Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конструирование фартука

Фото пользователя Нина Борисовна Хохлова
Submitted by Нина Борисовна Хохлова on пн, 01/11/2010 - 22:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хохлова Н.Б.
Место работы, должность: 
учитель технологии МОУ "СОШ р.п. Духовницкое"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Сформировать навыки выполнения чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Симоненко В.Д., Технология.5 кл.

Крапивина Н.Ю. Рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: 

 

Иллюстрации моделей рабочей одежды и фартуков; чертежи фартука в М 1:4 и натуральную величину; масштабные линейки; чертежные инструменты и принадлежности; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Краткое описание: 
Обучение с применением ИКТ.

 

Использование ИКТ на уроках технологии

                                                                                   Учитель  технологии МОУ «СОШ р. п. Духовницкое Саратовской области»  

Хохлова Н. Б.

Введение

   Сегодня в  процесс  обучения  пришли  новые  информационные  компьютерные  технологии.  Они  основаны на сочетании  информационных  и  вычислительных  возможностей   компьютеров,  средств  звукового  и  визуального  представления  информации. Это позволило   яснее    осознать,  какие  возможности  дает  компьютер  для  повышения  эффективности  учебного  процесса,  освобождая  и  учителя,  и  ученика  от  многих  рутинных  операций,  и  расширяет  возможности  для  реализации  творческих  замыслов.
   Компьютерные  технологии  открыли  новые  возможности  для  создания  самими  преподавателями  иллюстративного  наглядного  материала:  видеофильмов,  слайдов,  слайд – фильмов,  так  как  их  нехватка  остро  ощущается  в  учебном  процессе преподавания технологии.
   В  настоящее  время  очень  популярны  такие  уроки,  где  весь  или  частично,  учебный  материал  представлен  в  программе  Power  Point (слайд – презентации).  Это  наиболее  удачная  форма  наглядных  пособий,  она  дает  возможность  продемонстрировать  поэтапно  в  движении  некоторые  процессы,  в  зависимости  от  темы,  так  как  схемы,  рисунки,  таблицы  и  т. п.  на  бумажных  носителях  быстро  выходят  из  строя  и  плохо  видны  с  последних  парт.  
   Школьникам  нравится  работать  с  компьютером,  и  они  с  удовольствием  включаются  в    деятельность.  Стимуляция  познавательных  интересов  у  школьников  вызывается  новизной  наглядных  средств  обучения.    
   Презентация  может  оформляться  всевозможными  картинками,  схемами,  графиками,  таблицами  и  т. п.,  может  содержать  в  себе  кроссворды,  тесты  и  сопровождаться  звуками,  музыкой  и  речью,  что 
позволяет  эмоционально  воздействовать  на  учащихся.  Она  позволяет    лучше  запечатлеть  в  сознании  учащихся  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть  какие - то  события,  факты,  схемы,  явления;  применить  игровой  момент.  Все  слайд – презентации  представляют  собой  структуру,  работая  с  которой  учитель  может  в  любом  месте приостановить  показ,  вернуться  назад  или  вперед,  делая  при  этом  комментарии  по  теме. Я использую презентацию  только  фронтально, так как оснащение класса не позволяет использовать индивидуально  для  каждого.Применение  компьютеров  эффективно  на  всех  стадиях  педагогического  процесса:  на  этапе  предъявления  учебной  информации,  на  этапе  усвоения  учебного  материала  в  процессе  интерактивного  взаимодействия  с  компьютером,  на  этапе  повторения  и  закрепления  усвоенных  знаний  и  умений,  на  этапе  промежуточного  и  итогового  контроля  и  самоконтроля  достигнутых  результатов  обучения.  Такой  подход  позволяет  индивидуализировать  процесс  обучения.
Исследования  последних  лет  показали:  люди  усваивают  20%  услышанного,  30%  увиденного  и  более  50%  того,  что  одновременно  видели  и  слышали.  Поэтому  элементы  ИКТ я ввела  в  традиционный  урок. 
    Разработка  презентации  для  урока  является  длительным  процессом,  который  требует  значительных  затрат  времени.  Но,  в  то  же  время  необходимо  отметить,  что  компьютер  в  значительной  мере  снижает  трудоемкость  оформления  создаваемых  схем,  образцов,  текстов,  таблиц,  графиков  и  рисунков.  Отснятые цифровыми  фото -  и  видеокамерами материалы    легче  обрабатывать  на  компьютере.  Возможности  сканера  позволили  вводить  в  компьютер  изображения:  иллюстраций  из  печатных  изданий,  фотографий,  а  графические  редакторы  -  устранять  в  них  дефекты,  выбирать  нужный  формат,  изменять  цвет,  удалять  лишние  детали,  вырезать  отдельные  фрагменты  и  составлять  из  них  отдельные  изображения.
       Слайд - фильм,  или  презентация,  как    метод -  современен  и  перспективен,  он  позволил  мне  вносить  изменения,  уточнения,  позволил  корректировать  его  в  любое  время,  обеспечил  лучшее  осмысление  и осознание той  информации,  которую я  хотела бы  донести  до  школьников.
      Все презентации  являются, прежде всего, носителями информации по
предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд-фильма  обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся. 
       Использование  компьютера  предъявляет  большие  требования  к 
организации  учебного  процесса,  которая  должна  отличаться  четкостью,  продуманностью,  целесообразностью.   Кроме  того,  важно  во  время урока чередовать  работу  на  компьютере  с  другой  деятельностью  и  проводить  физкультминутки  в  целях  здоровьесберегающих  технологий.
    Существуют  некоторые  условия  успешного  (эффективного)  представления  наглядных  пособий  изготовленных  с   помощью  ИКТ  на  уроке, которых я придерживаюсь неукоснительно:

  • Хорошее  обозрение  в  кабинете,  которое  обеспечивается  хорошей  видимостью  демонстрируемого  наглядного  пособия  путем  применения  ответствующих  красок  экраном - указателем  и  т. д.
  • Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.
  • Наглядное   пособие  демонстрируется  тогда,   когда  в  этом наступила   необходимость   по   времени   и   по   содержанию изучаемого материала.
  • Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.
  • Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

        Слово предваряет,  сопровождает  и  заключает  демонстрацию наглядного пособия   представленного   в   виде   презентации.

  • В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно,  большее  количество  анализаторов:  зрение,  слух   др.
  • Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата.
  • Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных),  необходимых для  выяснения   сущности   демонстрационных   явлений,   а   так   же   для   обобщения усвоенной учебной информации.
  • Систематичность   применения   наглядных   пособий   в виде презентации способствует формированию у обучающихся умений работать с ними.
  • Мелкие   объекты    использовать   в   качестве   раздаточных материалов.
  • Привлекать         самих   учеников   к   нахождению   желаемой   информации в наглядном пособии, постановка перед    ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые  информационные  технологии  помогают  найти  естественный  путь  превращения  школьников  в  активных  участников  учебного  процесса,  а  учителям помогают  совершенствовать  свой опыт и методику,  совершенствуя, таким  образом,  и  сам  учебный  процесс.  

 

 

  Основная часть

 

                                                                                                            (5 класс)

Раздел: «Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры. Построение и оформление чертежей».

Блок: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

 Тема:  «Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4».        

 

Цель урока: Сформировать навыки выполнения  чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам.

Задачи урока:

-  Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и

последовательностью выполнения  чертежа  фартука;

-  Формировать навыки построения чертежа в М 1:4;

- Приучать к точности при выполнении расчетов и построения чертежа;

- Способствовать развитию внимания и аккуратности.

Тип урока: комбинированный, с использованием видеоряда. (45 мин.)

Методы обучения: беседа с использованием проблемных вопросов, беседа с элементами лекции; объяснительно  – иллюстративный.

Вид деятельности: репродуктивный.

Материально – техническое обеспечение урока: иллюстрации моделей рабочей одежды и фартуков; чертежи фартука в М 1:4 и натуральную величину; масштабные линейки; чертежные инструменты и принадлежности; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Дидактическое обеспечение урока: индивидуальные инструкционные карты с таблицами расчета чертежа, самооценочные таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

Примечания

1

Организационный
момент

 Проверка  готовности
учащихся (наличие инструментов)

 

1

 

 

 

 

Сообщение  темы  и  целей  урока

 Записывают тему урока в тетрадь

3

Слайд 1-2

2.

Повторение пройденного материала

Предлагает вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

 

Слайд 3

3.

Изложение нового
материала

 

 

 

 

 

Вводная  беседа

Вводит новые понятия, демонстрирует необходимые инструменты, приемы работы

Смотрят  на  экран, слушают, участвуют  в  беседе, делают записи в тетрадях

5

Слайд 4

4.

Практическая работа

 

 

 

 Слайды 5-16

 

Вводный инструктаж

Инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу

Осмысливание  задания

2

 
 

Текущий инструктаж

Корректировка неправильных действий учащихся, ссылка  на слайды 

 Фронтальная
работа   со слайдами

16

 

5.

Физкультминутка

   

1

 

6.

Закрепление изученного материала

Комментирует слайд

Самостоятельная индивидуальная работа

5

Слайд 17

7.

Заключительный инструктаж

Комментирование выполненных работ

Анализируют выполненную работу, заполняют самооценочную таблицу

2

 Слайд 18-19

4

Итог  урока

беседа по вопросам учителя или в форме кроссворда

отвечают на вопросы

3

 Слайд 20-21

5

Домашнее задание

сообщение домашнего задания, оценок за урок

запись в дневник

2

 Слайд 22

6

Уборка рабочих мест

 

 

1

 

 

План-конспект урока:

1.     Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение темы урока и ее запись в тетрадь учащимися;

- доведение до учащихся плана урока.

                                                                                                (Слайд №1).

 

I.                   Актуализация знаний учащихся.

                                 (Обобщающая беседа).                            (Слайд №2).

1.     Что такое мерки? Давайте вспомним (Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения).

2.     А какие мерки нужны для построения чертежа фартука?

(Полуобхват талии, полуобхват бедер и длина изделия).

3.     Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему?

(Нет. Так как мы все разные и по росту, и по полноте).

4.     Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?

(Потому что чертеж строят на одну половины фигуры).

5.     Как записывается мерка длины?

(Полностью).

II.                 Изложение нового материала (Понятия и способы действий)

(Беседа с элементами лекции и использованием проблемных вопросов)

Итак, мы знаем свои мерки, но этого недостаточно, чтобы построить чертеж изделия, необходимо познакомиться с последовательностью выполнения чертежа и приемами расчета конструкции. В этом нам поможет индивидуальная инструкционная карта. Давайте ознакомимся с ней и заполним таблицу, выполнив необходимые расчеты.                  (Слайд №3).

(Учитель демонстрирует приемы расчетов на экране, учащиеся заполняют таблицу).

Теперь мы можем перейти к выполнению чертежа, т. е.  конструированию.

                                                                                                                       (Слайд №4).

(Запись в тетрадях определения: «Конструирование швейных изделий» -  это построение чертежей деталей одежды).

Для выполнении работ по конструированию необходимы следующие инструменты и принадлежности: чертежный угольник, карандаш, ластик и линейка – закройщика. В чем ее особенность?

(Учащиеся сравнивают обычную линейку с линейкой – закройщика. Анализируют. Выясняют, что линейка уменьшает естественные размеры).

Секрет открыт. 1см уменьшился  в 4 раза. А если с ее помощью построить чертеж, он уменьшится в 4 раза? (Да). А для нас это важно? (Да, ведь чертеж в

натуральную величину не уместится  в наших тетрадях).

Мы с вами знакомимся с еще одним понятием: «Масштаб».

(Запись в тетрадях: «Масштаб – отношение линейных размеров изображений предметов к действительным).

Масштаб нашего чертежа будет 1:4. А где нам еще встречался масштаб? Что еще можно построить с помощью масштаба?

(На глобусе), (План поселка, географическую карту, и т. п.).

А теперь давайте внимательнее рассмотрим чертеж фартука и познакомимся с оформлением чертежей швейных изделий.

Какие мы видим линии?

(Толстые и тонкие).

Толстые – это контурные, тонкие – вспомогательные.

Как они располагаются?

(Сверху – вниз, справа – налево).

Это вертикальные и горизонтальные линии.

Что лежит на линиях?

(Отрезки).

Чем они ограничены?

(Точками).

Название точек как записано?

(Большими печатными буквами).

Линии расположены по отношению к друг другу как?

(Под прямым углом).

Вспомним приемы работы с линейкой: какой рукой мы ее держим?

(Левой).

Да, плотно прижимая к бумаге, а при проведении линий по линейке карандаш надо слегка наклонить в сторону его движения (не наклонять на себя или от себя). Итак, вооружившись знаниями и всем необходимым приступаем к выполнению практической работы.

Ознакомление с самооценочной таблицей.

III.              Практическая работа по построению чертежа фартука с нагрудником в М 1:4.

                                                                                        (Слайды №5 – 16).

 

(Учащиеся смотрят слайд – фильм, слушают объяснения учителя и строят чертеж фартука: нижнюю часть фартука с карманом и нагрудником. Возможны случаи опережения, что похвально. Учитель дает комментарии и оказывает индивидуальную помощь ученицам).

IV.              Физкультминутка.

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность глазам и пальцам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений:

- Зажмурим глаза, посчитаем до трех. Откроем. Сделаем так три раза.

- Разведем пальцы и с силой согнем. Повторим пять раз.

- Поочередно поморгаем глазами пять раз. Отдохнули?

Продолжаем работу.

V.                Закрепление изученного материала.

     1. Самостоятельная работа учащихся.

Внимательно посмотрите на свои работы, для каких еще деталей фартука необходимо построить чертежи?

(Бретелей и пояса).

Построение этих чертежей вы проведете самостоятельно, с помощью слайда.

                                                                                                          (Слайд №17).

Проверьте себя, ваш готовый чертеж фартука с нагрудником должен иметь следующий вид.

                                                                                                            (Слайд №18).

 

VI.              Подведение итогов урока.

- самоанализ выполненных практических работ и допущенных ошибок с помощью самооценочной таблицы;   

                                                                                              (Слайд №19).

        - устный опрос:

                                                                                                      (Слайд № 20-21).

- Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму.

(Нижняя часть фартука, бретель, пояс).

- Назовите парные детали фартука.

(карманы, бретели).

- От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?

(Полуобхват бедер).

- Объясните, почему при расчете длины пояса мерке Ст дается большая

прибавка – 30 см?

(Она нужна для завязок).

- кроссворд

Какая работа  называется «конструированием»?

1.Как называется отношение линейных размеров изображений предметов к действительным? (масштаб)

2.Как называются измерения фигуры? (мерки)

3. Что мы проводили, чтобы получить чертеж? (линии)

4. Чем ограничены отрезки? (точками)

5.Какой чертежный инструмент помог нам построить чертеж?(линейка)

- выставление учителем оценок за практические работы с комментариями объективности оценивания результатов работы каждой ученицы;

-  выставление оценок за устные ответы каждой ученицы.

- уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Самооценочная таблица

«Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4»

                

                   Критерии

           Соответствие образцу

     полностью

        частично

1.Точность выполнения чертежа

основы

кармана

пояса

бретели

2.Правильность построения линий

сплошная тонкая

сплошная толстая

3.Аккуратность выполнения чертежа

4.Правильность расположения чертежа

5.Скорость выполнения работы

 

+

+

+

+

 

+

+

 

+

 

+

+1

 

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

 

-0,2

-0,2

 

-0,2

 

-0,1

 

Наш урок подошел к концу. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня допустил ошибки, исправив их, постарайтесь впредь не совершать. До свидания. Спасибо за сотрудничество.

                                                                                                             (Слайд №22).

 

                                        Заключение

    Предлагаемая мною разработка урока «Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4» в 5 классе позволила мне сократить время, отведенное на изучение данной темы, за счет активизации познавательной деятельности учащихся во время актуализации прежних знаний, изучении новых понятий и приемов работы, выполнения практической и самостоятельной работ, оценивания результатов своего труда. Применение презентации дало возможность учащимся выбрать темп и вид деятельности на уроке, а мне уделять больше времени на контроль выполняемых ими приемов и  не терять визуального контакта, т.к. не было необходимости демонстрировать приемы самой, отворачиваясь к доске. Подобную форму урока целесообразно применять во всех классах при изучении тем по конструированию  раздела  программы «Обработка ткани».

 

Прикрепленный файл Size
Конструирование 5 кл..ppt 992.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн