Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Козлова И.Б. Пути формирования информационных компетенций учащихся

Автор: 
Козлова Ираида Борисовна
Место работы: 
учитель начальных классов МБОУ "СОШ №3" г. Гусь - Хрустальный.

 

Пути формирования информационных компетенций учащихся

 

Сегодня информационные технологии в обучении – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики. Главной задачей современной образовательной политики является воспитание нового поколения грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

 

Что же обозначает понятие ИКТ-компетентность? Это приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе, собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

 

Школа призвана научить добывать нужную, полезную информацию сначала из книг: учебников, словарей, справочников, энциклопедий, а также художественной литературы, затем из других источников. Таким средством  и является школьная библиотека, которая должна стать своеобразным центром информации. В нашей школе в содружестве с библиотекой проводится большая совместная работа. Сначала первоклассников посвящают в читатели. Работники библиотеки  знакомят ребят с «Книжкиным домом». Рассказывают,  как самому правильно выбрать книгу (показывают тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг.) Совместная работа продолжается во 2, 3 и 4 классах. Например,  после библиотечного урока в 3 классе «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», где ребят познакомили с презентацией, в которой рассказали о  структуре энциклопедии, расположение материала по алфавиту. Ребята сами попробовали создать свои первые проекты: «Кто такой медведь?», «Что такое метро?». Значит, посредством библиотечных уроков, индивидуальной работы с учениками при посещении библиотеки, а также праздников и викторин, организованных ее работниками развивается особая культура отношения к книге и к информации в целом.

 

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. В этой работе  огромная ответственность ложится на учителя начальных классов, ибо его задача не только научить читать и писать, но и развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. С 2011/12 учебного года я  работаю по развивающей системе Л.В.Занкова. Один из принципов системы: обучения на высоком уровне трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее.

 

Например, учебники 1 класса начинаются со справочных страниц, ориентироваться в учебнике помогают условные знаки: один из знаков - Поиск информации. Исследование. Встречаясь на уроке с такими заданиями,  мы с ребятами работаем со словарём, находим нужную информацию в дополнительных книгах-справочниках, которые есть в классе и лежат на последних свободных партах, иногда дети сами находят информацию дома из своих источников и делятся ей на следующем уроке.
    

Такие задания и в целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Совсем иной акцент приобретает урок, если на нём выступаю ученики с сообщениями, сопровождаемые компьютерными презентациями. При этом навыки в составлении презентации также являются основой формирования компетенций.

На моих  уроках окружающего мира  уже в 1 классе ребята (по желанию) вместе с учителем и родителями готовят презентации «Жизнь динозавров», «Ими гордится Россия» и др. Ребята совместно с учителем подбирают материал (небольшое сообщение 5-6 предложений), с родителями готовят презентацию и на уроке делают свои первые выступления. Таким образом, компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении  материала; в процессе закрепления изученного материала; при повторении, обобщении и систематизации и в  ходе контроля знаний, умений и навыков.

Применение информационных технологий на своих уроках позволяет моим ученикам:

  • развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Основным способом активизации познавательного процесса на моих уроках являются методы: проблемно-поисковый, методы развивающего характера: учебный диалог, беседа-рассуждение, учебный спор, метод коллизий. Данные методы я строю на следующих принципах обучения: принцип опережающего обучения, принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка (одновременное развитие речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности).

На уроке  по литературному чтению при знакомстве с творчеством К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» я использовала  презентацию  к уроку и музыкальную проектную работу «Лиса в сказках», это помогает повысить интерес не только к творчеству Ушинского, но вызывает интерес к его произведениям и к чтению русских народных сказок (http://gusschool3.ucoz.ru/load). Также к этому уроку ребята готовили проект "Почему лиса Патрикеевна?" – это совместная работа с родителями по развитию информационной компетенции учащихся.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Это очень важно для успеха Новой школы.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн