ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Панченко Е.Н., МОУ Аннинская СОШ №3 с УИОП, Аннинского муниципального района Воронежской области
e-mail:
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
(Уильям Артур Уорд)
Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому и учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям мы относим проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов и ИКТ можно с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися.
В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии.
Работа над многими темами начинается с проведения учащимися некоторого социологического опроса. 5-7-классники осуществляют эту работу в письменной форме. А вот со старшеклассниками, имеющими хорошие навыки владения компьютером, мы пытаемся создавать опросы, используя www.anketer.ru. Это позволяет не только сделать процедуру опроса увлекательной и интересной, но и быстро и просто проанализировать полученные результаты. Проанализировать результаты и представить их в форме диаграмм помогает также программа MSExcel. Учащиеся приобретают навыки работы в табличном процессоре, что пригодится им в дальнейшем при изучении различных дисциплин.
На следующем этапе ученики должны провести огромную научно-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Предварительно мы с учащимися составляем каталог информационных ресурсов по интересующим вопросам, что позволяет быстро осуществить поиск необходимых сведений.
Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиям оформить работу позволяет текстовый редактор MSWord. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, вставки в текст различных объектов, создания ссылок и т.д. Большой интерес у школьников вызывает работа по созданию буклетов в программе Microsoft Office Publisher.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовку к серьезной проектной деятельности мы начинаем еще в 5-6 классах. Первые проекты по математике мои учащиеся выполняют в 5 классе по теме «Натуральные числа». Изучая проценты, они выбирают следующие темы для своих творческих работ:
· Наша Анна с основания, до наших дней в процентах.
· Моя школа в цифрах и процентах.
· Мой класс и проценты.
Изучая таблицы и диаграммы, выполняют исследовательские работы на темы:
· Жизнь моего посёлка.
· Воронежская область – центр Черноземья
· Как тебе живется в коллективе?
В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. На первых двух уроках они знакомятся с теоретическим материалом, решают разнообразные задачи, а далее я предлагаю выполнить проект по этой теме. На подготовку проекта дается 3-5 дней. Как только проекты готовы, я предоставляю группе время на уроке, и они проводят презентацию своего проекта. Оценка за проект получается из трех составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Критерии оценки проекта являются актуальность и значимость темы, полнота раскрытия темы, оригинальность решения проблемы, качество выполнения продукта, убедительность презентации.
В 7 классе ребята выполняли краткосрочные проекты, направленные на формирование интереса к новому для них предмету: геометрии. Составление тематических кроссвордов, карточек с пропусками для проверки знаний помогали ученикам запомнить теоретический материал. Такие проекты можно отнести к практико-ориентированным.
В 8 классе проекты выполняем в парах. В этом возрасте нужно помочь ученику развивать исследовательские умения: выявление проблемы, построение гипотез, сбор информации, выделение главного, анализ, обобщение. Ребята уже могут делать проекты, носящие исследовательский характер. По времени выполнения такие проекты относятся к долгосрочным, поэтому работа шла в течение нескольких месяцев. Одной из тем, предложенных учащимся, была тема «Симметрия вокруг нас».
Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат или исследовательская работа). Это индивидуальные годичные проекты. Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций. Работа над такими проектами начинается еще в сентябре и проходит она в три этапа.
1 этап – организационный (сентябрь). На этом этапе я помогаю учащимся в выборе темы, даю рекомендации по подбору литературы. Вместе устанавливаем временные рамки и график консультаций.
2 этап – основной (октябрь-январь). Здесь ведется кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются в данной теме.
3 этап – заключительный (февраль-март). Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта.
Защита проектов в 7 - 11 классах проводится в дни науки и искусства, которые традиционно проходят в апреле месяце в нашей школе. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. Оцениваем чёткость формулировок, результативность работы, культуру речи, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.
Исследовательские работы наших учащихся были представлены на Киселёвских чтениях в г. Воронеж, а так же на Всероссийских детских конференциях «Первые шаги в науке» в п. Непецино и «Первые шаги в науку» г. Обнинск.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.
Используя метод проектов и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучными формулами и теоремами мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.
|