Уважаемые коллеги! Одно из основных положений Концепции государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения посвящено
формированию универсальных учебных действий.
Что это такое? Какие они бывают? Какие приёмы и методы, используемые учителями - предметниками, позволят сформировать эти метапредметные умения?
Этапы и сроки работы:
1 этап - теоретический (таблица №1) - 1.10 - 10.10
2 этап - практический (таблицы №2 и №3) - (октябрь 2010 - март 2011)
3 этап - рефлексивный (апрель 2011)
Список участников творческой группы:
- Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
- Ермолаева Кристина Алексеевна. учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
- Матвейчук Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
- Цветкова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
- Самарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
- ... Таблица №1
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(Что это такое?)
ФИО |
Регулятивные
УД
|
Познавательные
УД
|
Коммуникативные
УД
|
Личностные
УД
|
|
|
|
|
|
Цветкова Ольга Валентиновна |
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. (Формирование УУ Д в основной школе: от действия к мысли" А.Г. Асмолов)
|
|
|
|
Матвейчук Ольга Ивановна |
|
|
Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Классификация коммуникативных умений
Передача информации
Прием
1. слушать
2. читать
3. получать числовую информацию
4. получать графическую информацию
5. читать жесты и позы
6. читать мимику лица и моторику тела
7. различать интонацию
Передача
8. говорить
9. писать
10. передавать числовую информацию
11. передавать графическую информацию
12. передавать информацию посредством жестом
13. передавать информацию посредством мимики и пантомимики
14. передавать информацию интонацией
Обработка информации
Поиск искать в традиционных источниках
15. в алфавитном каталоге
16. в предметном каталоге
17. в каталоге вторичных источников
18. в словарях
19. в энциклопедиях
Искать в компьютерных источниках
20. в сети Интернет
21. в электронных книгах
22. в электронных каталогах, архивах
23. с помощью поисковых программ
24. в базах данных
Искать в других источниках
25. в социуме
26. в радиовещании, телевещании
27. в аудио-, видеоисточниках
Переработка
28. на основе анализа
29. на основе синтеза
|
|
Александрова Ирина Александровна |
|
В блоке познавательных учебных действий выделяют
- общеучебные дейстия , включая знаково-символические,
- логические
- действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познав.цели;
- поиск и выделение информации;
- применение методов инф.поиска, в том числе и с помощью компьют.ср-в;
- знаково-символические действия, включая моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и рез-тов действия;
- смысловое чтение;
- выбор вида чтения в зав-ти от цели; восприятие текстов разных стилей;
- умение адекватно передавать сод-е текста;
- составлять тексты различных жанров.
В число логических универсальных действий входят:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификация объектов;
- подведение под понятие;
- выд-е следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, док-в;
- выдвижение гипотез; их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем твор. и поиского характера.
("Формирование УУ Д в основной школе: от действия к мысли" А.Г. Асмолов)
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ умения
обеспечивают
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
- умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
("Формирование УУ Д в основной школе: от действия к мысли" А.Г. Асмолов)
|
Самарова Наталья Николаевна |
|
|
|
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработкиценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Четыре основных компонентагражданской идентичности:
- когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности;
требования:
знание основных и сторических событий, географии края, знание государственной символики, положений Конституции РФ, этнической принадлежности,ориентация в системе моральных норм,экологическое сознание.
- ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых;
требования:
гражданский потриотизм, любовь к Родине, уважение к истории страны, к ее памятникам, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов страны и мира, уважение личности, ценностей семьи, сформиррованность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
- поведенческий - участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
требования:
участие в школьном самоуправлении, выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблиица №2
КОНСТРУКТОР ПРИЁМОВ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД (МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР)
(Как будем формировать?)
ФИО |
Приёмы формирования регулятивных УД
|
Приёмы формирования познавательных УД
|
Приёмы формирования коммуникативных УД |
Матвейчук Ольга Ивановна |
|
|
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
|
Ермолаева Кристина Алексеевна |
"Листы самоконтроля и самооценки" |
"Тетрадь открытий"
Приемы и методы технологии ТРИИК
|
"Дискуссия" |
Александрова Ирина Александрона |
|
приемы ТРКМЧП:
- прием толстых и тонких вопросов
- ромашка Блума
- прием Фишбоун
- карусель
- мозговой штурм
- перекрестная дискуссия
- шесть шляп мышления
- чтение с остановками
- оценочное окно
- прием "Верные-неверные утверждения"
- древо предсказаний
- эссе, свободное письмо
- исследовательская работа
приемы технологии Французских мастерских:
- сравнения версий,
- «Если бы...»,
- самостоятельного конструирования определений понятий,
- «ключевых слов»,
- эвристического исследования,
- конструирования вопросов,
- смысловых ассоциаций,
- вживания,
- образного видения,
- «Закончи предложение»,
- «Панель»
приемы учебной деятельности
|
|
Цветкова Ольга Валентиновна |
1. Система контрольных работ (направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки)
2. Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)
|
Приём моделирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №3
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
(Как будем измерять?)
ФИО |
Методы диагностики уровня сформированности регулятивных УД |
Методы диагностики сформированности познавательных УД |
Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных УД |
Цветкова Ольга Валентиновна |
Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.) |
Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.) |
|
Александрова Ирина Алеесандровна |
|
Диагностика уровня сформированности УД (Марковой А.К.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазввитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.
Книга "Как проектировать УУД в начальной школе" под ред. А.Г. Асмолова
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Приглашаем Вас принять участие в создании конструктора приёмов и форм организации деятельности на уроке, позволяющих формировать УУД.
|
На: Формирование универсальных учебных действий