Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сидоренкова Н.В. Животный мир в произведениях Житкова

    Выберите действие:

Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова
Submitted by Валентина Борисовна Антипова on пн, 02/03/2009 - 21:44

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Cидоренкова Надежда Владимировна,

библиотекарь Горожанской основной школы

Новосокольнического р-на Псковской области

 

Животный мир в   произведениях Житкова

 

Цель:  Познакомить с творчеством Б.С.Житкова. Раскрыть детям поэтичность и увлекательность рассказов о животных. Расширять кругозор детей.

 

Оборудование: портрет писателя, рисунки с изображением животных, таблички с цифрами, таблица «Рассказы Б. С. Житкова о животных».

 

Литература:

Для учителя:

Житков Б. Что я видел. Л.: Детская литература, 1979

Начальная школа. 1999. №1

Различные издания детских книг Б. Житкова.

Для детей: различные издания книг Житкова о животных.

 

                                            Ход урока.

 

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире рассказов о животных Бориса Степановича Житкова.

 

  1. Краткая биографическая справка о Б. Житкове.

        Родился Б.С. Житков 12 сентября (по новому стилю)1882года в Новгороде. Отец был преподавателем математики в земской учительской школе. Мать была женщиной  образованной, доброй, отзывчивой.

       В 1888году Житковы переезжают в Петербург, а 2 года спустя в Одессу. После окончания гимназии в 1900году  Борис Житков поступил на математический факультет Новороссийского университета.  В начале лета 1906 года сдает госэкзамены  и участвует в экспедиции по исследованию низовьев Енисея. В октябре он снова студент, но уже Петербургского политехнического института. Летом едет на практику  в Данию, где работает слесарем, токарем, отправляется в плаванье в качестве штурмана. Следующая командировка в Архангельск. Приходилось работать в Англии, Франции.

         В 1923 году уезжает в Петербург. Здесь встречает школьного товарища Чуковского, часто бывает у него в гостях , рассказывает детям случаи из морской жизни, а те слушают  с небывалым вниманием. Корней Иванович предлагает ему написать книгу для детей.  В 1934году писатель переезжает в Москву. Он попеременно живет то в Москве, то в Петербурге. Работает в разных журналах, пишет рассказы для детей, романы, пьесы, статьи. Но болезнь рано свалила этого замечательного человека. В детской литературе Житков проработал 14лет и 9 месяцев.

 

  1. Беседа у книжной выставки.

- Какие рассказы о животных вы нашли и прочитали?

-О каких животных прочитали?

(Каждый ученик показывает свои книги и говорит, о каких животных читал. Учитель обращает внимание на то, что рассказы могут быть одинаковые, а издания книг разные).

- В каких рассказах говорится о птицах? («Галка»).

- В каких рассказах – о зверях? («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Медведь», «Волк»).

- А про каких животных написано несколько книг и отдельных рассказов? (Про слона.  «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», «Как слон купался», «Какие слоны умные» и другие рассказы).

- Я вас познакомлю с книгой - сборником «Что я видел», где есть глава «Как мы ездили в зоосад». В этой главе рассказывается о различных животных, которые находятся в зоопарке.

-О каких домашних животных вы прочитали?

- О кошке, овцах, лошадях[1].

 

Задание: Найдите в книге, кто из художников иллюстрировал рассказы.

 

  1. Игра «Узнай по описанию животное».

Я буду зачитывать отрывок о животных из рассказов Житкова, а вы определите, о ком идет речь.

 

1. « …У нее лицо очень смешное, потому что у нее нос очень маленький, а рот шаром идет вперед. А кругом лица волосы. Как будто все борода» (Орангутанг. «Большая обезьяна орангутанг»).

    

2.  «Он хвост поставил кругом, и на хвосте  - синие кружочки с золотым и зелененьким. А сам … блестит. Он синий и блестит , как стеклянный. На голове у него торчком стоят тоненьки перышки, как иголочки с шишечками. И все они в ряд стоят»  (Павлин.  «Павлин – самый красивый»).

 

3. Он длинный,  на нем колючие шишки. А потом он вдруг стал рот открывать: тихонько – тихонько. А у него там зубы. Они там как гвозди, и их там много – много. И они очень колючие. И большие» ( Крокодил. «Как Люба крокодила боялась»).

 

4. « У нее очень длинные задние ноги. Прямо как у зайчика…А передние лапки , как ручки. Очень маленькие. А потом у не очень большой хвост. …. А кармашка на животе не видно…» (Кенгуру.   «Кенгуру». )

 

5. «…А там на длинных ногах стоял….  У него снизу длинные ноги, а потом он сам, а потом наверх идет шея. Длинная – предлинная. И на шее голова. …У него там (на ногах) три пальца с когтями, и очень толстые. Он ступает и стучит прямо как лошадь» (Страус.   «Самая большая птица»).

 

  1. Работа по таблице «Рассказы Б.С. Житкова о животных».

 

1). Посмотрите на таблицу. Найдите там книги, которые вы принесли на урок. А теперь посмотрим, каких книг  из перечисленных в таблице, у вас нет.

            (Ребята рассматривают таблицу и отвечают).

2). Рассмотрите иллюстрации на таблице. Давайте определим, к каким рассказам о животных они относятся? («Галка», «Беспризорная кошка», «Про обезьянку», «Про слона», «Мангуста»).

3). Прочитайте заглавие каждого рассказа. Найдите отрывок из текста, данного на таблице и прочитайте его.

4). Как можно назвать книжку, если собрать в нее все данные рассказы?

Что можно нарисовать на обложке?

Задание на дом: проведем конкурс обложек – самоделок.

 

  1. Беседа по прочитанным произведениям.

 

 -  Какой из прочитанных вами рассказов  показался самым веселым? Почему?

-  А самым грустным?

-Из какого рассказа узнали что-то новое для себя?

- В каком рассказе вам встретилось много юмора?

- Кто из героев вам показался неприятным?

-О каком животном хотите рассказать?

- Как вы думаете, почему так интересно писал Житков о животных?

(Хорошо знал повадки животных,  сам был  очень любознательный).

 

  1. Игра «Звездный час» по произведениям о животных.

 

                   1                             2                              3                           4

      Слон.                       Галка.                      Волк.                Обезьяна.

 

 

            5                             6                               7                            8

    Мангуста.                  Медведь.                Собака.                Лось.

 

1. Какое животное забрело к колхознику прямо во двор, чтобы украсть скотину?    ( 3 ).

 

2.За каким животным охотился  охотник – тунгус, а убил медведя?( 8 )

               

3.Какое животное помогает заготавливать дрова?  ( 1).

 

4.От какого животного пришлось убегать собаке?   (4)

 

5. Кто из животных был главным врагом обезьянки?   ( 0 ) кот.

 

6.От какого животного кот Васька прятался?   ( 5 )

 

7. Из – за какого животного поссорились сестра с братом? ( 2  )

 

Итог урока

Рассказы Б. С. Житкова дают богатый познавательный материал. Взять хотя бы рассказы о слонах. Здесь и география, и быт далекой страны, и жизнь животных, и природа. Все это дает нам толчок к мыслительной деятельности.

Я советую вам прочитать рассказы Житкова не только о животных, но и о людях труда, о различных профессиях, технике, о морских приключениях, сказки.



[1]  Стихотворение ученика под влиянием урока:

           Вот козел соседский  Степка, подойдешь - получишь трепку.

          Лучше ты его не трогай,  обойди другой дорогой.

          Ведь на то он и козел, что бывает очень зол.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Екатерина Николаевна Маслак

На: Сидоренкова Н.В. Животный мир в произведениях Житкова


Уважаемая Надежда Владимировна! С удовольствием познакомилась с Вашим уроком! Спасибо! Успехов Вам и всего самого доброго!