Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МОУ Терская СОШ Мичуринского района Тамбовской области. Интегрированный урок "Колыбельные песни русского народа"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кравцова Г.Н., Гончарова Г.А.
Место работы, должность: 

МОУ Терская СОШ Мичуринского района Тамбовской области

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
  • дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере.
  • через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;
  • воспитывать чувство любви и заботы к своим близким.
  • учить устанавливать связь между произведениями устного народного и литературного творчества;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, пения;
  • развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей;
  • развивать эмоциональность, артистичность детей.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
<p> Интегрированный урок литературного чтения и народоведения. Знакомит детей с русским народным фольклором.</p>

Ход урока

 

1. Введение в тему урока. Определение темы урока учениками.

звучит песня « Баю-баюшки-люлю» (1 куплет)

Учитель чтения:

Ребята, сегодня у нас необычный урок: литературное чтение и народоведение.

Урок будет тихим. Кто догадался почему? Давайте, вместе определим тему нашего урока. (Колыбельные песни). Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русскими народными колыбельными песнями и с литературными колыбельными.

Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы». Послушайте его.

 

- Дедушка, кто старше меня?

- Твои папа и мама.

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой…

- А кто старше всех-всех на свете?

- Внученька, старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да ещё колыбельная,

Которую поёт твоя мама.

 

Звучит музыка «Баю-баюшки-люлю» (2 куплет)

Учитель МНК:

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные теплые интонации голоса матери, ласковое обращение. Колыбельные песни – первые мелодии, которые слышит человек. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. Колыбельные песни учат добру. Но больше всего действует на ребенка сама материнская нежность, любовь, которая чувствуется в каждом слове, в каждом звуке.

Из моего детства, я запомнила, как меня убаюкивала бабушка, потому, что мама была постоянно занята по хозяйству. И уже мне, как бабушке, приходилось иногда укачивать и своих внуков.

Учитель поет колыбельную песню:

Серенький мой котик, беленький мой котик,

Котик мой усатый, не ходи по хате.

Не ходи по хате, не буди дитяти.

Будет детка спать, котик ворковать,

А на кота – воркота, а на дитя – дремота.

Баю-бай, баю-бай…»

 

О каком животном упоминается в этой колыбельной? (о коте)

В очень многих колыбельных упоминается именно кот:

«Ах, ты котик, ты коток, котик серенький лобок,

Приди котик поскучай, мою Аню покачай».

- Как вы думаете почему? (кот домашнее животное, спит в доме, мурлычет)

- А из птиц чаще всего упоминается в колыбельной голуби, их называли гули. Как вы думаете, почему? (голуби воркуют)

Не всегда ребенок быстро засыпал. И чтобы он по быстрее успокоился, уснул, то пели про волка, колдуна, Бабая, Мамая, которые придут и унесут.

Звучит песня «Старик-бабай»

«Баю-бай-баю-бай

Приходи старик-бабай.

Приходи старик-бабай

Коням сена не давай.

Кони сено не едят

Всё на Ванечку глядят.»

(учитель показывает иллюстрацию «Дед-нянька качает люльку»)

 

Название колыбельная произошло от какого слова? ( колыбель)

- А что такое колыбель?

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «колыбель»? (учитель обращает внимание на данное слово)

- Послушайте отрывки из народных песен, которые вам помогут ответить на мой вопрос. (учитель поет)

1. «Сине море колыхливо, бела рыбица пуглива» (какое слово однокоренное)

2. «Я иду, иду трава колых-колых. Девчата хитрые, а мы хитрее их»

3. «Ты река ль моя реченька, Ты течешь не колыбнешься»

(Колыбель – от слов: колыхаться, колебаться, т.е. двигаться, качаться.)

- В народе было другое название колыбельных: байки – от древнерусского «байкать» - т.е. баюкать, качать.

Люди заметили, что под покачивание ребенок быстрее засыпает, поэтому колыбели делали так, чтобы они могли раскачиваться.

Учитель объясняет устройство колыбели (зыбки, люльки), как её укрепляли, подвешивали.

Показывает иллюстрацию «Женщина с люлькой»

 

Словарная работа:

зыбка, люлька, полог, очеп,

 

В крестьянской семье девочки уже с 6-7 лет присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда нанимались нянями в другие семьи. Все они умели петь колыбельные.

Даша поет и качает люльку.

Баю-баюшки, баю не ложися на краю,

А то с края упадешь, и головку ушибешь.

А ну-ну-ну-ну-ну-ну три копейки колдуну,

А за что ему давать, он не может колдовать.

Ба-баюшки-баю, не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

Он укусит за бочок.

 

Эти колыбельные песни пели в нашем селе, а значит и в нашей области.

А кто из вас слышал такие колыбельные песни. Давайте еще раз мы пропоем.

(поем один куплет)

 

Учитель чтения:

Я хочу вас познакомить с еще одной народной колыбельной песней. Откройте учебник на с.54. Послушайте ее.

(Чтение учителем)

«Березонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит…

Моя доченька уснёт –

Её сон унесет,

Унесет её в садок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт,

Дочке в рот попадёт.

Малиночка сладенька,

Спи, доченька маленька.

Берёзонька скрип, скрип,

А доченька спит, спит…»

 

Первоначальная работа над текстом:

- Какое чувство вызывает у вас эта песенка? (любовь матери к своему ребенку)

- Какие слова успокаивают? (березонька скрип, скрип, доченька спит, спит)

- Как вы понимаете выражение «Её сон унесёт»? (уснет ребенок, ему приснится что-то очень прекрасное)

- Куда уносит ее сон? (в садок, под малиновый кусток)

 

Обратимся к статье «Обрати внимание»

(чтение статьи хорошо читающим учеником)

- На что похожи колыбельные песни? (на сказки)

- Какие они колыбельные песни? (спокойные, добрые)

- Как надо читать песню?

(работа в тетради с.35 з.1, 2)

 

 

 

 

Самостоятельная работа:

подготовка к выразительному чтению:

Алгоритм работы:

1. Определим, что мы хотим показать голосом (любовь мамы к своему ребенку)

2. Выберем тон и темп чтения ( читаем тихо, ласково, спокойно)

3. Обратим внимание на знаки препинания , где мы должны сделать остановку.

4. Учимся читать выразительно про себя.

5. Пробное выразительное чтение учащимися (по желанию)

6. Всё ли при чтении было соблюдено.

 

Учитель МНК

Ребята, колыбельные песни, всё-таки лучше не читать, а петь. Мы разучим с вами сейчас колыбельную песенку «Байки-побайки» Каждый из вас сейчас возьмет в руки куклу и убаюкает ее.

Байки-побайки прискакали зайки

Стали в скрипочку играть

И сыночка забавлять.

Стали люльку качать,

Стал сыночек засыпать.

(зап. В 1973 г. в д.Теплехово Смоленской обл.)

 

Учитель чтения:

Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого поэта можно найти колыбельную песню. Так известный русский поэт 19 века Михаил Юрьевич Лермонтов написал «Казачью колыбельную песню». Казаки – это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества. Я вам прочитаю отрывок из данного стихотворения. Послушайте его.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

 

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду –

Ты махнешь рукой…

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

 

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

В нашем учебнике напечатаны только первые восемь строчек данного стихотворения, над которым мы и будем работать.

Прочитайте его и найдите слова, которые говорят о любви матери к ребенку. (Спи, младенец мой прекрасный)

Как автор говорит о тишине и покое вокруг? (тихо смотрит месяц ясный)

Какие слова повторяются? Почему? (баюшки-баю – мама убаюкивает своего младенца, который должен спать спокойным сном)

Как вы понимаете слова «Стану сказывать я сказки»? (начну рассказывать)

Работа по тетради з.2

- Как мать называет ребенка? Запиши ответ в тетрадь.

- Найдите в тексте и впишите пропущенные слова. Подчеркните рифмы.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

 

Народные колыбельные существуют с древности и передаются от бабушки к маме, от мамы к ребенку и т.д. Иногда слова или мелодии забываются и новый исполнитель придумывает уже свои слова, так появляются разные варианты колыбельных. Вот послушайте один из таких вариантов.

Звучит народная колыбельная песня «Ветер, солнце и орел»

 

Русский поэт 19 века Аполлон Николаевич Майков, слышал такую колыбельную и сочинил свой вариант. Она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы (ветер, солнце) становятся ручными существами и, как добрые помощники, приходят в дом к человеку.

Чтение колыбельной песни вслух учащимися (цепочкой)

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани!

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

 

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось за горой;

Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

 

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?

Али волны всё гонял?

 

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал».

 

Соедини слова двух столбиков. (работа по тетради с.40 з.3)

Солнце улетел

Ветер скрылось

Орёл мчится

 

Словарная работа.

«Али звёзды воевал» – доставал, добывал.

 

Чтение по ролям.

- прочитайте диалог матери и ветра.

Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен (мы при чтении должны показать голосом их ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери)

Теперь вам предстоит самостоятельно работать с текстом колыбельных песен. Ваша работа будет состоять из трех ступенек:

1. самостоятельная;

2. в паре;

3. выступление перед классом.

 

 

 

 

 

У вас на партах лежат карточки с колыбельными песнями

 

1 вариант: 2 вариант:

Баю-баюшки, Поставлю люльку во садочек

Прибежали заюшки. На зелёненький лужочек,

Зайки сели на кровать, Будет ветер повевать,

Стали детку качать. Будет люльку качать,

Люлю, люлюшки, Будут пташки прилетать,

Прилетели гулюшки, Станут сыну щебетать.

Стали гули ворковать,

Стали детку качать.

Алгоритм работы (самостоятельная работа)

1) Прочитай и представь описанную, словами картину.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно.

 

Алгоритм работы в паре

1. Прочитай колыбельную соседу. Спроси, что непонятно.

2. Устно нарисуй картину, которую ты представил при чтении.

 

Алгоритм работы «выступление перед классом»

1. Кто, по вашему мнению, может прочитать колыбельную перед классом?

2. Класс оценивает темп, громкость, тон чтеца.

 

Итог урока.

Учитель чтения:

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с чем? (с колыбельными песнями)

- Нужны ли они человеку и если да, то для чего? (для успокоения ребенка, любовь мамы и близких, что он не одинок)

- Что вам запомнилось на уроке.

 

Учитель МНК:

На уроках народоведения, которые проходили в нашей школе, ребята получали домашнее задание: написать колыбельную песню. Затем была оформлена книжка-самоделка, в которую они вошли. Зачитать фрагмент.

И вам предлагается следующее домашнее задание:

1. сочинить свою колыбельную песенку, которая войдет в эту книжку.

Учитель чтения:

2. прочитать выразительно все три песни по учебнику и по желанию одну из них выучить наизусть, можете и спеть, придумав мелодию.

Звучит мелодия «колыбельной» на фоне слова учителя МНК:

 

Учитель чтения: Колыбельная поэзия всякий раз возвращает слушателя к его малой родине: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.

Учитель МНК: И мы надеемся, что и вы будете петь своим братьям и сестренкам, а затем и своим детям колыбельные песни.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. О.П.Радынова . Народные колыбельные песни.: слушаем и поем. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» М. 2006 г.

2. Народное творчество , №6 2000, №4 - 6 2001 г.

3. Литературное чтение . Методическое пособие Вентана-Граф 2002

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн