Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование универсальных учебных действий

Выберите действие:

Уважаемые коллеги! Одно из основных положений Концепции государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения посвящено

 формированию универсальных учебных действий.

Что это такое? Какие они бывают? Какие приёмы и методы, используемые учителями - предметниками, позволят сформировать эти метапредметные умения?

 

 

 

Этапы и сроки работы:

1 этап - теоретический (таблица №1) -  1.10 - 10.10

2 этап - практический (таблицы №2 и №3) - (октябрь 2010 - март 2011)

3 этап - рефлексивный (апрель 2011)

 

Список участников творческой группы:

  1. Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
  2. Ермолаева Кристина Алексеевна. учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
  3. Матвейчук Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
  4. Цветкова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
  5. Самарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
  6. ...                                                                                           Таблица №1

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

(Что это такое?)

 

 ФИО

Регулятивные

УД

Познавательные

УД

Коммуникативные

УД

Личностные

УД

         
Цветкова Ольга Валентиновна

 Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.  (Формирование УУ Д в основной школе: от  действия к мысли"  А.Г. Асмолов)
   

 

Матвейчук Ольга Ивановна     Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Классификация коммуникативных умений
    Передача информации  
 Прием 
     1. слушать          
     2. читать
     3. получать числовую информацию
     4. получать графическую информацию
     5. читать жесты и позы
     6. читать мимику лица и моторику тела
     7. различать интонацию
 Передача  
      8. говорить
      9. писать
     10. передавать числовую информацию
     11. передавать графическую информацию
     12. передавать информацию посредством жестом
      13. передавать информацию посредством мимики и пантомимики
      14. передавать информацию интонацией
    Обработка информации 
  Поиск    искать в традиционных источниках  
      15. в алфавитном каталоге
      16. в предметном каталоге
      17. в каталоге вторичных источников
      18. в словарях
      19. в энциклопедиях
 Искать в компьютерных источниках
      20. в сети Интернет
      21. в электронных книгах
      22. в электронных каталогах, архивах
      23. с помощью поисковых программ
      24. в базах данных
 Искать в других источниках  
      25. в социуме
      26. в радиовещании, телевещании
      27. в аудио-, видеоисточниках
 Переработка 
       28. на основе анализа
       29. на основе синтеза
 
 
Александрова Ирина Александровна

 

 

В блоке  познавательных учебных действий выделяют

  • общеучебные дейстия , включая знаково-символические,
  • логические
  • действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных   входят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познав.цели;
  • поиск и выделение информации;
  • применение методов инф.поиска, в том числе и с помощью компьют.ср-в;
  • знаково-символические   действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и рез-тов действия;
  • смысловое чтение;
  • выбор вида чтения в зав-ти  от цели; восприятие  текстов разных стилей;
  • умение адекватно передавать сод-е текста;
  • составлять тексты различных жанров.

В число логических универсальных действий входят:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификация объектов;
  • подведение под понятие;
  • выд-е следствий;
  • установление  причинно-следственных связей; 
  • построение логической цепи рассуждений, док-в;
  • выдвижение гипотез; их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем твор. и поиского характера.

("Формирование УУ Д в основной школе: от  действия к мысли"  А.Г. Асмолов) 

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ умения 
обеспечивают
  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
  • умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

("Формирование УУ Д в основной школе: от  действия к мысли"  А.Г. Асмолов) 

 Самарова Наталья Николаевна      

    Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработкиценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

    Четыре основных компонентагражданской идентичности:

  • когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности;

требования:

знание основных  и сторических событий, географии края, знание государственной символики, положений Конституции РФ, этнической принадлежности,ориентация в системе моральных норм,экологическое сознание.

 

  • ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
  • эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых;

требования:

гражданский потриотизм, любовь к Родине, уважение к истории страны, к ее памятникам, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов страны и мира, уважение личности, ценностей семьи, сформиррованность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

 

  • поведенческий - участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

требования:

участие в школьном самоуправлении, выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых людей  и своих сверстников, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы.

 

         
         

Таблиица №2

КОНСТРУКТОР ПРИЁМОВ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД (МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР)

(Как будем формировать?)

 

ФИО                               

Приёмы формирования регулятивных УД 

Приёмы формирования познавательных УД

Приёмы формирования коммуникативных УД
Матвейчук Ольга Ивановна      •    Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
•    Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
•    Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
•    Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
•    Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
•    Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
•    Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

 
Ермолаева Кристина Алексеевна  "Листы самоконтроля и самооценки"

 "Тетрадь открытий"

Приемы и методы технологии ТРИИК

 "Дискуссия"
Александрова Ирина Александрона  

 приемы ТРКМЧП:

  • прием толстых и тонких вопросов
  • ромашка Блума
  • прием Фишбоун
  • карусель
  • мозговой штурм
  • перекрестная дискуссия
  • шесть шляп мышления
  •  чтение с остановками
  • оценочное окно
  • прием "Верные-неверные утверждения"
  • древо предсказаний
  • эссе, свободное письмо
  • исследовательская работа

  приемы технологии Французских мастерских:
 

  •  символического видения,

  •  сравнения версий,
  •   «Если бы...»,
  • самостоятельного конструирования определений понятий,
  •  «ключевых слов»,
  •  эвристического исследования,
  •  конструирования вопросов,
  •  смысловых ассоциаций,
  •  вживания,
  •  образного видения, 
  • «Закончи предложение»,
  •   «Панель» 

приемы учебной деятельности

 
 Цветкова Ольга Валентиновна

1. Система контрольных работ (направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки)

2. Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)

Приём моделирования  
       
       
       
       
       

 

Таблица №3

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД 

(Как будем измерять?)

 

ФИО                                  Методы диагностики уровня сформированности регулятивных УД                                               Методы диагностики сформированности познавательных УД                                                    Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных УД                                                    
Цветкова Ольга Валентиновна Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.) Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.)  
 Александрова Ирина Алеесандровна    Диагностика уровня сформированности УД (Марковой А.К.)  
       
       
       
       

 

 

 

 

 

 

 

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазввитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

Книга "Как проектировать УУД в начальной школе" под ред. А.Г. Асмолова

 

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Приглашаем Вас принять участие в создании конструктора приёмов и форм организации деятельности на уроке, позволяющих формировать УУД.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Формирование универсальных учебных действий


Елена Коточигова


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн