Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Фото пользователя Светлана Юрьевна Филимонова
Submitted by Светлана Юрьевна Филимонова on вс, 20/11/2011 - 16:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филимонова Светлана Юрьевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского", учитель начальных классов.
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.

Используемое оборудование: 

Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  математические веера, демонстрационные материалы для доски.

Краткое описание: 
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Старый дед и внучек". УМК "Школа России", 2 класс.

Конспект урока литературного чтения, 2 класс

УМК «Школа России»

 

Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Цели урока.

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник  «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

 

I.Организация класса.

II.Постановка темы  и цели урока.

-Ребята, внимательно посмотрите на доску. Это шифровка, рядом дан ключ, который поможет вам в ее разгадке. Подумайте и скажите, что здесь зашифровано?

( На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ      VOVOVO)

Ответы уч-ся: «На доске зашифровано имя, отчество и фамилия писателя – Лев Николаевич Толстой».

-Правильно, здесь зашифровано имя, отчество и фамилия великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся: «Мы будем читать произведения Л.Н.Толстого».

-Сегодня мы познакомимся  с басней «Старый дед и внучек».

-А что такое басня?

Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.

-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:

(открываю записи на доске)

Я почувствовал …

Я задумался …

Я понял…

IV.Изучение нового материала.

1)Рассказ о Л.Н.Толстом с использованием мультимедийной презентации.

-Сейчас я расскажу вам о  жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на мои вопросы.

Слайд 1. На экране вопросы:

1)    Где жил Л.Н.Толстой?

2)    Каким он был человеком?

3)    Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4)    О чем он писал в своих рассказах для детей?

-Прочитайте вопросы про себя.

-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.

Слайд 2,3.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

Слайд 4,5.

 -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно  того  человека, который всю жизнь трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 2.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

 

2)Проверка восприятия материала.

Слайд 1 (с вопросами).

-Прочитайте  первый вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся:« Где жил Л.Н.Толстой?

Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».

-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.

Ответы уч –ся:«Каким он был человеком?

Он был трудолюбивым, добрым умным человеком».

-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: «Как Толстой  помогал детям  из бедных семей?

Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .

-Прочитайте последний вопрос,ответьте на него.

Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?

В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».

-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

 

 3)Актуализация знаний учащихся.

-Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к  пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините  начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд 8 .

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».

 

4)Физкультминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 

5)Словарная работа.

-Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает  об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не  употребляется.

Дома   Диана нашла это слово в «Толковом словаре» и приготовилась объяснить нам его значение.

ЛОХАНКА

 (Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ Дианы:«Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

 

6)Первичное восприятие текста. Рефлексия.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после  прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

 

7)Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

 

IV.Структурный анализ текста.

1)Чтение басни про себя.

-Прочитайте  басню про себя  и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

 2)Чтение басни вслух по цепочке.

3)Чтение и анализ  Iчасти.

-На  сколько частей можно разделить басню?Докажи.

Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

-Прочитайте первую часть басни.

-Найдите  в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед  уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

 

4)Чтение и анализ IIчасти.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

 

V.Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

 

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

 

3)Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 8.

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

(Дети показывают №1).

-Молодцы, ребята, я  согласна с вашим выбором.

 

 VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей».

-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие?

Ответы уч-ся:«В басне  Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».

-Что в них общего?

Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».

 

VII.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто автор?

-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?

-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.

Я понял …

- Продолжите это предложение.

Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к  другу».

 

VIII/Домашнее задание.

Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.

Творческое задание: написать  рассказ о  своей семье; о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн