Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Учим операторы Паскаля легко"

Выберите действие:

 Елютина Л.Н., учитель математики и информатики и ИКТ

МОУ Стрелицкая СОШ Семилукского района Воронежской области

 

Раздел «Программирование» – один из наиболее важных в информатике. Программирование развивает алгоритмическое мышление, логику, тренирует память, внимательность, повышает творческую активность, формирует умение применять полученные знания при решении задач различной направленности. Без прочных навыков, полученных в этом разделе, нельзя качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации, в том числе и в форме ЕГЭ, поступлению в вузы и участию в олимпиадах различного уровня.
По результатам ЕГЭ именно в задачах на программирование учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. Приведу результаты ЕГЭ по Воронежской области за 2008-09 уч. год по информатике. Наибольшие затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий:  А18 – 28% (выполнение алгоритма для конкретного исполнителя), В8 – 53% (исполнение алгоритма, записанного на естественном языке), С2 – 42% (умение написать короткую простую программу), С4 – 16% (Умение создавать программы средней сложности).
В любом случае уметь решать типовые задачи по программированию должны все ученики, не зависимо от того нравится ему программировать или нет. В обучении программированию – решение сложных задач начинается с основ. И от того, как учащийся усвоит азы, зависит его дальнейшее успешное обучение.
При изучении основ языка программирования Турбо Паскаль я столкнулась с проблемой: нередко дети не понимают как работают операторы, а значит им сложнее решить ту или иную задачу. А, учитывая отсутствие навыка набора латиницей и соответственно низкую скорость набора написанных ребятами программ, получается, что ученики со средними способностями даже не пытаются разобраться, что именно делают операторы в памяти компьютера, как происходит их работа с переменными. Работа сводится к «Получилось?» – «Ага! Он что-то пишет!», а правильность выполнения идет как «сверка ответов». Чтобы научить всех учащихся основам языка программирования я выделила несколько  уровней понимания:
°        1 уровень – «сделай» - умение выполнять готовый алгоритм;
°        2 уровень – «перефразируй» - умение понять суть фрагмента программы и рассказать на естественном языке или с помощью блок-схемы;
°        3 уровень – «вылови ошибку» - умение найти синтаксическую ошибку и исправить ее;
°        4 уровень – умение интерпретировать результат, оттестировать программу.
В своей практической работе на этапе теоретического изучения и закрепления материала я уделяю особое внимание первым трем уровням. Для формирования навыка составления программ на языке программирования я использую различные типы заданий.
Ряд заданий, которые развивают  умение выполнять готовый алгоритм и умение понять суть фрагмента программы, я почерпнула в сборнике «Задачи по информатике» П.Н.Карасева. Из них несколько задач категории «устного счета» мне показались особенно толковыми. Во-первых, эти задачи не привязаны к какому-либо условию – отвлеченные, а чаще даже бессмысленные – тем проще было привлечь учащихся к их решению – «что же в результате получится?», т.е. я ставила ребят в рамки формального Исполнителя. Во-вторых, последовательность решения таких заданий не привычная: условие → алгоритм → программа, а наоборот, уже дан готовый фрагмент программы и необходимо разобрать его действие.
Я выделила следующие типы заданий (конечно, вначале я делала оговорку, если  переменные не описаны, то считать их переменными целого типа.): 
- Задание на определение количества выполнения операторов тела цикла

k:=7; 

m:=14;

repeat  k:=k-1;

      n:=m mod 2;

      m:=m div 2;

until (m=1) or (k=5);

          write(m,‘kg’);
В данном фрагменте операторы тела цикла выполнятся 2 раза, выход из цикла по условию k=5.
- Задание на определение значения  переменных после выполнения этого фрагмента

x:=3;

for t:=1 to 5 do
     begin
         if x div 5<>0

  then write (x:5)

  else begin writeln (‘ net ’); n:=t; end;

             x:=x-2; end;
После выполнения данного фрагмента программы переменные имеют следующие значения:
x = -7, t = 5, n = 4.
- Задание на определение конечного результата - что будет напечатано на экране

x:=3;

for t:=-1 to 2 do
         begin
         if x mod 2=0

         then writeln(‘x=’,x)

         else writeln(x,’ mod 2 ¹ 0’);

   x:=x+3; end;
          write(x,t:4)

 - Задание на построение блок-схемы к заданному фрагменту программы

y:=6;

while y+x<1 do

      begin

           x:= y+1; y:=y-1;

           writeln(x,y);

      end;

Sum:=x+y;

write(x,y,sum);
- Задание на нахождение ошибок в тексте фрагмента программы

Вычислить значение функции

Значения параметра а и переменной x, ввести с клавиатуры.

PROGRAM ZNACENIE FUNCTII;

VAR

      A,X,Y : INTEGER;

BEGIN;

      WRITE (‘Введите A,X’);

       READLN (A , X);

       IF  X > A 

             THEN Y = A + SQR (X - A)

                 ELSE  Y = COS (ABS X) + SIN (2X);

       WRITELEN(‘Y=’,Y,’X=’, X:5:2,);

END

После исправления ошибок

PROGRAM ZNACENIE_FUNCTII;

VAR       A,X,Y : REAL;

BEGIN

   WRITE (‘Введите A,X’);

    READLN (A , X);

    IF  X > A 

         THEN Y := A +SQRT(X - A)

          ELSE   Y:=COS(ABS(X))+SIN(2*X);

WRITELN(‘Y=’,Y:10:2,’X=’, X:5:2,);

END.
 

И отрабатывала эти задания до автоматизма. Этим я добивалась сразу двух целей: при решении таких примеров ребята не только разбирали и понимали весь механизм языка программирования, но и запоминали операторы без домашней зубрежки.

Таким образом, после решения ряда этих заданий короткие простые программы составляли осмысленно даже слабые ученики.

 

 

Литература

1. Карасев П.Н. Задачи  по информатике//Учитель-АСТ. – 2001.

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Дмитрий Николаевич Колосов

На: Статья "Учим Паскаль легко"


Статья - наглядный образчик изобретения велосипеда.

Причину вижу в слабом владении предметом и методикой его преподавания.

 

"дети не понимают как работают операторы"

нарушение логики преподавания

"как работают операторы"

автор не владеет основами предмета: непонимание программного принципа УПРАВЛЕНИЯ исполнителем.

"Чтобы научить всех учащихся основам языка программирования"

Неужели ставится такая цель?!

 

Рекомендую прочесть "Методику преподавания информатики" А.И. Бочкина или "Двенадцать лекций" А.Г. Кушниренко.

 

 

То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://www.openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.




Фото пользователя Любовь Николаевна Елютина

На: Статья "Учим Паскаль легко"


Спасибо, Дмитрий Николаевич за критику, обязательно прочту рекомендуемое Вами.
Нежелание ищет причины, желание - возможности.



Фото пользователя Надежда Александровна Конева

На: Статья "Учим Паскаль легко"


Любовь Николаевна! Я не информатик, поэтому, наверное, для меня  важнее то, что при решении примеров ребята не только разбирали и понимали весь механизм языка программирования, но и не было домашней зубрежки. И что, пусть даже короткие простые программы, но составляли осмысленно даже слабые ученики. Удачи Вам!

Познание начинается с удивления



Фото пользователя Любовь Николаевна Елютина

На: Статья "Учим Паскаль легко"


Спасибо, Надежда Александровна. В этой статье я как раз и писала про тех ребят, которым не интересно и трудно изучать этот раздел информатики, но изучать ведь нужно. Мне показался этот прием удачным, возможно я не смогла донести это в статье коллеге, который судя по портфолио, скорее всего просто не сталкивался с такими детьми, учитывая профиль заведения в котором он работает.
Нежелание ищет причины, желание - возможности.



Фото пользователя Людмила Михайловна Милованова

На: Статья "Учим Паскаль легко"


Любовь Николаевна! Не надо зацикливаться на "анонимных" посетителях. Хотелось бы посмотреть критику "в глаза", так что...учитесь и

учите!

Для остановки нет причин. Иду...




Фото пользователя Любовь Николаевна Елютина

На: Статья "Учим Паскаль легко"


 Спасибо, Людмила Михайловна, за поддержку.   

Нежелание ищет причины, желание - возможности.


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн