Submitted by Нина Борисовна Хохлова on пн, 01/11/2010 - 22:11
Использование ИКТ на уроках технологии
Учитель технологии МОУ «СОШ р. п. Духовницкое Саратовской области»
Хохлова Н. Б.
Введение
Сегодня в процесс обучения пришли новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Это позволило яснее осознать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов. Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе преподавания технологии. В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт. Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Я использую презентацию только фронтально, так как оснащение класса не позволяет использовать индивидуально для каждого.Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ я ввела в традиционный урок. Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения. Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволил мне вносить изменения, уточнения, позволил корректировать его в любое время, обеспечил лучшее осмысление и осознание той информации, которую я хотела бы донести до школьников. Все презентации являются, прежде всего, носителями информации попредмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условиядля реализации активностии сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд-фильма обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся. Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Кроме того, важно во время урока чередовать работу на компьютере с другой деятельностью и проводить физкультминутки в целях здоровьесберегающих технологий. Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке, которых я придерживаюсь неукоснительно:
Хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном - указателем и т. д.
Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.
Наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала.
Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.
Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.
Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.
В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух др.
Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата.
Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у обучающихся умений работать с ними.
Мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов.
Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя, таким образом, и сам учебный процесс.
Основная часть
(5 класс)
Раздел: «Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры. Построение и оформление чертежей».
Блок: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Тема: «Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4».
Цель урока: Сформировать навыки выполнения чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам.
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и
последовательностью выполнения чертежа фартука;
- Формировать навыки построения чертежа в М 1:4;
- Приучать к точности при выполнении расчетов и построения чертежа;
- Способствовать развитию внимания и аккуратности.
Тип урока: комбинированный, с использованием видеоряда. (45 мин.)
Методы обучения: беседа с использованием проблемных вопросов, беседа с элементами лекции; объяснительно – иллюстративный.
Вид деятельности: репродуктивный.
Материально – техническое обеспечение урока: иллюстрации моделей рабочей одежды и фартуков; чертежи фартука в М 1:4 и натуральную величину; масштабные линейки; чертежные инструменты и принадлежности; мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Дидактическое обеспечение урока: индивидуальные инструкционные карты с таблицами расчета чертежа, самооценочные таблицы.
- сообщение темы урока и ее запись в тетрадь учащимися;
- доведение до учащихся плана урока.
(Слайд №1).
I.Актуализация знаний учащихся.
(Обобщающая беседа). (Слайд №2).
1.Что такое мерки? Давайте вспомним (Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения).
2.А какие мерки нужны для построения чертежа фартука?
(Полуобхват талии, полуобхват бедер и длина изделия).
3.Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему?
(Нет. Так как мы все разные и по росту, и по полноте).
4.Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?
(Потому что чертеж строят на одну половины фигуры).
5.Как записывается мерка длины?
(Полностью).
II.Изложение нового материала (Понятия и способы действий)
(Беседа с элементами лекции и использованием проблемных вопросов)
Итак, мы знаем свои мерки, но этого недостаточно, чтобы построить чертеж изделия, необходимо познакомиться с последовательностью выполнения чертежа и приемами расчета конструкции. В этом нам поможет индивидуальная инструкционная карта. Давайте ознакомимся с ней и заполним таблицу, выполнив необходимые расчеты. (Слайд №3).
(Учитель демонстрирует приемы расчетов на экране, учащиеся заполняют таблицу).
Теперь мы можем перейти к выполнению чертежа, т. е. конструированию.
(Слайд №4).
(Запись в тетрадях определения: «Конструирование швейных изделий» - это построение чертежей деталей одежды).
Для выполнении работ по конструированию необходимы следующие инструменты и принадлежности: чертежный угольник, карандаш, ластик и линейка – закройщика. В чем ее особенность?
(Учащиеся сравнивают обычную линейку с линейкой – закройщика. Анализируют. Выясняют, что линейка уменьшает естественные размеры).
Секрет открыт. 1см уменьшился в 4 раза. А если с ее помощью построить чертеж, он уменьшится в 4 раза? (Да). А для нас это важно? (Да, ведь чертеж в
натуральную величину не уместится в наших тетрадях).
Мы с вами знакомимся с еще одним понятием: «Масштаб».
(Запись в тетрадях: «Масштаб – отношение линейных размеров изображений предметов к действительным).
Масштаб нашего чертежа будет 1:4. А где нам еще встречался масштаб? Что еще можно построить с помощью масштаба?
(На глобусе), (План поселка, географическую карту, и т. п.).
А теперь давайте внимательнее рассмотрим чертеж фартука и познакомимся с оформлением чертежей швейных изделий.
Какие мы видим линии?
(Толстые и тонкие).
Толстые – это контурные, тонкие – вспомогательные.
Как они располагаются?
(Сверху – вниз, справа – налево).
Это вертикальные и горизонтальные линии.
Что лежит на линиях?
(Отрезки).
Чем они ограничены?
(Точками).
Название точек как записано?
(Большими печатными буквами).
Линии расположены по отношению к друг другу как?
(Под прямым углом).
Вспомним приемы работы с линейкой: какой рукой мы ее держим?
(Левой).
Да, плотно прижимая к бумаге, а при проведении линий по линейке карандаш надо слегка наклонить в сторону его движения (не наклонять на себя или от себя). Итак, вооружившись знаниями и всем необходимым приступаем к выполнению практической работы.
Ознакомление с самооценочной таблицей.
III.Практическая работа по построению чертежа фартука с нагрудником в М 1:4.
(Слайды №5 – 16).
(Учащиеся смотрят слайд – фильм, слушают объяснения учителя и строят чертеж фартука: нижнюю часть фартука с карманом и нагрудником. Возможны случаи опережения, что похвально. Учитель дает комментарии и оказывает индивидуальную помощь ученицам).
IV.Физкультминутка.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность глазам и пальцам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений:
- Зажмурим глаза, посчитаем до трех. Откроем. Сделаем так три раза.
- Разведем пальцы и с силой согнем. Повторим пять раз.
- Поочередно поморгаем глазами пять раз. Отдохнули?
Продолжаем работу.
V.Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа учащихся.
Внимательно посмотрите на свои работы, для каких еще деталей фартука необходимо построить чертежи?
(Бретелей и пояса).
Построение этих чертежей вы проведете самостоятельно, с помощью слайда.
(Слайд №17).
Проверьте себя, ваш готовый чертеж фартука с нагрудником должен иметь следующий вид.
(Слайд №18).
VI.Подведение итогов урока.
- самоанализ выполненных практических работ и допущенных ошибок с помощью самооценочной таблицы;
(Слайд №19).
- устный опрос:
(Слайд № 20-21).
- Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму.
(Нижняя часть фартука, бретель, пояс).
- Назовите парные детали фартука.
(карманы, бретели).
- От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?
(Полуобхват бедер).
- Объясните, почему при расчете длины пояса мерке Ст дается большая
прибавка – 30 см?
(Она нужна для завязок).
- кроссворд
Какая работа называется «конструированием»?
1.Как называется отношение линейных размеров изображений предметов к действительным? (масштаб)
2.Как называются измерения фигуры? (мерки)
3. Что мы проводили, чтобы получить чертеж? (линии)
4. Чем ограничены отрезки? (точками)
5.Какой чертежный инструмент помог нам построить чертеж?(линейка)
- выставление учителем оценок за практические работы с комментариями объективности оценивания результатов работы каждой ученицы;
- выставление оценок за устные ответы каждой ученицы.
- уборка рабочих мест.
Самооценочная таблица
«Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4»
Критерии
Соответствие образцу
полностью
частично
1.Точность выполнения чертежа
основы
кармана
пояса
бретели
2.Правильность построения линий
сплошная тонкая
сплошная толстая
3.Аккуратность выполнения чертежа
4.Правильность расположения чертежа
5.Скорость выполнения работы
+
+
+
+
+
+
+
+
+1
-0,2
-0,2
-0,2
-0,2
-0,2
-0,2
-0,2
-0,1
Наш урок подошел к концу. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня допустил ошибки, исправив их, постарайтесь впредь не совершать. До свидания. Спасибо за сотрудничество.
(Слайд №22).
Заключение
Предлагаемая мною разработка урока «Конструирование фартука с нагрудником вМ 1:4» в 5 классе позволила мне сократить время, отведенное на изучение данной темы, за счет активизации познавательной деятельности учащихся во время актуализации прежних знаний, изучении новых понятий и приемов работы, выполнения практической и самостоятельной работ, оценивания результатов своего труда. Применение презентации дало возможность учащимся выбрать темп и вид деятельности на уроке, а мне уделять больше времени на контроль выполняемых ими приемов и не терять визуального контакта, т.к. не было необходимости демонстрировать приемы самой, отворачиваясь к доске. Подобную форму урока целесообразно применять во всех классах при изучении тем по конструированию раздела программы «Обработка ткани».