;

  • мультимедийные проекты, подготовленные ими;

  • подготовка текстов и материалов сайта;

  • иллюстрации к сайту;

  • отзывы о книгах.

Например, библиотека школы № 175 г. Зеленогорска Красноярского края  включила в свой сайт раздел “Диванчик, или задушевный разговор”, где предлагается список из 10 книг для старшеклассников, составленный по итогам анкетирования. А вопрос в анкете был один: "Какую книгу вы посоветовали бы прочитать "На диванчике" своим лучшим друзьям?" Если бы сделать такое анкетирование постоянным и обновлять информацию, предположим, раз в месяц, или проводить рейтинги книг и выкладывать их на сайт регулярно, это могло бы стать неплохим средством продвижения литературы и чтения.

Библиотечно-информационный центр гимназии № 1 г. Новосибирска  поддерживает и обновляет свой сайт регулярно. Сайт очень информативен, он предлагает информацию для всех категорий своих читателей и даже массу информации для библиотекарей школ. Здесь можно найти методические разработки уроков, обзоры литературы по предметам, фотографии, замечательные мультимедийные проекты школьников, в частности, сайт “Крылатая судьба конквистадора”, посвященный жизни и творчеству Н. Гумилева, а также множество другой полезной и интересной информации. Но у него есть один большой недостаток – он очень долго загружается.

Перед тем как создавать сайт библиотеки нужно четко определить цели и задачи, предполагаемую аудиторию и содержание.

Не отвлекаясь на технические стороны создания сайта, определим его примерную структуру и обязательные элементы.

Структура сайта

  1. Главная страница включает каталог, поисковые инструменты.

  2. Новости, календарь, где отражается информация о мероприятиях библиотеки (и если такая страница включена, она должна постоянно обновляться).

  3. Контактная информация (адрес, телефон, e-mail, ФИО библиотекаря).

  4. Базы данных (если таковые имеются в библиотеке).

  5. Правила пользования библиотекой. Права и обязанности читателей. Режим работы.

  6. Направления работы библиотеки. Услуги библиотеки.

  7. Ссылки на ресурсы для учителей.

  8. Ссылки на образовательные ресурсы для школьников.

  9. Ссылки на справочные ресурсы.

  10. Ссылки на ресурсы для родителей (чтение, безопасность в Интернете).

  11. Чтение – аннотированные онлайн ресурсы.

  12. Информационная грамотность (советы, ресурсы).

  13. Помощь в подготовке к урокам (ссылки, советы, ресурсы).

  14. Материалы учителей.

  15. Лучшие творческие работы школьников.

Дизайн сайта

Остановимся только на некоторых моментах:

  • весь дизайн сайта должен быть выполнен в едином стиле и цветовой гамме;

  • цвет шрифта, цвет фона, должны гармонировать и способствовать комфортному чтению (красные буквы на черном фоне практически не читаются, утомляют глаза, напрягают мозг);

  • не применяйте более двух шрифтов на одной странице;

  • размер шрифта не должен быть очень большим или очень маленьким;

  • выбирая между большим количеством анимации и загрузкой сайта (а между ними есть прямая зависимость), выбирайте быструю загрузку – очень часто пользователи не дожидаются до конца, если сайт долго загружается;

  • если есть возможность использовать рисунки учащихся школы для оформления сайта – это идеальный вариант.

Важный момент при работе с материалами - соблюдение авторских прав. При заимствовании материалов, фотографий, иллюстраций обязательно указывайте источников информации.

С чего начать?

Организуйте творческую группу по созданию сайта, в которую войдут, в первую очередь, учащиеся школы.

  • Определите цели и задачи создания сайта.

  • Выберите программу или сервис, с помощью которого вы будете делать сайт.

  • Назначьте ответственных за дизайн, техническое обеспечение, содержание, обновление.

  • Определите структуру (страницы, рубрики) и предполагаемое наполнение (содержание) сайта.

  • Создайте эскиз сайта, то есть общую компоновку страниц, взаимосвязей между ними.

  • Подготовьте информационное наполнение: наберите и сохраните тексты в текстовом редакторе; обработайте графику и иллюстрации в Adobe Photoshop, FastStone или другой программе, подобрав необходимый размер и разрешение.

  • Начинайте работу.

Важные замечания:

  • любой хороший сайт должен периодически обновляться и пополняться новой информацией;

  • рекомендуется указывать дату последнего обновления сайта.

Для тех, кто хочет освоить самостоятельную программу по созданию сайта, можно порекомендовать методические ресурсы по использованию программ:

Хороший библиотечный сайт может стать основой электронной школьной библиотеки.

 

Еще на эту тему:

Козлова О. Сайты школьных библиотек: требования и возможности: проект рекомендаций для обсуждения

Гендина Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии



Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Спасибо большое. Прочитала с большим интересом. Очень полезная информация. С уважением, Иванчева Н.А.




Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Спасибо! Очень хотелось бы, чтобы информация пригодилась школьным библиотекарям (это у меня как-то в первую очередь) :)

с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО




Фото пользователя Юрий Васильевич Яковлев

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Валентина Борисовна!

Большое спасибо за статью. Нам как раз этого материала нехватало. Будем на сайтах наших базовых школ создавать разделы, посвященные работе библиотек. 

С уважением, Юрий Васильевич Яковлев 




Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Ой, обязательно надо! Ужасно, когда на сайте школы нет библиотеки!

с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Валентина Борисовна, молодец!!! Очень своевременная и нужная информация.

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Антонина Александровна, спасибо за поддержку.

с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО




Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


 1. Не совсем поняла, кто сделал презентацию, и откуда взяты иллюстрации. Однако попробую ответить. Если Вы создаете ресурс и заимствуете чужие иллюстрации из Интернета, внимательно посмотрите условия, на которых иллюстрации размещены. Если стоит знак копирайта, но не оговорены условия использования, теоретически Вы можете использовать эти иллюстрации, но должны обязательно дать ссылку на автора. Если Вы создаете эту презентацию для работы внутри школы, а не для публикации, то думаю, что спокойно можете использовать эти иллюстрации. 

2. Отсканированные обложки книг - не нарушение. Думаю, что можно использовать и иллюстрации. Ведь теоретически Вы работаете на издательства - создаете рекламу книги.

Ответила? :)

с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО




На: Антипова В.Б. Сайт школьной библиотеки


Валентина Борисовна! Большое спасибо за статью. Статья очень интересная и актуальная.

Хочу также поделиться ссылкой на сайт школьной библиотеки МОУ "СОШ №5" г. Валуйки Белгородская область:

http://biblio.valuyki.com/