Автор: Пророкова Н.В.
МДОУ д/с № 5 "Умка"
Многофункциональная игра на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
"Логический коврик"
Цель:развитие познавательных процессов:
- Развитие логического мышления: операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;
- Развитие устойчивости, концентрации, распределения, переключения внимания;
- Развитие восприятия (представления о форме, цвете, размере);
- Развитие ориентировки на плоскости;
- Развитие координации движения рук.
Комплект игры включает:
Игровое поле размером А3 (ковролин - зеленого цвета), разделенное клетками (тонкая контактная лента)
Фигурки, отличающиеся цветом, формой, размером, сделанные из материала, крепящиеся на контактную ленту к коврику.
ВАРИАНТЫ ИГР
НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
1. ВКЛЮЧИ В ГРУППУ
(для детей 4-6 лет)
Цель: Учить классифицировать и обобщать, ориентироваться на наличие общего свойства (цвета, формы, размера).
Выложить на поле 4 фишки, имеющие общее свойство (круглые или треугольные, овальные…).
Чем похожи эти фигурки?
2. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
(для детей 4-6 лет)
Цель: Закреплять умение классифицировать и обобщать, определять лишнюю фигуру, ориентируясь на наличие-отсутствие общего свойства (цвета, формы, размера).
На поле выкладываются 4 фигуры, из которых только 3 имеют общее свойство.
Какая фигура лишняя и почему?
(Варианты комбинации фигур:
- Все круглые, одна квадратная
- Все красные, одна, синяя
- Все большие, одна маленькая)
3. ПРОДОЛЖИ РЯД
(для детей 4-6 лет)
Цель: Развивать наглядно-образного мышление: учить определять закономерность следования, чередования. Развивать мелкую моторику, ориентировку на плоскости.
Выложить несколько фигур, учитывая определенную закономерность.
(Варианты комбинации фигур:
- Чередование размера (большое-маленькое)
- Чередование цвета и формы.
4. ПУТЕШЕСТВИЕ ЖИВОТНЫХ.
ИЛИ
КУДА БЕЖИТ СТРАУС?
(используется готовый рисунок на ковре)
Цель: формировать умение рассматривать различные пути и варианты достижения цели, развитие мышления, умение ориентироваться на плоскости.
Все игровое поле (или часть) заполняется фигурами. По этому полю путешествует какое-либо животное (фигурка), можно использовать нарисованного страуса. Однако движение происходит не хаотично, а по установленным правилам.
Инструкция:
«Сегодня мы будем играть в интересную игру. Эта игра про страуса (белочку..), который умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики у нас есть (рассматриваются фигурки, обговариваются какие стоят рядом, какие через один друг от друга). После этого вводится правило: каким образом может передвигаться страус и куда придет: «Страус бежит по правилу. Ему нельзя бегать по соседним квадратикам, а может только через одну клеточку в любом направлении». Затем объясняется движение на примере. Дальше дается задание: «Скажи, как страусу добраться из клетки с голубым кружком в клетку с красным многоугольником». Сразу учим ребенка записи.
В пустой клетке мы нарисуем тот рисунок, что и на клетке, через которую бежит страус (например, луна).
Далее ребенку предлагаются различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как страус может попасть в нужную клетку, бегая по правилу. Задания могут состоять из нескольких ходов.
Очень важно, что бы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой (в разных направлениях).
Когда этот вариант игры будет освоен, предлагаются игры с другими правилами:
- Двигаться только наискосок
- Только прямо
- Только прямо и через одну
- Только в несоседний и т.д.
5. РАЗЛОЖИ НА ГРУППЫ
(для детей 5-6 лет)
Цель: Учить классифицировать и обобщать. Развивать умение ориентироваться на плоскости, мелкую моторику.
Перед ребенком выкладываются фигуры разных цветов: круги, квадраты, треугольники, многоугольники, овалы. Ребенка прося разложить, разделить фигуры на группы и выложить на коврике в квадратах.
( Группы: круги, квадраты, треугольники, многоугольники). Когда фигуры разложены, ребенка спрашивают: "какие фигуры у тебя лежат тут" (показ), ребенок называет, тут … Затем подводят к тому, что фигуры разложены по форме.
Затем предлагают разложить по другому, при затруднении помогают: выкладывают первый ряд (по цвету), затем просят разложить опять по-другому (по величине).
Каждый раз обговаривают по какому признаку раскладывали фигуры (по цвету, форме, величине).
6. ИЗМЕНИ ФИГУРЫ
(для детей 5-7 лет)
Цель: развитие умения анализировать, внимания, способности преобразовывать фигуры в соответствии с условным символами.
Сначала внимание ребенка привлекается символам. Дается объяснение, какие признаки эти символы обозначают. Затем ставя на игровом поле в первой клетке фигуру, в следующих клетках необходимо поставить другие фигуры, изменяя их. При выполнении ребенок объясняет какую фигуру он поставит и почему.
7. СОЕДИНИ ФИГУРЫ ПО ОБРАЗЦУ
Цель: развитие мышления, внимания.
На 1 поле выкладываются фигуры и соединяются шнурком разным способом. Ребенок на 2 половине поля соединяет так же, как на первой.
ВАРИАНТЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1. НАЙДИ ЗАЧЕРКНИ
(для детей 5-7 лет)
Цель:Развивать продуктивность и устойчивость, концентрацию внимания. Развитие мелкой моторики.
На поле в клеточках выкладываются произвольно фигуры, далее дается инструкция: « Сейчас мы поиграем в такую игру: вот тут ты видишь много разных фигур (можно рассмотреть). Когда я скажу «начинай», ты будешь искать и зачеркивать (прикрепляя контактную ленту) по рядам (показ) только голубые маленькие круги и большие красные сердечки.
Для усложнения вводится два варианта зачеркивания фигур (сверху-вниз, справа-налево или наискосок). Детям дается карточка-образец с зачеркнутыми фигурами.
2. НАЙДИ 2 ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
(для детей 5-7 лет)
Цель: Развивать наблюдательность, объем внимания. Развивать мышление: умение сравнивать, анализировать.
1 вариант. На поле в клеточках хаотично выкладываются 5-7 предметов из которых 2 одинаковых. Требуется их найти и «подчеркнуть» полосочками, а затем объяснить, в чем схожесть этих 2 предметов.
2 вариант.На поле в клеточках хаотично выкладываются 5 и более предметов и фигурка-образец. Необходимо найти фигурку, подобную образцу, «подчеркнуть» полосочками, а затем объяснить, в чем схожесть.
3 вариант.Все поле заполняется фигурами. Надо найти пары и показать их.
3. ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА
(для детей 5-7 лет)
Цель: развивать концентрацию и объем внимания, мелкую моторику, формировать умение работать по образцу, учить ориентироваться на плоскости.
На верхнем поле выкладывается образец, ребенок на нижнем выкладывает такой же узор.
4. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ? (НАЙДИ ОТЛИЧИЯ)
(для детей 5-7 лет)
Цель: Развивать концентрацию, переключение внимания.
На верхнем поле выкладываются в определенном порядке фигуры, а на втором (нижнем) выкладываются те же фигуры, но другого цвета, форы, величины. Необходимо найти отличия.
5. ПОСЧИТАЙ
(для детей 5-7 лет)
Цель: развитие концентрации, сосредоточения, устойчивости внимания.
На поле выкладываются разные фигуры, некоторые повторяются несколько раз. Задание: «Посчитай и скажи сколько треугольников, квадратов…»
6. КУДА ПРЫГНЕТ (СЯДЕТ) ….
(для детей 5-7 лет)
Цель: развивать концентрацию внимания, мышления.
На поле слева с1-4 ряд выкладываются фигурки бабочки 9(жучка…), в последнем ряду справа с 1-4 ряд выкладываются геометрические фигурки. Шнурками перепутываются линии к разным фигурам. Задание: «Найди, куда прыгнет (сядет) жучок».
7. КУДА ПРИДЕТ ЕЖИК
(для детей 5-7 лет)
Цель: развивать концентрацию внимания, мышление, моторику.
На всем поле выкладываются фигурки. Ребенку дается карточка со схемой, как передвигался ежик и от какой точки двигался. Задание: «Покажи, до какой фигурки дойдет ежик». Можно предложить выложить путь шнурком.
ВАРИАНТЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ
ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
- ЗАПОМНИ ЗНАЧКИ
(для детей 5-7 лет)
Цель: развивать зрительную память.
1 вариант.
На верхнем поле выкладывают фигуры (от 4-8). Задание: «Внимательно посмотри и запомни, какие фигурки здесь стоят, а затем, когда я закрою эти выложи ниже такие же фигурки».
2 вариант.
На верхнем поле располагаются разные фигуры. Ребенку дается задание запомнить их (от4-8). На нижнем поле фигурки расположены не все. Верхнее поле закрывается, ребенку надо прикрепить недостающие фигуры на нижнем поле.
3 вариант.
На поле выкладываются от 4-8 фигур, они зачеркиваются определенным способом контактной лентой. Задание: «Внимательно посмотри и запомни, какие фигурки здесь стоят и как они зачеркнуты». Затем закрывают верхнее поле с фигурками и ребенку предлагается на нижнем выложить фигурки и зачеркнуть их так, как было.
2. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
(для детей 5-7 лет)
Цель: развитие зрительной памяти.
На верхнем поле располагаются фигуры (от4-8), на нижнем
- располагаются те же фигуры, но не все. Задание: «Каких фигур не стало?»
- появляются новые фигуры Задание: «Что изменилось?»
- некоторых фигур нет, а некоторые появляются новые. Задание: «Каких фигур не стало, а какие появились вновь?».
3. ТОЧКИ
(для детей 5-7 лет)
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
На верхнем поле располагаются кружки (от3-6). Ребенок смотрит и запоминает. Затем верхнее поле закрывается, а ребенок на нижнем выкладывает кружки, затем сравнивается выполненное задание с верхнем полем.
|
На: Игра "Логический коврик"
Уважаемый автор игры, в описании не указано ваше имя. Мне очень понравилась ваша идея. При помощи простого в изготовлении пособия педагог получает возможность решить большое количество образовательных задач, а ребенок получить удовольствие от игры с ним.
На: Игра "Логический коврик"
Рецензия пособия:
В представленном Натальей Валентиновной многофункциональном пособие уделено внимание формированию психических процессов дошкольников. Игровое пособие направлено на реализацию следующих принципов: построение на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей, учет вариативности игр, оптимизация нагрузок на ребенка (пособие крупного размера, яркого цвета, учтена контрастность фона с картинным материалом).Описание материала к пособию подано согласно принципам последовательности, доступности, вариативности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Материал пособия достаточно четко структурирован по содержанию и возрастной направленности. К каждому психическому процессу представлены варианты игр и упражнений.
Характеристика представленного материала (краткое описание частей и их анализ);
- В описании функций игрового пособия, чётко прописано, на решение каких задач ориентировано пособие;
- В полной мере авторам характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата;
- В представленном материале отдается приоритет игровым, интерактивным методам работы с детьми, грамотно используются новейшие педагогические методы и технологии
Цели программы, задачи и способы их достижения логично согласованы между собой.
Ведущая идея игрового пособия- «создание игровых средств, способствующих развитию психических процессов»
Благодаря многофункциональному пособию развитие психических процессов осуществляется в доступной и интересной для детей форме. Каждое, задание состоит из нескольких частей, и любая из них может быть использована самостоятельно.
Язык и стиль изложения материалов ясен, доказателен, логичен.
Выводы:На мой взгляд, в связи с простотой изготовления пособия, интереса, который он представляет для дошкольников, рецензируемое многофункциональное пособие может быть классифицировано, как авторское, и успешно применяться в общеобразовательных учреждениях.
На: Игра "Логический коврик"
Рецензия разработки занятия.
Представленная работа - это прекрасное руководство к действию для воспитателей, учителей и психологов работающх с дошкольниками. Здесь наглядно представлены все этапы игры, каждый из которых имеет возрастной ценз, цель и непосредственное задание. Этапы игры можно использовать отдельно, но это не будет целесообразным,т.к. комплекс упражнений задействовует все виды моторики ребенка в целом и способстует полноценному развитию.
Такое игровое занятие способстует сближению ведущего(воспитателя, психолога, учителя) с детьми, оно ориентированно на развитие личностных качеств ребенка.Если использовать все части в комплексе, то это прекрасно снимет напряжение у обучающихся, способствует смене видов действия и заинтересованности детей.
Данную работу следует использовать с осторожностью, учитывая коллектив воспитаннико.Разный уровень развитости детей может привести к не равномерному выполнению заданий и возникнвению комплексов у отстающих.
Вывод: я думаю, что данная разработка может иметь широое применение в воспитании дошкольников,потому что она проста и увлекательна. Но нужно ни когда не забывать об умственном развитии обучаемых.