Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гражданственность. Честь. Подвиг ученого.

Submitted by Марина Николаевна Филиппова on Wed, 11/01/2012 - 23:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филиппова Марина Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№10 им.Б.Ф. Сафонова г. Мончегорска, учитель биологии и химии
Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Физика
Предмет(ы): 
Химия
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Целью урока является выяснение гражданской позиции учащихся средствами урока биологии с помощью ИКТ и КМЧП технологии при изучении биографий ученых-биологов в совершении ими научного подвига и осознанию себя гражданином современного общества с позиций патриотизма

Задачи:

Обучающие:

 

Воспитательные:

 

Развивающие:

 

1.Извлечение и обрабатывание информации в построении алгоритма необходимого знания.

2.Закрепление навыков коммуникативных, информационных компетенций, навыков критического мышления.

3.Формирование общекультурных компетенций: гражданственности, патриотизма, любви и уважения ближнего.

4.Развитие быстроты операционных действий.

5.Развитие разнообразных форм ИКТ коммуникации: взаимодействие в on-line чате, форуме.

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемая методическая литература: 

Кучменко В.С., Калинова Г.С. Проблемы модернизации биологического образования в общеобразовательных учреждениях РФ ж. //Биология в школе//, №5, 2003.

Сухова Т.С., Урок биологии. Технологии развивающего обучения. – М., Вентана-Граф, 2002.

Используемое оборудование: 

Кабинет с персональными ПК, доступ к сети Интернет, интерактивная доска, цифровой микроскоп

Используемые ЦОР: 

http://ru.wikiquote.org/wiki

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Краткое описание: 
Занятие проводится в компьютерном классе. Ученики самостоятельно осваивают предложенную тему. Для экономии учебного времени урока учащиеся представляют предварительно выполненное домашнее задание с использованием Википедии Интернета. Выбор темы обусловлен воспитательным направлением работы школы и социальным заказом общества. Данный урок применим в курсах любых естественно – научных и гуманитарных дисциплин в качестве вводного или завершающего занятия раздела (курса, предмета) в 9-11 классах. Элементы урока можно использовать на тематических классных часах. Приобретенные в процессе работы знания используются как средство развития интеллектуальных, творческих способностей, индивидуальных предпочтений, умений работать с различными источниками информации в определенном скоростном режиме. В процессе урока каждый учащийся может попробовать себя в роли ведущего и активно высказываться по рассматриваемым вопросам.

Сценарий урока:

Учитель организует класс к уроку, тема на слайде.

1 учащийся

Наша школа носит имя Б. Ф. Сафонова – летчика, героя ВОВ, Дважды Героя Советского Союза. В школе действует музей Сафонова. Вы – выпускники,  хорошо знакомы с биографией этого выдающегося человека, являетесь экскурсоводами нашего музея, участвуете в патриотическом движении школы,  способствуете формированию общей культуры подростков, поэтому, тема урока, представленная на слайде, вам хорошо знакома.

Учитель:

К этому уроку в качестве домашнего задания вы подготовили презентации об ученых-биологах из Википедии. Отправьте, пожалуйста, ваши домашние задания в общую сетевую папку последовательно: «Мой компьютер»→ «Документы на сервер» → «Семинар-биология».

Краткая демонстрация полученного продукта с комментариями учащихся. Учитель отмечает недочеты презентаций.

Учитель:

С какими словами в контексте темы урока у вас ассоциируется деятельность ученых, о которых вы подбирали информацию?

2 учащийся (пишет на электронной доске слова, называемые учащимися),

Например:

Гражданственность, честь, совесть, долг, подвиг, преданность делу, Родина, мораль, право, верность, забота, сострадание и другие.

3 учащийся: с помощью учителя и всего класса систематизирует слова на 3 смысловые группы.

2 учащийся предлагает остальным ученикам воспользоваться разными поисковыми системами, найти точные определения таких слов, как: гражданственность,честь, долг, подвиг, верность. (Разные поисковые системы используются с целью сравнения скорости обработки данных, личных предпочтений учащихся).

Определяющие понятия любой вызвавшийся ученик вставляет в презентацию.

Например:

Гражданственность, честь, патриотизм -  профессионализм, независимость, человеческая солидарность, преданное служение, верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство, отстаивание своих интересов, доблесть, благородство души и др.

Родина, мораль, право, закон  - набор ценностей, ощущение сопричастности, особая форма осознания мира, внутренняя установка человека, внешнее требование к поведению, нормативная регуляция действий человека в обществе, различение добра и зла и др.

Долг, верность, забота, доброта – обязательство, бескорыстные личные взаимоотношения, доверие и терпение, комплекс действий, нацеленных на благополучие, подчинение поведения человека интересам общества (другого) и др.

Учитель:

Предлагаю озвучить обобщенный образ этого человека.

Учащиеся предлагают свои варианты обобщения. (Задание выполняется устно).

Например:

«Это профессионал, преданно служащий Родине, честный, справедливый, бескорыстно идущий на подвиг…»

(Учащиеся отмечают, что именно такие черты присущи ученым, о которых они подбирали информацию. Если уч-ся самостоятельно не выходят на подобные умозаключения, учитель подводит ребят к этому выводу).

Учитель:

Предлагаю открыть текстовый документ «Патриот» на Рабочем столе, прочитать его внимательно и выделить в тексте черты, присущие лично вам.

Учитель предлагает поработать с готовым текстом и подчеркнуть ключевые слова изменением цвета текста.

Ученики работают с текстом на ПК, затем, по одному, из ключевых выделенных слов «собирают» общий текст на слайде.

4 учащийся: записывает полученный результат на электронной доске.

(Работу можно выполнить двумя способами: писать прописными буквами на слайде с помощью электронного карандаша и сохранить изменения в презентации, либо методом копирования ключевых слов с Рабочего стола текстового документа учащегося в общую папку на сервер. Первый способ значительно быстрее).

Учащиеся озвучивают полученный образ.

Например:

«Это человек - патриот, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Он умеет извлекать уроки из прошлого. Он владеет ситуацией, бывает нужным в нужное время в нужном месте.

Он горячо любит свою Родину, дом, семью, близких, любимые места. Сохраняет природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Упорен в учебе, работе, активно участвует в общественной жизни, но не перестает бороться со своими слабостями.

Он обладает активной гражданской позицией, внутренней свободой, духовным мужеством, самодисциплиной.  Имеет чувство собственного достоинства, высокие нравственные ориентиры, ответственен».

Учитель достает настоящий конверт и предлагает классу предположить, портрет какого истинного патриота и гражданина находится в нем.

(Учащиеся называют имена ученых, с биографиями которых работали дома, свои варианты – родных и близких и даже президента).

Учитель вызывает любого ученика для вскрытия конверта.

Любой учащийся:

(Достает зеркало, удивлен, в недоумении).

Учитель объясняет, что сегодняшние выпускники – достойные личности с активной жизненной позицией, каждый нашел собственные черты в представленном образе и является патриотом. В качестве доказательства демонстрирует фрагменты видеоролика класса в разные периоды школьной жизни (отдых, соревнования, участие и победы в школьных и городских соревнованиях, конкурсах).

Учитель:

Как в наши дни, сегодня, сейчас совершить научный подвиг? Это кажется весьма затруднительным, но желающие могут осуществить  его прямо сейчас!

Учитель демонстрирует новый цифровой микроскоп и его возможности, с которым учащиеся еще не работали. Любому желающему предлагается навести тубус на интересующий объект, сфотографировать или снять видео с мгновенной проекцией на экран доски.

Учитель обобщает полученные результаты, подводит учащихся к пониманию роли обучающегося в учебном процессе, в совершении научного открытия, научного подвига.

В качестве рефлексии учащимся предлагается воспользоваться предложенными ссылками ученика  для анализа проблемы с другими пользователями или самим найти соответствующий форум для чат-общения.

(Обмен мнениями на доступных форумах).

1 учащийся:

В завершение урока предлагаю обобщить полученную информацию и результаты возможного  on-line общения на фоне цитат великих людей, отражающих суть нашего урока. (Зачитывает цитаты).

Учащиеся анализируют, формулируют вывод, подводят итоги вместе с учителем.

 

Распределение времени на уроке:

 

Этапы урока

Время (мин)

Организационная часть, вступление

2

Индукция, Фаза вызова (мотивация)

1

Самоконструкция (проверка д/з, создание общего продукта – папки презентаций  «Семинар - биология», афиширование)

9

Фаза осмысления (работа в поисковых системах, отбор содержания, соотношение смысла и объема содержания)

6

Социоконструкция (построение общего алгоритма образа человека)

4

Разрыв (сравнение собственного образа с предложенным)

3

Инсайт (открытие конверта, демонстрация фрагмента диска)

2+3

Инсайт (Работа с цифровым микроскопом)

3

Фаза рефлексии (анализ, редактирование, чат-общение на форумах)  

10

Заключение, подведение итогов

2

 

 

Прикрепленный файлSize
Гражданственность.ppt552 KB
ТКГрадж-ть.ПодвигУч.doc45.5 KB
Вавилов.ppt5.02 MB
Галерея учёных.ppt1.68 MB