Вы не зарегистрированы

Авторизация



Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка в начальной школе

Автор: 
Малышкина Надежда Анатольевна
Место работы: 
учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ №2» г. Чернушка, Пермского края
Контакты: 
Электронная почта: malyschkina.nadezhda @yandex.ru

 

Использование ЦОР на уроках русского языка в начальной школе

 

В современных условиях модернизации образования в начальной школе внедряются  новые информационные технологии, грамотное использование которых способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний  школьников.

 

Как организовать применение современных информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе?

 

В 2008 году в медиатеку школы поступили наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), разработанных в рамках проекта «Информатизация системы образования».  Проект направлен на формирование в отечественной школе нового качества образования, которое поможет России быть высоко конкурентной в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях.

 

Использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности младших школьников, заключающихся в следующем:

 

  • возможность построения индивидуальной образовательной траектории для ученика,
    организации его индивидуального исследовательского действия, как в классе, так и дома;
  • возможность создания условий для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности
    заданий, их самостоятельного анализа и последующей коррекции;
  • возможность организации широкого доступа ученика к информационным источникам  
    (энциклопедиям; словарям; орфографическому справочнику для поиска способа проверки
    той или иной орфограммы; школьному справочнику лингвистических терминов и пр.);
  • возможность организации содержательной коммуникации каждого ребенка с другими 
    учениками класса в форме письменной дискуссии, что влечет за собой естественное развитие
    письменной речи; вступления любого ребенка в виртуальный диалог с персонажами
    учебника, что повышает долю участия ребенка в процессе обучения и усиливает учебную
    мотивацию.

 

Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
В содержание ЦОР входят демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) и материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы).

 

Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Например, при изучении рода имен существительных по ходу объяснения материала можно организовать работу, продемонстрировав учащимся плакат-схему, который затем возможно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.


 

Рис. 1.  Плакат-схема для урока русского языка в начальной школе.

Изучение сложной темы «Предлоги» вызовет у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на плакат-задание, сопровождаемых красочными рисунками.

Рис. 2. Плакат-задание для уроков русского языка в начальной школы

Наибольший интерес у  учащихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката,  где  пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.



Рис. 3.1. Интерактивный плакат к учебнику русского языка
для основной школы – основной вид


Рис. 3.2. Интерактивный плакат к учебнику русского языка
для основной школы – с раскрытым пояснением

Представленные в наборе ЦОР учебные модули помогают организовать  самостоятельную  учебную  работу  учащихся.

Учебные модули с небольшим количеством текста, но с достаточным количеством и качеством иллюстративного материала, посвященные какому-либо понятию или группе терминов в рамках одной темы курса,  позволяют организовать как демонстрацию, так и самостоятельную, практическую, а при желании — и проверочную работу на основе использования данного типа ресурса. В этом случае уместны задания типа — «подбери свои варианты иллюстраций (названий)», «дополни схему», «подбери примеры на заданную тему». Учебным модули помогут помочь в усвоении учебного материала детям, пропустившим занятия по болезни или отстающим.

Для обеспечения разнообразных форм практических работ учащихся  можно использовать игры, конструкторы и тренажеры. Например, при изучении темы в 1 классе «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь», можно использовать тренажер для отработки орфографической зоркости.



Рис. 4. Тренажер для отработки орфографической зоркости

 

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний для контроля и аттестации учащихся можно использовать различные тесты.  Это тесты, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку.

 

Я считаю, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading