Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово" (материал в разработке)

Фото пользователя Светлана Владимировна Колчина
Размещено: Светлана Владимировна Колчина - пн, 16/04/2012 - 17:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колчина Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
Базовая школа ГПК им.К.Д.Ушинского учитель начальных классов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 Приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению рассказа.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемое оборудование: 

презентация, компьютер, проектор

Краткое описание: 
Приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению рассказа.

 

 

Организационный момент.

Мобилизующий этап.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Цель: повторение изученного материала, формирование

умения выявлять основную мысль пословицы.

 

 

 

 

 

 

Итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи.Цель: подготовка детей к восприятию нового произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый материал .

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и запоминание нового материала.

 Рассказ об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор книг В.Осеевой

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование содержания рассказа 

 

Словарная работа

Цель:выяснение значения слова и правописания.

 

 

 

 

 

Первичное чтение рассказа с остановками

Читаю от слов «Маленький

старичок …»и до слов  «…волшебное слово»

Читаю от слов «Павлик раскрыл рот…» и до слов «…краску пожалуйста…»

От слов « Лена …» и до  слов « … кусочек пирожка …»

 

 

Обмен впечатлениями

 

 

Словарная работа 

Цель:выяснение значения слова

 

 

 

 

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторное чтение и анализ произведения

Цель: установление правильности и осознанности понимания

Материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От слов «Что же …» до слов  «…побежал домой»

(комментирую чтение, указываю на ошибки, если они были)

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От слов «Лена сидела…» до слов «в обе щеки»

От слов «Волшебник…» до слов опять помогло»

(комментирую чтение, указываю на ошибки, если они были)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока и рефлексия

Цель: подведение итогов изучения темы, формирование умения самооценки деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Цель: понимание уч-ся

Содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

- Ровно встали, улыбнулись друг другу.

- Здравствуйте, ребята!

 

- Спокойно садитесь.

«Не мил и свет, когда друга нет.» - Как вы понимаете эту пословицу?

 

 

 

-Как вы думаете ,почему я начала урок с этой пословицы?

 

 

 - Какие произведения этого раздела вы читали?

-  Над чем размышляли, читая эти рассказы?

- Какое творческое задание выполняли дома?

-Я хочу, чтобы мы сегодня помогали друг другу и подружились на этом уроке .

- Давайте послушаем, кто же для вас настоящий друг!

- Желаю  успешно выступить.

- У тебя получился рассказ на тему, он был интересный. Ты смог ярко представить своего друга, портрет нарисовал узнаваемо. – Молодец, оценка 5.

- Давайте послушаем ещё один рассказ. – У тебя получился рассказ на тему, он был интересный. Ты смог ярко представить своего друга, портрет нарисовал узнаваемо.

– Молодец, оценка 5.

- Ребята, которые отвечали, смогли доказать нам, что это их настоящие друзья.  У них общие интересы.Они помогают друг другу во всём и не бросят в трудную минуту. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

 

- Посмотрите на иллюстрации,что можете сказать?

- Какую книгу вы не читали?

- А как вы думаете, рассказ с таким названием может быть включен в этот раздел?

- Может ли быть слово волшебным?

 

- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые помогают людям стать доброжелательнее. А какие это слова вы скажите сами.

- Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение про себя.

Был вежлив этот мальчик

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

Спасибо!- говорил!

- Прочитай вслух.

- О чём это стихотворение?

- Найдите вежливое  слово, прочитайте его.

- Прочитайте стихотворение, выделяя важные по смыслу слова.

- Вежлив, благодарил, спасибо – это главные слова.- Как нужно произносить эти слова, вежливо, грустно, торжественно?

- А действительно ли вежливым был этот мальчик?- Докажите, прочитайте.

 

 

 

- Какие вежливые слова вы знаете и часто говорите?

- Мы с вами отправимся в страну волшебных слов. А поможет нам в этом В.А Осеева.

- Посмотрите на, портрет, что можете сказать?

- я вам расскажу, каким человеком была В.Осеева, а вы внимательно слушайте. Потом мы поиграем в интересную игру «Что же вы запомнили».

- Родилась 110 лет назад в Украине в городе  Киеве, тогда, когда не было ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек.

Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. Позже семья Осеевых переехала в Москву. Здесь Осеева стала педагогом – воспитателем.Работая в детском доме,  наблюдала за детьми.

Она общалась с детьми как-то по-взрослому – и они это очень ценили.

 В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. У В. Осеевой есть рассказы, где она показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.

- Давайте поиграем, заодно я проверю, как внимательно вы меня слушали.

- Родилась В.А.Осеева…

 

- Когда семья Осеевых переехала в Москву В.А. стала…

 

- Она много общалась…

- В свободное время сочиняла…

- В своих произведения В.А.рассказывает о…

 

- Книги писательницы пользуются у детей …

- Перед вами выставка книг. Я представляю сказку Осеевой «Волшебная иголочка». Эта книга вышла в издательстве «Малыш». В сборнике «До первого дождя» вы найдёте много коротеньких рассказов, таких как «Просто старушка», «Плохо», «Новая игрушка» и другие. Так же я представила на выставке сборники рассказов «Три сына», «Синие листья»- эти сборники вы можете взять в библиотеке и прочитать, почему листья в рассказе Осеевой синие и подумать, чему учит этот рассказ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Осеевой.

- Откройте учебники на стр.87,прочитайте название. Как вы думаете, о чем это произведение судя по названию. Хорошо, давайте проверим ваши предположения, послушав рассказ.

- Но перед этим давайте выясним значение слова «противень». Одному из вас было задано индивидуальное задание, найти значение этого слова. Мы готовы тебя послушать.

 

 

 

- Где ты нашёл значение этого слова?

 

-А что ваши бабушки и мамы готовят на противне?

- Во время чтения постарайтесь понять, о чем этот рассказ и кто его главные герои.

 

 

 

- Как вы думаете, какое слово сказал старик?

 

 

- Проверим ваши предположения.

 

- Как вы думаете, как поступила Лена?

 

 

- Читаю дальше и узнаем правы ли вы?

- Как отреагировала бабушка?

- А как отреагировал брат?

- Проверим ваши предложения.

- Понравился ли вам рассказ? Кто герои этого рассказа? О чем вы думали слушая этот рассказ?

 

- Давайте обратим внимание на текст в учебнике и посмотрим значение каких слов и выражений предлагает учебник.

- А почему именно это слово и выражение? Давайте в словарике найдём эти слова и прочитаем значение стр.215

 

 

 

У оленя дом большой.— Показываем руками над головой крышу дома.

 Он глядит в свое окно.— Показываем руками перед собой квадратное окно.

Заяц по лесу бежит.— Изображаем бег на месте.

В дверь к нему стучит.— Изображаем стук кулаком в дверь.

Тук-тук!— стучим правой ногой в пол.

 Дверь открой! — открываем дверь.

Там в лесу…— показываем большим пальцем за плечо.

Охотник злой!— изображаем руками ружье.

Быстро двери открывай,— показываем рукой приглашение в дом.

Лапу мне давай!— выставляем руку вперед ладонью наружу.

 

Итак, мы заметили, что Павлик изменился в лучшую сторону .А что заставляет человека меняться , как вырабатывается характер героя рассказа ? Пока трудно ответить на этот вопрос. Поможет  нам автор. Нужно только  очень внимательно перечитать рассказ и ещё раз пронаблюдать, как менялось поведение Павлика.

- Начинает читать Илья.

- Достаточно, здесь закончилась первая часть. Ты читал выразительно, целым словом, с опорой на ударение, выделяя важные по смыслу слова, сумел передать характер героев.

- Посмотрите на текст первой части, найдите и прочитайте слова, которые показывают, как вёл себя Павлик при встречи со стариком.

- О чем говорят эти слова?

- Почему сестра не даёт Павлику ни одной краски, бабушка гонит с кухни. Брат не берёт кататься на лодке?

 

 

 

- Найдите слова, которые подтверждают грубое поведение мальчика с родными.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Продолжает читать Настя.

- Здесь закончилась 2-я часть.

- Как отреагировал Павлик на желание помочь ему?

- Чему он так удивился?

 

- Как же нужно произносить это слово, прочитайте.

 

- Прочитайте, какие слова помогают создать картину таинственности , сказочности.

 

 

- Сразу ли Павлик поверил старику? Докажите.

- А почему же он вскочил и побежал домой?

 

- Мы много работали и наши глаза устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Руки вниз головки назад,

Глазки пусть в потолок поглядят.

Головки опустим, на парту глядим.

И снова наверх – там, где муха летит.

Глазами повертим, поищем её.

И снова почитаем.

Немного ещё.

 

 

- Читать продолжает Анна.

 

 

- Дальше продолжает читать Максим.

-Здесь закончилась 3 часть.

- Как вы думаете, почему Лена сгребла краски в кучу? Давайте покажем это движение.

- Найдите в тексте отрывок, где описывается неуверенность Павлика в действии волшебного слова.

 

 

-  Давай прочитаем по ролям, как Павлик обращается к бабушке.

За бабушку  читает (…), за Павлика (…) и за автора(…)

- Давай прочитаем по ролям, как Павлик обращается к брату. За брата читать будет  … ), за Павлика (…), за бабушку (…), за сестру (…), и за автора (…).

 

- Какие слова и выражения помогают представить  удивление родных Павлика, когда они почувствовали доброе отношение к ним.

- Прочитайте, как заканчивается рассказ.- Ваня прочитай вслух.

- Зачем Павлик побежал в сквер?

- Почему старик не стал дожидаться мальчика ?

«Истинная доброта не нуждается в вознаграждениях»- так гласит русская пословица.

 

- Все мы живём среди людей, и от того, какие люди нас окружают, зависит не только наше настроение, наше самочувствие, но и то, сложится наша жизнь.

 

 
Подумайте, какими бы вам хотелось видеть людей, которые живут рядом с вами. доброжелательными или раздражительными, злыми, хитрыми, способными обмануть, или добрыми и честными. Для того чтобы люди были такими, как нам хотелось, нужно, чтобы каждый из нас был добрым, отзывчивым, честным человеком. А ведь в жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае, научиться понимать самих себя, понимать других людей нам помогают книги. Вот и сегодня мы познакомились с рассказом, герою которого казалось, что все люди, окружающие его, совсем его не любят. - А какими качествами  обладаете вы?

- Выберите из предложенных вам качеств, то, которое, по вашему, мнению вас характеризует 

 

 

_ Посмотрите, какие хорошие ребята учатся в нашем классе: приветливые, добрые, честные, вежливые, общительные, дружелюбные, совестливые.

-Ребята, как вы думаете, что вам будет задано на дом?

- А на дом вам будет задано найти оставшиеся части и каждую часть озаглавить и по желанию выполнить любое другое задание.

 

- Я очень довольна вашей работой. Спасибо. Урок окончен.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Владимировна Колчина

На: Рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово" (материал в разработке


Все формы и методы работали на реализацию целей и задач урока.

 

Метапредметные:

А) познавательные УУД:

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

- развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить свое высказывание в устной форме;

- учит объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним;

- учит определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа;

 

Б) коммуникативные УУД:

- формировать соблюдение простейших норм речевого этикета: формы вежливости ,благодарности ;

- развивать умение вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

В) регулятивные УУД:

- формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

 

3.Личностные:

- формировать внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев;

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Использовались технологии:

- технология сотрудничества;

- развивающая технология;

-  коммуникативная технология;

-  рефлексивная технология;



Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория