Вы не зарегистрированы

Авторизация



Россия при первых Романовых (до 1689 г.)

Фото пользователя Улюмджи Бадмаевич Четыров
Submitted by Улюмджи Бадмаевич Четыров on Sat, 24/03/2012 - 22:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Четыров Улюмджи Бадмаевич
Место работы, должность: 
МКОУ "Хартолгинская СОШ", учитель истории и обществознания
Регион: 
Республика Калмыкия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с воцарением династии Романовых на Российском престоле, выяснение значения этих фактов для дальнейшего исторического развития страны.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, познавательной активности учащихся, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа; обучение аргументировано защищать свою точку зрения.

Воспитательный аспект: создание условий для пробуждения у учащихся патриотических чувств, уважения к прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник: А.Н.Сахаров « История России с древнейших времен до конца 17 века» ч.1, М."Просвещение» 2006 

На аккаунте Google в документе:

http://docs.google.com/Doc?docid=0AZOKum2H6U6gZGMyZzJ6aDlfMjJjN2Jia2Jocg&hl=ru

редактируется таблица №1 («таблица-синтез»). 

Используемая методическая литература: 
  1. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. 
    // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
  2. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
  4. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
  5. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
  6. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
Используемое оборудование: 

Компьютер, подключенный к глобальной сети Интернет; локальная сеть; мультимедиапроектор.

Краткое описание: 
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. В век глобализации и стремительного распространения глобальной сети Интернет российский учитель должен идти в ногу со временем, применяя новые формы и методы обу-чения в реалиях информационного общества. Автор предлагает разработку урока по истории России для учащихся 10 класса по теме «Россия при первых Романовых (до 1689 г.)». Урок разработан на основе базовой модели технологии критического мышления с использованием Интернет-ресурсов.

 

История России. 10 класс.

Тема урока: Россия при первых Романовых (до 1689 г.)

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с воцарением династии Романовых на Российском престоле, выяснение значения этих фактов для дальнейшего исторического развития страны.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, познавательной активности учащихся, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа; обучение аргументировано защищать свою точку зрения.

Воспитательный аспект: создание условий для пробуждения у учащихся патриотических чувств, уважения к прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 5 групп по 4-5 человек. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

   Первая фаза (вызова)ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

Учащиеся анализируют текст  блока «Первые Романовы»,  фиксируют ключевые слова и совместно с учителем составляют кластер – «Первые Романовы». Результаты используют для осуществления осознанного поиска в Интернете.

На аккаунте Googleв документе

http://docs.google.com/Doc?docid=0AZOKum2H6U6gZGMyZzJ6aDlfMjJjN2Jia2Jocg&hl=ru редактируется таблица №1 («таблица-синтез»). На стадии вызова учащиеся заполняют столбцы 1 и 2. В столбец Ключевые словазаписываются по группам первоначально слова из кластера «Первые Романовы», затем последовательно словосочетания для поиска информации. В столбец Цельучащиеся кратко записывают, с какой целью они изменяют ключевые слова поиска.

   На стадииОсмыслениясодержания результаты поиска фиксируются в столбце Результат. Учащиеся копируют сюда полученные и интересные им ссылки. На этом этапе не следует спешить и уточнять ключ поиска информации, необходимо дать школьникам возможность просмотреть несколько страниц ссылок и обратить внимание на наиболее интересные.

   В ходе обсуждения полученных результатов и подготовки к построению кластеров можно заполнить табл. 2 (либо в тетради, либо в Word или Excel):

Тип источника информации (сайт)

Контекст

Частота упоминания

 

 

 

 

 

 

 

Затем, на основании второго столбца табл. 2, учащиеся строят первый уровень кластера. Эта гроздь будет основой для визуализации многогранности проблемы. Проанализировав столбец Контекст, учащиеся систематизируют полученную информацию, компонуя ее по категориям. В результате получаем спектр подтем изучаемой темы «Первые Романовы».

   Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на  вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

   На стадии Размышления происходит заполнение и расширение кластеров. Класс делится на группы по количеству полученных ответвлений первого уровня (в данном примере их 5). Каждая группа прорабатывает отдельную подтему следующим образом: учащиеся возвращаются к поисковой системе ЯНДЕКС и к табл. 1, в которой пока только одна запись. Уточняя ключевые слова запроса, ведя расширенный поиск, меняя поисковую систему, каждая группа заполняет свою часть общей таблицы. В ходе такой работы собирается информация по каждому разделу (подтеме), таким образом, члены одной группы становятся экспертами по заданной теме, работая по методу «зигзаг». В результате работы таблица ссылок может быть дополнена. В конце урока главные эксперты выступают перед классом, а затем, подводя итоги работы, учащиеся достраивают всю гроздь. (Делают презентацию)

   Третья фаза (рефлексия)направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Сравнение абсолютизма. (Работа с текстом «Абсолютизм», приложение № 1)

Составление синквейна (Приложение № 2).Синквейн (происходит от французского слова «5») – это небольшое стихотворение, состоящее из пяти строк. Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

     Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

 

 

Домашнее задание: тренинг по теме «Первые Романовы"

Прикрепленный файлSize
Приложение 1.doc28.5 KB
Приложение 2.doc23 KB