Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ток-шоу «Школа.LIVE»: 11 лет школьной жизни без вреда для здоровья

Автор: 
Школа.LIVE

 

«20 ударов головой об пол явно не радуют»

 

Полная стенограмма ток-шоу «Школа.LIVE» «11 лет школьной жизни без вреда для здоровья»

http://mn.ru/society_edu/20121019/329114454.html

 

Т. Ларсен:  Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Тутта Ларсен. Вы смотрите проект «Школа. LIVE», который происходит при поддержке РИА «Новости» и придуман радиостанцией «Эхо Москвы» совместно  с «Московскими новостями». И, конечно, вместе со всеми нами – родителями, учителями, педагогами, экспертами, всеми, кому неравнодушны наши дети, школьное образование и кто хочет, чтобы все в школе у нас было правильно, хорошо, по-доброму, как надо. Именно этому мы сегодня и посвящаем нашу тему. Она звучит так: «11 школьных лет без вреда для здоровья». Эту темы вы выбрали сами. Вы голосовали на сайте «Эхо Москвы», на сайте «Московских новостей» и РИА «Новости». Кстати, с нами еще «Учительская газета», на сайте которой вы можете смотреть наше шоу, равно как и на всех вышеперечисленных сайтах. Сегодня будем обсуждать, как наши дети могут в школе не только учиться, но и сохранить свое здоровье. И скорее всего, наверное, как нам кажется, самыми важными моментами здесь являются питание и физическая культура. Но вполне возможно, что в процессе нашего ток-шоу мы придем к каким-нибудь иным выводам. Обсуждать тему мы будем вместе  с родителями, детьми, которые находятся, некоторые старшеклассники, у нас в студии, педагоги и конечно наши уважаемые эксперты. Давайте я вам их представлю. Итак, сегодня с нами: Марианна Михайловна Безруких, профессор, академик Российской Академии образования, директор Института возрастной физиологии. Добрый вечер. Сергей Бадюк, актер, телеведущий. Здравствуйте. Дмитрий Носов – заслуженный мастер спорта по дзюдо, самбо. Депутат Государственной Думы. Здравствуйте. И врач-диетолог Алексей Ковальков. Кроме того, сегодня в студии находится заместитель директора Дворца пионеров - Денис Кравченко. Биолог, организатор частной экобазы Оксана Буковецкая. Оксана к тому же еще методист сектора туризма Дворца пионеров и многодетная мать, о чем я чуть не забыла упомянуть. Наталья Румянцева – руководитель общественной организации «Родительский контроль». Ну, в общем, как вы понимаете, команда у нас сегодня серьезная, эксперты очень интересные, но для того, чтобы вы окончательно вникли в тему (повторю ее, мы сегодня ее назвали «11 школьных лет без вреда для здоровья»), давайте посмотрим сюжет.

 

Сюжет:

По данным Российской академии медицинских наук за последние 5 лет заболеваемость детей разных возрастов выросла на 18-20%. Около трети выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. У 60% выявлены разные нервно-психические расстройства. Меньше 70% будущих призывников годны к службе в армии. Между тем, число практически здоровых детей составляет лишь 30%. С начала 2000-х в разы выросла смертность школьников от онкологических заболеваний, травматизма и отравлений. Но самыми распространенными остаются инфекционные болезни. Наиболее эффективный способ уберечь от них детей – прививки, считают врачи. Сейчас вакцинация в школе проводится только с согласия родителей. Многие из них скептически относятся к прививкам, даже если у детей нет медицинских противопоказаний. В частности, количество привитых от гриппа детей в младших классах варьируется от 27% до 34%. Количество не привитых от 55% до 70%. Еще один фактор, который способствует росту заболеваемости, – гиподинамия, нехватка движения. В младших классах недостаток физической активности испытывают 35-40% детей. В старших – 75-85%. С первого сентября 2011 года в Москве ввели третий урок физкультуры в неделю. В специализированных школах здоровья дополнительные физические нагрузки практикуют уже несколько лет. Учителя отмечают, что благодаря этому, дети меньше болеют и становятся более крепкими. Однако в обычных школах для введения новых видов спорта нет подходящей материально-технической базы, не все могут позволить себе бассейн и лыжи, а преподаватели недостаточно квалифицированы. Кроме того и родители часто возражают против третьего урока физкультуры, потому что его вводят, сокращая часы на другие предметы.

 

Т. Ларсен:   Ну что же, мы начнем с физической культуры. И я вспоминаю свои уроки физкультуры в школе. И это было чистой пыткой. Потому что люди, у которых на физкультуре плохо получалось, всегда были предметом для насмешек одноклассников, всегда были в некоторой степени изгоями. И как-то это было всегда ужасно унизительно, если ты не можешь метнуть гранату на нужное расстояние или пробежать стометровку, уложившись в норматив. Хотя, с другой стороны, казалось бы, как раз именно этим детям, у которых от природы, может быть, не так развиты какие-то физические способности, уроки физкультуры наиболее необходимы. Но, прежде чем я обращусь к вам, уважаемые эксперты, я хотела бы дать слово и возможность высказаться тем, кто у нас находится  в студии, – родителям, детям. Действительно, как сегодня выглядят уроки физкультуры в школе, действительно ли они вам помогают, действительно ли они необходимы? И, может быть, у кого-то есть опыт, когда было меньше физкультуры, потом ее стало больше, и ребенок прям на глазах как-то стал бодр, весел и здоров. Кто-то хочет высказаться?

 

Д. Носов:   Давайте я начну. Дело в том, что сегодня у нас был министр образования…

 

Т. Ларсен:   Где это у вас?

 

Д. Носов:   Сегодня у нас в Госдуме был министр образования.

 

Т. Ларсен:    Отчитывался?

 

Д. Носов:   Да. Обсуждался новый проект законопроекта или альтернативный проект закона об образовании. Собственно, по которому мы будем жить и воспитывать наших детей. И вот вообще ни слова не прозвучало про физическое развитие ребенка. Ни слова не прозвучало.

 

М.М. Безруких:   Про воспитание или про развитие?

 

Д. Носов:   Про физическое развитие. И я что хочу сказать. Я в этой области являюсь специалистом. Я защищался. Мой красный диплом как раз по физической культуре. Мы сравнивали количество уроков спортивной нагрузки в других странах, и в России. Так вот в Европе мы занимаем последнее место. Везде минимум 5-7 часов. Это, во-первых.

 

Т. Ларсен:   Но у нас и процент средств от ВВП, который вкладывается в образование по сравнению с Европой…

 

Д. Носов:   Подождите, я сейчас договорю. Вообще, что такое это понятие. Если мы будем смотреть закон, который сейчас пытаемся изменить, что такое вообще «физическая культура»? Мы сейчас все разговариваем про урок физической культуры. По закону, физическая культура – это свод норм, ценностей и знаний. То есть и ни слова об упражнениях. Это цитата из закона.

 

Т. Ларсен:   Нормы, ценности и знания.

 

Д. Носов:   То есть наши дети теперь могут просто читать книжки, изучать историю олимпизма, допустим. Ну, это неплохо. Но они не делают упражнения, но они все равно занимаются физической культурой. То есть уже бомба закладывается в том законе, который существует, который мы сейчас собираемся менять. И еще раз я повторю – изучив опыт иностранных государств, возьмем сейчас младшие классы, с младших классов там всегда уделяется больше внимания физической нагрузке. Физической культуры вообще нет нигде в мире. Только у нас.

 

Т. Ларсен:   А что есть?

 

Д. Носов:   Спорт. Занятия спортом. Они занимаются спортом и занимаются минимум 5 раз в неделю какими-то видами спорта. И чем старше они становятся, тем спорт чуть убирают и добавляют больше математики, физики, других предметов, в зависимости от того, к чему склонен ребенок. У нас же детей практически с первого класса пытаются загрузить математическими формулами.

 

Т. Ларсен:   У нас детей в секции отдают заниматься спортом. Марианна Михайловна, включайте микрофон.

 

Д. Носов:   Это уже дополнительное образование. Мы про школу сейчас говорим.

 

Т. Ларсен:   Марианна Михайловна, Вы сейчас спросили: физическое развитие или физическое воспитание. В чем разница для Вас?

 

М.М  Безруких: Физическая культура в школе – это, конечно, большой комплекс физической подготовки, двигательной подготовки. И все занятия физической культурой включают, так, как по программе, там 5 или 10 минут отводится на какие-то вещи, и то не каждый урок, а есть очень большой блок подготовки. Причем, там есть: общая физическая подготовка, есть специальная, есть игровые виды спорта, есть сегодня ритмика. Это расписано с первого по десятый класс в программе двигательной подготовки с критериями оценки, с возрастными нормативами. Плюс к двигательной подготовке, которая дается на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях. При этом может быть в школе столько, сколько угодно спортивных секций, если для этого есть тренер, для этого есть условия.

 

Т. Ларсен:    А зачем тогда нужен какой-то другой закон об образовании, если все есть?

 

Д. Носов:   Подождите, мы сейчас подменяем понятия. Я же вам говорю, как звучит в законе. Вот мы откроем сейчас закон. Если хотите, откройте закон, и Вы увидите.

 

Т. Ларсен:   Ну, закон – это сухой текст. А тут реально в школе есть физкультура.

 

М.М. Безруких:   Слава богу, что есть программы.

 

Д. Носов:    Это хорошо, что есть программы. Я вам говорю, как в законе звучит «физическая культура». Вы что, хотите поспорить?

 

Т. Ларсен:   Короче, дети в школе спортом занимаются?

 

Д. Носов:   Конечно, занимаются. Но любой учитель может сказать: я дал им книжки почитать, я им сделал физическую культуру, вот в законе, смотрите.

 

М.М. Безруких:   Он не имеет права это сделать, потому что есть стандарт, в котором прописано, какие виды движений, двигательные упражнения, в каком возрасте, какие критерии достижения должны быть в каждом возрасте. Это есть в стандарте образования.

 

Т. Ларсен:   Подождите. Значит, у нас все хорошо с физической культурой?

 

М.М. Безруких:    Это другой вопрос. Просто речь идет о том, что у нас в школе есть физическая культура. Другой вопрос – как это организовано. И совершенно верно Вы сказали, не хватает квалифицированных педагогов. Больше того, я хочу сразу сказать, поскольку речь идет о здоровье, а Вы сказали о том, что всех нужно в спортивную секцию. Учитывая состояние здоровья наших детей…

 

Д. Носов:   Я такого не говорил.

 

М.М. Безруких:    Вы сказали, с первого класса в спортивную секцию.

 

Т. Ларсен:   Разными видами спорта.

 

Д. Носов:   Я сказал, что за границей у детей… понимаете, я вам рассказываю про понятие, что такое официальное понятие «физической культуры».

 

Т. Ларсен:   По понятиям сегодня о спорте говорим.

 

Д. Носов:   Я вам говорю по закону. Просто нигде в мире человек не говорит… Тутта, Вы наверняка занимались спортом. Бегали, прыгали, ну, что-то делали в своей жизни, на лыжах хоть раз прошлись, Вы же не приходите и не говорите: я сегодня занималась физической культурой. Я думаю, что не один школьник меня здесь поддержит, никогда не говорил: «я сегодня занимался физической культурой, пробежал 5 км». Ну, нет этого нигде в мире. Люди говорят: «я занимаюсь спортом». Я только об этом говорю. Я Вам про Фому, Вы мне про Ерему.

 

М.М. Безруких:    Давайте, во-первых, научимся слушать друг друга для того, чтобы наш разговор был конструктивным. Я считаю, что раз речь зашла о здоровье детей, то мы должны понять, что наши дети, к сожалению, не очень здоровы. 30% детей практически здоровых или первая группа здоровья – это значит, что заниматься спортом и пойти в спортивную секцию могут 30% детей. Для 70% детей нам нужны занятия, и это все регламентировано и расписано, и есть программы. Занятия в подготовительной группе физкультуры, к сожалению, нет специалистов. И в специальной медицинской группе для того… а к сожалению, эти дети не занимаются, они сидят на скамеечке. Вот, что плохо.

 

Т. Ларсен:    Да, возьмите микрофон, пожалуйста. Меня волнует вопрос еще и такой – почему 30% здоровых детей всего?

 

Д. Носов:    А у меня сейчас сразу вопрос. А какой возраст имеется в виду, эти 30%?

 

Т. Ларсен:    с 1 по 11 класс.

 

О. Буковецкая : То есть вся школа. Но вот я могу сказать…

 

Т. Ларсен:    Вот многодетная мама. Как вы своих детей физически воспитываете, чтобы они были здоровы?

 

О. Буковецкая:    Знаете, я, наверное, не характерный пример, потому что мы со своими детьми еще когда они были возрастом кенгурушечным, бегали по лесам, болотам, на Алтай. Я, будучи беременной, в Бие купалась на Новый Год и т.д. Поэтому моя семья – это не пример, поэтому я лучше скажу о том, что я наблюдаю, как...

 

Д. Носов:   Ну у вас дети здоровые?

 

О. Буковецкая:   Да, более чем.

 

Д. Носов:    Потому что они физической нагрузкой заняты.

 

Т. Ларсен:    Ну не у всех мам есть возможность бегать с детьми по болотам на Алтае. Мы живем в мегаполисе.

 

О. Буковецкая:   Средний сын - капитан футбольной команды в Первомайском районе у нас и раздумывает между карьерой в спорте и карьерой будущего актера. Ну, младшая пока еще мелковата. Старший дизайном занялся, попутно роудджампится по выходным.

 

Т. Ларсен:   Это прекрасно. А как нам, родителям, живущим в городе большую часть времени?

 

О. Буковецкая:   Я тоже живу в городе, к сожалению моему большому. Жду, когда детей отпоступаю, чтобы потом из него свалить. Но речь не о нас и даже не о наших собственных детях. Я хотела сказать пару слов о том, что я наблюдаю на младшеклассниках, которые приходят на массовые мероприятия. Это обычные школьники, это не секции. Просто дети. Они пришли с мамами. Вот я для примера взяла, не знаю, будет видно или нет, то, что происходит на «Неделе игры и игрушки» Московского городского дворца детского и юношеского творчества. У нас в уголке сектора туризма  - совершенно элементарная развлекуха, когда дети должны цепочкой пройти по палочке. Это упрощенный вариант одного из упражнений тура многоборья. И вот  я наблюдаю год за годом детей, которые просто боятся это сделать. Они не ДЦПшники, господа, обычные, нормальные здоровые дети, и  боятся. Что говорят родители или сопровождающие учителя: «Деточка, ты боишься, ну ладно, не надо, а вдруг ты упадешь с этой палочки». Вот Ярослав, который присутствует в зале, с которым мы пришли вместе, не даст мне соврать, он сам участвовал в качестве помощника и соучастника этого безобразия

Т.Ларсен:   Боялся? Сейчас, подожди, сейчас микрофон дадут

О.Буковецкая:   Участвовал в качестве помощника, он все это наблюдал сам.

Т.Ларсен:   В чем проблема? Почему дети боятся? Родители запугали? Дети «недокультурные» физически? Что такое?

Я. Нечаев:   Это запугали скорее педагогов, потому что, ну то есть, если что-то случается с ребенком непосредственно, спрашивают с педагога сперва. Естественно, педагоги, приходя с большой группой людей, в основном просто боятся, что ребенок сейчас стукнется, будет там канатная дорога, он упадет с…

О.Буковецкая:   С десяти сантиметров, да. С десяти сантиметров он упадет.

Я. Нечаев:   И разобьет себе нос, и все.

Т.Ларсен:   А у меня вопрос Сергею Бадюку, который преподает в школе, ну, такие дисциплины, где стукнуться нужно, а не просто случайно можно.

Бадюк С.:   Уважаемые друзья, я отец тоже, у меня двое детей, двое парней. И я хожу, я часто нахожусь в школах, я очень много езжу, везде посещаю и спортивные секции, и провожу тренировки. Я полностью согласен с коллегой, у нас есть программа. У нас есть две проблемы, которые сейчас озвучили: у нас недостаточное количество специалистов, это объективно. Не спортсменом, как раз, со спортсменами все в порядке, кого берут в учителя физкультуры? Мастера спорта по боксу, по бегу. Он знает, как работать со спортсменами.

Т.Ларсен:   А не с детьми?

Бадюк С.:   Но его сразу же запугали, потому что у нас, к сожалению, происходили эти трагические случаи, и будут происходить, это не отследить. Когда ребенок бежал на уроке физкультуры,  и  стало плохо с сердцем – он взял и умер. Вопрос, естественно, это трагедия. Но его подняли на всю страну, всех учителей выстроили, ни один директор школы не хочет себе этих проблем, понимаете? И тут палка о двух концах. Я к чему все это говорю, ничего не поменяется, к сожалению, кроме одного, мы в состоянии изменить, отношение родителей к собственным детям. Никто за вас не будет заниматься вашими детьми. В категорической форме вам это заявляю. И все зависит от вас, и начать занятия физической культурой и спортом – это два разных понятия. Те, кто спортсмены – спортсмены, физическая культура – это физкультурники, которые занимаются для себя, нормально. Можно, скажем так… 

Т.Ларсен:   Начать дома?

Бадюк С.:   Извините. Нет, все начинается с родителей, поймите. Начинать надо, прежде всего, с восстановления. Вот основной вопрос сейчас будет нашему коллеге, потому что то, что я вижу постоянно: у нас родители сейчас компенсируются на детях. Либо 15 преподавателей по математике, физике и всему остальному, либо папа сумасшедший, который не добился ничего, ребенка третирует: «ты мало тренируешься», его палками в зал. Отталкиваться надо от того, как ребенок пришел домой. Пришел уставший – спать, поиграться, включить телевизор, повеселиться с ним. Есть силы – пошли побегаем. Отталкивайтесь от самочувствия, а не от того, что вам хочется, смотрите на него, они в школе дико перегружены. Но это не значит сегодня, что надо идти на поводу у ребенка, это тонкий момент. Это очень тонкий момент, я сам периодически срываюсь то в одну крайность, то в другую, хотя с опытом. Никто не будет вашими детьми заниматься, поймите. Придите в школу, посмотрите на этого учителя физкультуры, придите в секцию. Я на секциях, я наблюдаю постоянно одну и ту же картину: мамы, мамы-бабушки сидят.

Т.Ларсен:   Папы нет?

Бадюк С.:   Ни одного, папа с пивом.

Т.Ларсен:   Мне рассказывала моя коллега Маргарита Митрофанова про то, как русские отдыхают в Испании с детьми. Один испанец ее спрашивает: «А что, эти все русские женщины – вдовы?» Они все с детьми сидят на пляже, а мужа нет, где-то он, наверное, зарабатывает на это деньги. Но это тоже социальная проблема, да?

Бадюк С.:   ну это проблема, это проблема. Поймите, я еще раз хочу сказать, никто не будет… Вот занимается мама детьми, вот вам результат. Ваши дети – это ваши проблемы, это или проблемы, или ваше счастье. Уделяйте внимание, смотрите шоу, ищите тренеров, получайте рекомендации, ходите к нормальным специалистам, консультируйтесь. Школа, вот то, что я сейчас вижу, у нас кардинально, к сожалению, ничего не изменится. Загнали преподавателей за Можай, по разным причинам. Ничего не произойдет в ближайшее время. В категорической форме.

Реплика:   Запугали.

Т.Ларсен:   Ну, Вы все-таки…

Носов Д.:   Можно я добавлю? Сергей правильно говорит, я думаю, он со мной согласится. Я  тоже тренер с многолетним стажем. Я вот могу сказать, наблюдение, которое я сделал, вот в 100% случаев это так. Если приходи мальчик, там, или девочка в возрасте, допустим, 5 класса, которая до этого ничем не занималась, вот ничем, вот впервые ее родители привели, или его, да. Мне страшно с этими детьми работать: они деревянные, они корявые. Действительно, вот как Вы говорите, с такой высоты на него смотришь, думаешь: все, он потерянный. А приходят, родители приводят детей, которые с детства чем-то занимались, понятно, что они не профессиональные спортсмены, понятно, что они не могут, человек в детстве готовиться к олимпийским высотам, он просто тренируется, бегает, прыгает. Это же дети, они играются, у них там кошечки, собачки. Это причем практически во всех видах спорта. Вот у меня, например, занятия идут с 3 лет, дзюдо. Но мы детей не одеваем в дзюдо и не начинаем им спарринги. Они играются до 7 лет, они ловкие, гибкие, они здоровые, понимаете? Самое главное – чтобы ребенок вырос здоровым. И вот этот фундамент надо как можно раньше закладывать. Конечно, тут надо тонко смотреть, вот я согласен с Сергеем, то что действительно есть родители…

Т.Ларсен:   Ну получается, мы заложили фундамент - ребенок в школе занимается физкультурой и здоров. Мы не заложили фундамент – ребенок в школу пришел больной и физкультурой уже не занимается.

Реплика:   Можно мне добавить?

Носов Д.:   Да, вот к этой я хочу вернуться статистике. Вы поймите, это же не может быть так, здесь сколько женщин находится, вы родили сразу больного ребенка.

Реплика:   За 20 лет, вдруг ниоткуда, такого не бывает.

Носов Д.:   И что сразу 70% детей больные. Это все приобретается с возрастом, потому что он не занимается, им нет занятий.

Т.Ларсен:   Подождите, я хочу с ребенками поговорить, у нас здесь сидят вот представители школьного сообщества, ребята-старшеклассники. Урок физкультуры для вас – что это? Это отдых, это радость или это пытка? Кто-нибудь расскажите, поделитесь своим опытом занятий физкультуры в школе.

Реплика:   Всего по чуть-чуть.

Старшеклассница:   Я не считаю, что урок физкультуры – это пытка. Но когда я занималась физкультурой, сейчас, к сожалению, просто профильное образование и, естественно, в 10-11 классах больше внимания уделяется на основные предметы, которые тебе нужно сдавать, ну, на ЕГЭ, вот. Когда я занималась физкультурой, мне все это очень нравилось, я считаю, что спорт развивает твою силу воли, поднимает твой дух, и, мне кажется, это очень все весело. Особенно если ты не один там какие-то упражнения делаешь, а группой. Конечно же это классно.

Т.Ларсен:   То есть, интересно было физкультурой в школе заниматься?

Реплика:   Да.

Т.Ларсен:   У кого-то есть другие впечатления? 

Выпускница школы:   Я школу, правда, уже закончила, но физкультура для меня всегда было очень тяжелым предметом, и я всегда считала, что нормативы – это немного не справедливо, потому что кто-то от природы способен пробежать километр за определенное время, кто-то просто физически этого не может сделать. Тем не менее давят на оценки, влияет опять-таки на медаль, на общую успеваемость, и волей-неволей, хоть пешком, хоть как с 10-го раза пробегаешь, проплываешь, перепрыгиваешь и так далее. Ну, я считаю, что разделение на группы: специальная, подготовительная или основная – оно должно быть либо более подробным, либо сами нагрузки должны быть пересмотрены. Насколько я знаю, с советских времен очень мало изменились сами нормативы. И как готовили в Советском Союзе – быстрее, выше, сильнее –и как готовят сейчас, с ЕГЭ, я думаю, что довольно тяжело совмещать и физическую нагрузку, и умственную.

Т.Ларсен:   Но в принципе, если бы не было этих нормативов, была бы вам необходима все-таки физкультура в школе?

Выпускница школы:   Я думаю, да. Потому что физкультурой мы даже  в обычной жизни пользуемся.  Для того, чтобы подняться по лестнице, уже нужны определенные тренировки.

Т.Ларсен:   Что-то хотели добавить?

Чуринова Е:   Я хотела как раз вот как специалист по адаптивной физической культуре. Я один из первых выпусков такого университета РГСУ, у нас есть кафедра адаптивной физической культуры для лиц с отклонением состояния здоровья. Как раз вопрос о том, что у нас не готовят специалистов. Специалистов готовят. Но дело в том, что те программы, которые существуют в школе, вот эти госы и стандарты, они сильно отличаются от того, чему учат нас. Например, я никогда не буду начинать с классом работать с урока, вот, даже если у меня, скажем, стоит легкая атлетика в сентябре, да, вот когда хорошая погода, можно побегать, попрыгать и так далее. Я никогда не поставлю в первых трех уроках кросс 2-3 километра. Я дам детям втянуться, я понимаю, что, во-первых, это был большой перерыв. Почему всегда случаются эти трагедии? Это непрофессионализм в первую очередь. Это когда большая нагрузка, когда неготовое сердце, неготовые сосуды, больные дети. Это банальности, это простые вещи. Раньше чтобы тебе дали справку о состоянии здоровья, о том, чтобы выпустить тебя на урок физкультуры, врач понимал, что это такое, и он отдавал себе отчет, какие могут быть последствия. Да, дети были здоровее, пища была лучше, и воздух, и все остальное. Но тем не менее. Что мы видим сейчас? Стоит в плане, и все равно. Ты должен вот в этот период, дети правильно сказали, да, есть норматив – беги. Хочешь ты, не хочешь, есть у тебя настроение, нет. Класс не делится, нет таких ставок, которые бы подробно расписывались. То есть, это всегда упирается в какие-то очень четкие организационные моменты. Если, скажем, школа коррекционная, вот я работала, когда писала диплом, со слепыми и слабовидящими детьми, и я вела у них уроки с элементами игровой вот всей этой, подвижные игры. Это было очень интересно, и детям, дети, в принципе, любят играть. Если слепого ребенка заставить, там, бегать кросс, ему это не интересно. Ему не интересно кидать мячики просто так в стену. То есть, это всегда специальный инвентарь, это всегда специальные какие-то занятия.

Т.Ларсен:   То есть, всегда желательно подходить к каким-то индивидуальным особенностям ребенка?

Е.Чуринова:   Да творчество, в любом случае. Вот что такое учитель – это творчество в любом случае. Это никакие не госы, никогда, это никакие не стандарты.

Т.Ларсен:   Ну это же идеальная ситуация. Когда у тебя 35 человек детей в классе, поди ко всем подойди отдельно.

Е. Чуринова: Это я понимаю. Нет, дело не в том, что, понимаете, я могу 50 человек организовать. Вопрос в том, чему вас учили в вашем учебном заведении. Если вас учили бояться, сидеть, дрожать и не задавать лишних вопросов, вот так себя будете вести.

Т.Ларсен:   Марианна Михайловна, Вы хотели что-то добавить?

А. Ковальков:   Вопрос можно? Вот человек приходит в школу, да, молодой парень или девочка. Приходят на урок физкультуры, вот у них последний урок, они мокрые, набегались, потные, да. И им говорят: все ребята, идите домой. И они эти мокрые, потные, у них нет ни душа, ничего. И вот этот запах раздевалки те, кто работали в школе, или учились в школе, они его запомнят на всю жизнь, вот этот потный, грязный запах. И поэтому здоровья это точно не прибавит, и всплеск воспалительных заболеваний, вплоть до пневмонии, после такого выхода на улицу. Вот мы говорим об условиях, да.

Е.Чуринова:   Я с Вами категорически согласна

А.Ковальков: И если мы приходим в любой фитнес-центр и приводим туда ребенка из школы, из спортзала, он смотрит на эти тренажеры, на эту импортную всю технику. Я понимаю, что ему, конечно, на тренажеры рано, да, но просто вот эти условия, вот эти мониторы, эти фитнес-тренеры. Не то что там какой-то учитель в школе в задрипанном костюме ходит. А тут такие ребята ходят в фитнес-центре.

Е.Чуринова:   Это замечательно. Дело в том, что есть санитарные стандарты. Вот как раз это, опять же, упирается в организационные моменты. В каждой школе при спортивном зале есть душевые.

А.Ковальков: Вот очень интересно.

Т.Ларсен:   Но они не работают, или там нет горячей воды.

Е.Чуринова:   Должны быть, они мере должны быть.

А.В. Ковальков: Ну это гигиена, это элементарно, да..

Старшеклассница:   Пожалуйста, можно я выскажусь? Я хочу сказать, что основная проблема школ даже не столько в том, что учителя не являются компетентными, а то, что у нас нет нормального оборудования. То есть, допустим, вот все, что есть, да, вот нас приводят в качалку, да, и нам говорят: вот сейчас, дети, вы будете качать пресс на таком-то тренажере, да. И получается там такая как бы горка, ты должен лечь на нее спиной и головой опуститься вниз к полу. И когда ты поднимаешься, ты как бы, ну, сгибаешься пополам. А потом когда обратно ты возвращаешься в исходное положение, то ты ударяешься головой об пол. Потому что не то расстояние.

Реплика:   И здоровья вам это точно не прибавляет.

Старшеклассница:   Ну, здоровья явно не прибавляет, а сделать нужно, как минимум 20 раз. И то есть, 20 ударов головой об пол явно не радуют. И вообще само состояние тренажеров. То есть, допустим, велосипед, да, велотренажер. Я сажусь на него и понимаю, что у него педали либо не крутятся, потому что они скрипят, либо они, там допустим, заедают на каком-то моменте. То есть, оборудование вообще совершенно нулевое. 

Т.Ларсен:   Все старое, да?

Реплика:   Это там, где оно есть вообще это оборудование.

Т.Ларсен:   Ну кстати, мне кажется вообще так нельзя качать пресс, да, чтобы у тебя голова ниже попы оказывалась.

С.Бадюк:   Уважаемые друзья, давайте мы все-таки вернемся к теме. У нас тема – здоровье. Мы сейчас ушли к преподавателям. Ко всему остальному. Мы забыли про то, про что мы говорим. Мы говорим сейчас, прежде всего, о здоровье. Мы должны поговорить, что должны есть дети.

Т.Ларсен:   Да.

С.Бадюк:   У нас есть специалист. Мы должны поговорить, как они должны получать нагрузку, мне кажется, понимаете? Про проблемы школы нам говорить, они нам понятны, мы и, в принципе, все сейчас обсудили. И не надо забывать, к сожалению, я в Москве мало бываю, это в Москве качалки, это в Москве. Уважаемые мои, за московской кольцевой школ, в которых есть качалки или дрянной тренажер, их нет. А у нас в стране 170 млн, о чем вы говорите, какие душевые.

Т.Ларсен:   Ну все-таки мы делаем сейчас, наша программы она про Москву пока что, возможно, дальше мы выйдем за МКАД. Я предлагаю, как раз вы очень хорошо нам напомнили о том, что пора поговорить о питании, об атмосфере здоровья в школе в целом. У нас есть на эту тему вполне жизнеутверждающий сюжет, давайте его посмотрим и вернемся.

Видеосюжет.

Закадровый текст:   Вакцинопрофилактика – лучший способ позаботиться о здоровье детей, особенно, когда речь идет о гриппе. Школьник – основная группа риска, и прививка, по мнению врачей – совершенно безобидное средство.

Иммунолог:   Что такое вакцина? Это берется миллионная часть вот этого антигена, то есть даже там не вирус, а часть антигена. Из него такая концентрация берется, что когда вводится в организм, он не должен вызывать изменения в иммунной системе. Но при этом, формировать специфический иммунитет.

Закадровый текст:   В лицее №1524 на прививку против гриппа согласие дают 80% родителей. Во многом, именно поэтому, считает школьный медик, вирусными инфекциями здесь болеют единицы.

Школьный врач:   Эпидпорог в прошлом году у нас не был превышен. И дети, в принципе у нас не уходили на карантин, и, по-моему, это как бы является таким хорошим показателем.

Закадровый текст:   Меньше «грипповать» лицеисты стали и после появления в учебном заведении комплексной программы «Здоровье». Каждое утро здесь начинается с тонус-зарядки, в которую входит несколько простых упражнений и аутотренинг. 

Дети хором:   Мы готовы успешно учиться и трудиться на благо себя и лицея.

Закадровый текст:   На переменах для школьников проводят сеансы релаксотерапии. В специально оборудованной комнате учащиеся медитируют под музыку на кушетках в обнимку с игрушками. 15 минут, уверяют психологи лицея, достаточно, чтобы полностью расслабиться.

Реплика:   Дети через, буквально, 5-7 минут засыпают, отключаются. Психическое здоровье напрямую связано с физиологическим состоянием человека. И не только эмоции, не только чувства приводятся в порядок. Но и жизненные силы, тонус.

Закадровый текст:   Хороший способ для эмоциональной разгрузки также уроки физкультуры. По новым нормативам, они теперь проходят у школьников три раза в неделю. Два занятия обычных и одно на выбор, когда каждый сам решает, чем ему заняться: настольным теннисом, танцами или фитнесом. Осенью в школьной столовой всегда должен быть витаминный набор для поддержания иммунитета: свежая зелень, салаты из овощей и фруктов, компот из клюквы, хлеб, обогащенный железом и йодом.

Реплика:   В меню также включены такие напитки, как кофейный напиток, злаковый, витаминизированный, кофейный напиток из цикория, какао-напиток, обогащенный витаминами, кисель витаминизированный. Значит, все каши, молочные блюда, в которые входит молоко, готовятся на молоке витаминизированном.

Закадровый текст:   Культуру здорового питания активно пропагандируют с этого года и в школе № 1973. Несколько дней назад в учебном заведении открылась новая столовая.

Реплика:   Произведена полная замена устаревшего оборудования. Мы получаем сырье и непосредственно уже на пищеблоке приготавливаются котлеты, рыба, полуфабрикатов у нас сейчас нет. 

Закадровый текст:   Главное преимущество для школьников – у них теперь есть выбор, что есть на завтрак или обед.

Реплика:   Ребенок один кашку есть, другой не ест, кто-то пирожок. Вот у меня дочка, например, не все блюда ест, суп она есть только дома. Ребенок может выбрать – это очень важно. То есть, он поел, с совсем другом настроением идет на урок.

Закадровый текст:   Старшеклассники сегодня выбирают между сырниками или капустой с сосисками на завтрак. За младших школьников решение принимают родители, заказываю блюда на специальном сайте.

Реплика:   У родителей есть возможность, как бы, в режиме реального времени посмотреть что происходит с детьми, конкретно в обеденное время, или там во время завтрака. Посмотреть вообще пришел ребенок в столовую?

Закадровый текст:   Пока таких столовых в Москве всего две. Однако, разработчики надеются, что здоровое питание станет приоритетом в большинстве столичных школ, и уже в скором времени у них будут десятки заказов на новые пищеблоки.

Конец видеосюжета.

Т.Ларсен:   Друзья, все хотят говорить о здоровье, и сейчас мы будем говорить именно об этом. Наша тема сегодня называется «11 школьных лет без вреда для здоровья». О физической культуре мы уже вплотную поговорили, настала пора говорить о питании и режиме. Не знаю, как вы и у вас, у нас этот сюжет, который мы только что просмотрели, вызвал бурю умиления и смеха. Потому что, конечно, мы такого не видели с медитациями и релаксациями, и, честно говоря, старшие школьники, которые здесь присутствуют, отнеслись весьма скептически к этим картинкам, вот. То есть, вас медитации и релаксации бы не устроили.

Реплика:   Нет, нас бы устроили, просто у нас такого нет.

Т.Ларсен:   А хотелось бы, чтобы было? 

Реплика:   А почему бы и нет?

Т.Ларсен:   Ну, вопросы вакцинации мы не будем обсуждать точно совершенно, да, хорошо, Марианна Михайловна? Потому что вопрос спорный, особенно вакцинация от гриппа. Режим. Режим и питание. 

Безруких М.:   Да. Можно про режим?

Т.Ларсен:   Да. Вообще, такое противное слово этот режим, вы знаете.

Безруких М.:   Вы знаете, вообще скучнеют лица у родителей и у педагогов, когда говоришь о том, что многих проблем со здоровьем можно было бы избежать, если бы был рациональный режим и двигательной нагрузки, и интеллектуальных нагрузок, и того же релакса, который снимал бы лишь излишнее напряжение

Т.Ларсен:   Мы не соблюдаем режим?

Безруких М.:   Мы не просто не соблюдаем режим, я вам скажу данные по полутора тысячам школ России, и больше 60 тысяч детей первых и десятых классов. Значит, и в первом, и в десятом одинаковые нарушения режима. Старшеклассники недосыпают 2 часа и больше в 60% случаев. Что такое недосып? Он не восполняется.

Т.Ларсен:   Ну так они сидят за компьютерами, тусуются по ночам в чатах, из-за этого не спят.

Безруких М.:   Нет. Я вам сейчас скажу, чем они занимаются. У них 16-18 часовой рабочий день, 16-18. А в младшей школе 12-14 часовой рабочий день. При этом, я прошу сейчас родителей и педагогов взять чистый лист и написать 24 часа и вычесть сон, который должен быть в младших классах 10 часов. Дети спят, дай бог, 8-8,5. Прогулка – 29 минут в день. Вот последний случай, я всем о нем рассказываю. У меня был папа, который пришел с ребенком с тяжелейшим неврозом. И я спрашиваю, мальчик во втором классе, скажите, пожалуйста, когда ребенок гуляет? И папа считает, 5 минут от машины до школы, 5 минут от школы до машины – 10 минут, 5 минут от школы до бассейна, 5 минут от бассейна, и так далее.

Т.Ларсен:   Это и есть прогулка?

Безруких М.:   Вот это прогулка.

Т.Ларсен:   Так, давайте, хорошо, 10 часов сна первокласснику, давайте возьмем первоклассника.

Безруких М.:   2,5 часа прогулки.

Т.Ларсен:   2, 5 часа прогулки в день, да?

Безруких М.:   Никто не гуляет. 1,5 часа максимум, в конце года, за уроками. А сидят по три. А старшеклассники, скажите, ребята, сколько?

Реплика:   Бесконечно.

Безруких М.:   Бесконечно. У них максимум 4 часа. Но, учтите, 4 часа по нормативам плюс 7 часов занятий в школе – это гораздо больше, чем рабочий день у взрослого человека.

Т.Ларсен:   Ну хорошо, тогда возразят вам родители, так они тогда разыграются, распустятся, никто не будет учиться и вырастут балбесами.

Безруких М.:   Нет. Просто поэтому…

Реплика:   Вырастут здоровыми балбесами.

Т.Ларсен:   Здоровыми балбесами, да.

Реплика:   Лучше быть здоровым балбесом…

Безруких М.:   Можно я просто закончу. Это, что называется, штрих к ситуации сегодняшней. И еще одно очень важное – действительно минимум двигательной активности, минимум. Ну раз они не гуляют, если у них не организован урок физкультуры, у них двигательная активность, действительно, падает очень резко, очень резко. Но дошкольники, мы в этом году провели популяционный срез, вы сказали, 10 см они не могут пройти, да? Они не могут пройти просто по прямой линии.

Т.Ларсен:   Это уже нарушения неврологические?

Безруких М.:   Нет. Это не неврологические нарушения, это просто двигательная скованность, моторная неловкость. Просто то, чем родители не занимаются. Сегодня в три года ребенок должен учиться читать, но не должен никак бегать и лазать. Вот в чем проблема.

Бадюк С.:   Разрешите. Я полностью солидарен с коллегой. Это вот самая основная проблема в том, что мы взяли их и, всего-то за последние 20 лет, резко перегрузили детей. У меня был опыт, когда я попросил супругу посидеть с ребенком, она настаивала на том, что он должен делать и то, и то, и то. У меня никак не получалось убедить в обратном, и я говорю хорошо, посиди с ним. Я остался дома в этот день. Ровно через полтора часа она выходит из детской и говорит: что-то я устала. Я говорю: да ладно. И все. А он не устал. А он маленький совсем, понимаете. Вы говорите, здоровым балбесом. А давайте у нас будет умный, но больной. И мы потом остаток, сначала мы его гоняем 10 лет, истязаем, реально, в буквальном смысле истязают сейчас детей. Их убеждают, ты должен, дикая конкуренция и все.

Т.Ларсен:   Вон какие замученные сидят, страшеклассники. 

Бадюк С.:   Потом к 10 классу куча хронических болезней, и оставшуюся жизнь родители носятся с ними по больницам, понимаете? Вот это замечательно. Родители сами должны сделать для себя выбор. Я вам честно скажу, у меня племянница сейчас в 10 классе. И вот в школе, она приходит и плачет: мне там поставили такую оценку, такую. Я говорю: ты определилась, куда ты идешь учиться? Приноси хоть тройки, плюнь на все, занимайся двумя профильными предметами и ходи в спортзал, и отключай мозг, и спи достаточно. Все. Это на нас, на родительских плечах это лежит. Мы перегрузили, это абсолютная правда. Вот то, что я начал, с чего, посмотрите, отталкивайтесь от состояния ребенка, устал – узнайте, разберитесь почему устал.

Т.Ларсен:   Если бы можно было всех родителей научить быть чуткими, Сергей, то наверное мы бы здесь не собирались.

Д. Кравченко:   Если позволите. Я абсолютно согласен с предыдущим оратором. Действительно, нужно очень четко нам определить, что это не проблемы системы образования, не проблемы сегодняшней школы, это проблемы общества в целом и жителей огромного чудовищного мегаполиса под названием Москва, да. А школа – это всего лишь институт, или инструмент, который по-разному пытается с этой проблемой, как бы, справиться. Решить или усугубить.

Т.Ларсен:   Да. Но тем не менее, нормативы ребенок сдает в школе, и питается ребенок в школе. Вот мы совсем еще не говорили о питании, а все-таки у нас в гостях замечательный диетолог. Алексей, все-таки в последнее время какие-то очень громкие постоянно скандалы вокруг именно школьного, там, и детсадовского питания. Мы слышали о том, что какие-то витаминные добавки вводятся, какие-то концентраты, ее знаю. Мои знакомые, там, родители, приходят, приводят детей из школы и говорят: боже, у меня весь ребенок там покрылся коростой, его обсыпало после этих всех нововведений. Какое-то пилотное питание, которое, с одной стороны, говорят, отлично, хорошо, удобно. Бортовое, да, самолетное. Значит, давайте уберем все кухни и будем привозить, разогревать, гигиенично, аккуратно, вкусно. Другие говорят: да вы что, с ума сошли, это сплошные консерванты, как можно этим детей кормить, полуфабрикаты. Детское, школьное питание сегодня. Знакомы ли вы с ним, устраивает ли оно вас как специалиста?

Ковальков А.:   Ну давайте говорить о том, что есть то, что хорошо, да. Мы можем сделать идеальный стол, идеальное меню для ребенка, вплоть до того, что подобрать индивидуально для каждого. И он это просто не будет есть.

Т.Ларсен:   Потому что будет невкусно. Ну да, лучше умереть, чем есть цветную капусту

Ковальков А.:   Он просто скажет, нет, я не хочу это есть, я это в рот никогда не возьму, меня просто вырвет сейчас и все. Поэтому, надо, наверное, исходить из того, что человек должен понимать, должна быть такая осознанная необходимость. То есть, ребенок должен понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Вот например, банально, что дают утром ребенку перед школой? Это кофе, какао, чай с сахаром и с каким-то хлебом, допустим, белым, с сыром с маслом, ну чаще всего.

Т.Ларсен:   С колбаской.

Ковальков А.:   С колбаской, да. Что такое сахар, что такое хлеб – это быстрые углеводы, которые моментально дают резкий выброс сахара в крови, на что выделяется огромное количество инсулина, ребенок просыпается, он бодр, весел, ему энергию девать некуда, потому что энергия у него просто прет. Дальше что развивается? После этого, инсулина всегда выделяется немного больше и наступает фаза гипогликемии, когда уровень сахара в крови падает ниже нормы и у него до трясучки, до тремора в руках нужноо быстрые углеводы съесть.

Т.Ларсен:   Шоколадочку закинуть?

Ковальков А.:   И он ест эти углеводы, шоколад, там, пиццу, что угодно, что относится к быстрым углеводам. И он подсаживается на этот цикл, и таким образом, за 5-6 лет, у него развивается пред-диабет, когда мы видим цифры сахара у нормальных людей, берется класс, средний срез, у них 2 или 3 человека имеют нормальные цифры сахара.

Т.Ларсен:   А чем тогда ребенка кормить утром?

Ковальков А.:   Мы сейчас практически выращиваем поколение больных сахарным диабетом.

Т.Ларсен:   Ну подождите, не пугайте нас. Расскажите лучше, чем кормить ребенка.

Ковальков А.:   Нет, это реально. Это национальная угроза, о которой почему-то сейчас не говорят. Но возьмите, вот, маленькая бутылка колы.

Т.Ларсен:   Кашей?

Ковальков А.:   Маленькая бутылка колы содержит суточную дозу по углеводам. Суточную. Кто у нас из детей выпивает маленькую бутылку? Берут двухлитровые бутылки, и ребенок пока ее не выпьет, он не остановится. Можно провести такой тест по зависимости. Двум детям, братьям, дают две бутылки колы, большие, двухлитровые. Один выпивает стакан и бежит играть в компьютер, там, делать свои дела. А второй будет шастать на кухню, пока не допьет всю бутылку. А потом будет канючить у мамы бутылку этого брата, который не допил. И вот в этом случае идет зависимость, и абсолютно наплевать, какая это зависимость: наркотическая, табакокурение, алкогольная – это зависимость.

Т.Ларсен:   Ну ладно, но в школе-то кока-колу не дают, в столовой.

Ковальков А.:   Мы говорим не только о школе, мы говорим вообще. Потому что школа  - она вот от и до. И важно то, как ребенку это объяснили. Если ему это объясняют, что дорогой мой, у тебя зависимость, и не просто скажут красивые слова, а объяснят на примерах, покажут.

Т.Ларсен:   Ну вот смотрите, у меня ребенок, ходит в первый класс, у него в школе есть буфет. В буфете продают булочки, продают пирожки и продают шоколад. Я даю если ему карманные деньги, я знаю всегда, что он купит шоколад. И я не могу никак это предотвратить. Я не могу не давать ему денег, потому что всем дают, и это не справедливо не доверять ребенку хоть какие-то карманные деньги.

Т.Ларсен:   … и это несправедливо – не доверять ребенку хоть какие-то карманные деньги.

Ковальков А.:   Тут мы должны понимать.

Т.Ларсен:   Я пытаюсь с ним договариваться, что он будет съедать не всю шоколадку за раз, а половинку. Но соблазн велик, и он опять его съедает, целиком и полностью весь этот шоколад.

Как можно научить ребенка не есть шоколад?

Ковальков А.:   Это очень просто.

Т.Ларсен:   Он выберет всегда шоколадку.

Ковальков А.:   Дело в том, что это можно очень просто объяснить. Надо просто вводить в школах уроки по диетологии. Элементарно. Если мы учим ребенка, как правильно заниматься на физкультуре, если мы учим, как правильно жить в каком-то социуме, да? То почему нам не объяснить ему, как правильно питаться? Ведь это же нормально, что б он пришел к своей маме и сказал: Ты меня неправильно кормишь. Я не буду это есть, потому что нам сегодня на уроке показали, какое количество сахара помещается, какая куча сахара, в этой двух-литровой бутылке колы, и каким образом это влияет на мой организм. 

Т.Ларсен:   А зачем тогда?

Ковальков А.:   Я не знаю, зачем Я не видел ни разу. Программу можно найти.

Ковальков А.:    У вас был такой урок?

Т.Ларсен:   Вас учили в школе правильно питаться, ребята?

Ковальков А.:   Урок был у вас такой хоть один?

Старшеклассница:   Дело в том, что может быть, даже если эти уроки были, ни один ребенок, наверное, если бы он увидел эту программу, он бы не последовал советам этой программы. Потому что, если ты хочешь шоколадку, ты будешь шоколадку. Просто дело в том, что если бы в буфетах продавали фрукты, может быть, дети покупали фрукты. Если бы там не было пирожков. Если бы там не было того, что продают, действительно. Я на своем примере могу сказать. То, что нам дают в школе обеды какие, младшеклассники едят все, что дают. Но мой брат, например, - он учится в третьем классе. Если он видит, что это выглядит не очень, если это, например, овсяная каша полезная – но это комочки, это непонятный цвет, непонятной консистенции, он не будет это есть, он это отстранит. Я говорю: 

- Что ты сегодня ел? 

- У нас была каша, но я не съел.

 Потому что понятно, как это выглядит.

То есть, если хотя бы эстетика еды, если можно так сказать, если это выглядело красиво…

Т.Ларсен:   Ну, вот вам, пожалуйста,  бортовое питание – всё очень эстетично, компактно. 

Старшеклассница:   Именно так.

Т.Ларсен:   Расскажите.

Н.Румянцева:   Рассказываю. 

Сейчас половина родителей Москвы поднялась в борьбе против нового питания.

Т.Ларсен:   …с новой системой питания.

М. Безруких: Да-да-да-да. Называется «комплексная услуга».

Ковальков А.:   Мы все время с чем-то боремся – такая борьба текущая. Да?

Т.Ларсен:   Жизнь такая.

Ковальков А.:   Причем есть какие-то люди, которые создают постоянно какие-то проблемы, а мы их героически преодолеваем. Потом выбираем этих людей снова. Они снова создают проблемы. Мы их снова героически преодолеваем. Не придумывайте ничего!

Т.Ларсен:   Кто эти люди? 

Ковальков А.:   Оставьте, как есть.

Т.Ларсен:   Кто эти люди, которые ввели эти новые стандарты питания, не спросив диетологов, не спросив родителей? 

Н.Румянцева:   …не спросив диетологов, т.е. т.е. по новым стандартам питания меню разрабатывает комбинат – поставщик этого питания. По большому счету, врачи-диетологи, наверное, к этому не имеют ни малейшего отношения. Потому что действительно дети покрыты сыпью, дети все полностью в аллергиях, в дерматозах и так далее. С января месяца…

Т.Ларсен:   Может, привыкнут к витаминным добавкам и перестанут покрываться сыпью.

Реплика:   А если их будет слишком много, витаминных добавок?

Пока не помрут?

Н.Румянцева:   … и вот, с января месяца идет эта борьба.  На самом деле, борьба. Потому что, когда просят заменить питание, не слышит никто. Не слышат власти. Не слышат…

Т.Ларсен:   А зачем вообще его было менять, если оно было съедобным? 

Н.Румянцева:   Так, скорее всего, это интересы бизнеса. Конечно.

Д.Носов: Если вы думаете о здоровье детей, давайте из дома им есть с собой.

Реплика:   А я так и делаю.

Реплика:   В школе – можно. В детском саду – нельзя. В детский сад нельзя приносить с собой продукты.

С.Бадюк:    Уважаемые друзья! Вы знаете, что я вам скажу?

Это мой ребенок. И я буду решать, как там: приносить, не приносить.

У меня старший сын – очень спортивный мальчик. Он занимается четырьмя видами спорта. Он чемпион Москвы по плаванию. Ему ставят – от меня долго скрывали – неуд, но когда уже подошло дело к концу четверти, зная мой взрывной характер, подходит ко мне трясущаяся жена и говорит: 

- Ты знаешь у него по физкультуре «двойка».

Я говорю:

-Какая «двойка»?

По физкультуре. Она вогнала меня в ступор. Я просто подошел к Артему и говорю:

- Тема, что случилось?

- Папа, а я лыжи не взял.

Как зовут твоего учителя?

Д.Носов: А учитель жив?

С.Бадюк:   Вы поймите. Положено, не положено. Мы же говорим о здоровье ребенка – давайте думать о здоровье ребенка.

Т.Ларсен:   А питание – это не здоровье?

С.Бадюк:   Я говорю о том, что нельзя с собой в школу. Тогда он будет…

Т.Ларсен:   Нет, в школу - можно. В детский сад – нельзя.

Реплика:   Да, в том то и дело, что остается носить с собой.

Н.Румянцева:   Они там находятся 8-10-12 часов.

Т.Ларсен:   Но мы не можем объять необъятное, к сожалению.

Давайте все-таки вернемся в рамки школы. Школьникам слово. Бывшим школьникам.

Школьница: Я не любительница шоколада. Я просто не понимаю, почему вы такого плохого мнения о школах, об учителях. И вообще о родителях. Я не понимаю.

Т.Ларсен:   Ну, расскажите нам ваше мнение о школе, учителях и родителях.

Старшеклассница:   Ну, смотрите. Вот у меня школа. У меня нормальное питание, да, я считаю. У меня нет буфета, я поэтому не хожу покупать шоколадки или всякую кока-колу. Да, может еда не так как-то выглядит. Но есть то хочется. Поэтому ты берешь и ешь. И достаточно все вкусно и нормально.

Т.Ларсен:   И с физкультурой все в порядке?

Старшеклассница:   Я не говорю сейчас про профильные классы: 10-11 класс. А так, у нас школа, 1-ый филиал, столичная, там есть бассейн, там есть огромный спортзал.

Т.Ларсен:   А режим у вас устраивает ваш? Вы высыпаетесь?

Старшеклассница:   Ну, я – ,честно говоря, нет, потому что 11-ый класс, профильная подготовка.

Это уже другой вопрос. Ты, конечно, можешь не ходить на физкультуру. Ты можешь в выходные там элементарно заняться йогой. Ты можешь вечером 30 минут побегать для себя, чтоб поддержать свое здоровье. Почему вы вините родителей? Нужно винить…

Т.Ларсен:   …старшеклассников. Они уже взрослые, и сами виноваты.

Старшеклассница:   В 15 лет человек на самом-то деле может решать сам, он может делать выбор.

Т.Ларсен:   Если он до 15-ти лет дотянет с таким режимом питания и прочим. Да.

Н.Тюрина:   Я просто вот хотела ответить девушке и предыдущему спикеру – эксперту замечательному.

Вот в связи с тем, что мы взрослые люди и можем принимать решения. Знаете, я столкнулась в прошлом году, я - мама семиклассницы одной из московских школ, и я столкнулась с такой проблемой, что мы как родители не всегда можем принимать решения. Например, вот в Москве недавно, с недавних пор, развивается такая ситуация, что я как мама не могу написать освобождение на урок физкультуры. Мне моя справка буквально кидается в лицо, и это не проблема учителя физкультуры там отдельной школы. И говорят, что есть некий документ, который, значит, Департамент образования согласовал с Департаментом здравоохранения, потому что мы потом были и в поликлинике – нам говорили про этот магический документ, что он есть, который не разрешает в данной ситуации освобождать. А медики не пишут, например, освобождение, связанное со здоровьем. 

Я как мама могу сказать:

- Не ходи на физкультуру. 

Но тогда ребенку ставят двойку. Я сейчас почти, видимо, приближаюсь к вашей ситуации, что мой ребенок будет не аттестован, потому что он занимается другими видами физического развития. Это очень обидно, на самом деле.

Ведь должна быть какая-то разумность в этих вопросах.

Т.Ларсен:   Ну, вот опять, как и в прошлые разы, мы каждый раз упираемся в это - что только в каком-то взаимодействии родителей, и детей, и педагогов, и Департамента образования и здравоохранения, и, может наших прекрасных специалистов,  - диетологов, спортсменов, тренеров, мы можем вырастить действительно детей наших здоровыми и помочь им одиннадцать школьных лет провести в гармонии, в хорошем настроении, в прекрасном состоянии при правильном режиме.

Д. Носов:   Можно, я хотел добавить? Не могу не сказать. Я - выпускник легендарной школы «Самбо-70». Это спортивная школа. У нас 40 тысяч воспитанников. Все здоровые, все умные. Почти 100% поступает в высшие учебные заведения. Люди работают в МИДе. И уже в третьем поколении приводят своих детей . 

Т.Ларсен:   Это такое исключение.

Д. Носов:   Все начинают говорить:

- Вот спортом детей грузят. 

У нас вырастают, в первую очередь, не то, что у нас какие-то спортсмены вырастают. У нас, в первую очередь, я думаю, самое главное для любого родителя, вырастают здоровые дети. И это самое главное. И как показала статистика, я сейчас специально брал, есть спортивные школы у нас в стране. Так вот, в спортивных школах, как раз, самые здоровые дети, годные в армию. Нет вот этой статистики, где 70 - больны и так далее. Самые здоровые дети вырастают, меньше всего травматизма, и самые здоровые дети – в спортивных  школах. Потому что надо больше заниматься спортом.

Т.Ларсен:   Раз на раз не приходится, потому что у меня, например, ребенок очень эмоциональный. И он пошел в спортивную школу. И после спортивной школы он начал дергать головой, потому что там была нагрузка, которая ему была не по силам. Получается опять сплошной индивидуальный подход. 

М. Безруких: Я просто хочу обратить ваше внимание. Когда речь идет о состоянии здоровья, мы должны понимать, что здоровье – это такая интегральная характеристика, которая объединяет много разных качеств человека. И в то же время есть много причин, которые способны вызвать отклонения в состоянии здоровья.  Сегодня мы назвали только некоторые -  вот низкую двигательную активность. Говорили о том, что действительно нужно о повышении двигательной активности, об изменении организации там физической культуры, о большем количестве секций, в конце концов.

Если в Москве в школах есть спортивные секции, то вообще по России они только в 15% школ – это очень мало. Мы должны думать о том, как нормализовать режим школы. И я не могу согласиться, что это только задача родителей. Я хочу вам сказать, и вот это продемонстрировала на школа.

Школа готова сделать кабинет релакса. Школа готова сделать кислородные коктейли, массаж по точкам. Спросите, какая нагрузка у этих детей. И у этих детей точно такая же нагрузка. Мы, разумеется, должны думать об организации рационального питания и формировании культуры питания. Есть еще масса проблем, связанных с состоянием здоровья. Здесь и курение, и употребление алкоголя, и вообще, эмоциональное напряжение, и нарушение психического здоровья, которое, бывает, связано с очень жесткими конфликтами педагогов и родителей, педагогов и детей, детей и детей между собой. И вот нарушение взаимодействия – оно тоже создает нарушение здоровья. Мы, конечно, не можем охватить сразу все проблемы комплексно. Но то, о чем мы говорили – нужно взаимодействие школы, родителей, общественности, государственных органов власти. Сегодня, и мы посчитали это на конференции, которая была неделю тому назад РУДН, 12 ведомств в России занимаются укреплением здоровья школьников. Может мы когда-нибудь объединим усилия?

Т.Ларсен:   Я только хотела сказать. Может мы когда-нибудь увидим людей из этих ведомств? 

О.Сельчук:    Извините, пожалуйста. Я хотела добавить. Вот я все слушала-слушала. Все, конечно, в школе проблем много. И в общеобразовательной, и в спортивных школах. У меня двое детей: старший - в девятом классе, младший – в третьем. Оба учатся в разных школах. Старший учится и в спортивной школе, и в общеобразовательной. Спортивная школа – на базе общеобразовательной школы, отделение плавания. Я - глава родительского комитета и отделения плавания спортивной школы, и соответственно глава родительского комитета в школе, где учится моя дочь. Что я могу сказать? У нас нет возможности, что два ведомства – это образование и спорт - находят общий язык. Нет. На сегодняшний день детишки, которые не занимаются спортом – у них одни проблемы. Детишки, которые занимаются спортом, - у них тоже есть проблемы. То же питание. У нас не разработана сетка питания для спортсменов вообще. Сетка питания для учебы тоже не разработана.

Если мы говорим, что дети в начальной школе должны 3 часа максимум заниматься. То, что говорить про девятиклассников – спортсменов, которые занимаются по 2 тренировки, и у них еще напряженное школьное образование.

Т.Ларсен:   И как вы выкручиваетесь?

О.Сельчук:   Ну, я, если вы меня спросите, кем я работаю? Я работаю мамой. Я работаю мамой. Соответственно, все это видно, что происходит внутри. Т.е. проблем очень много, и они зависят не только от нас, от школы -это зависит от нас, от законодательства. Потому что на сегодняшний день , как мне известно, документа о втором питании спортсменов в городе Москве – его нет. Т.е. второе питание детей-спортсменов – это головная боль или же родителей, или директоров школ. И ведомства…

Т.Ларсен:   Спасибо огромное.

Д. Носов:   Мы же сейчас о Москве говорим, да? Здесь постоянно идет война Москомспорта и Минобра. Постоянная война идет. И я вам больше скажу. Сейчас наши дети – у них нет денег даже, на турниры ездить. 

О.Сельчук:   Нет.

Д. Носов:   Понимаете? Хотя бюджет в Москомспорте сейчас 38 миллиардов. Такого бюджета никогда не было.

А зарплаты опять у нас небольшие. Куда все деньги уходят, я не знаю. Понимаете? Все проблемы …

О.Сельчук:   Моя дочь вице - чемпионка России прошлого года на 200 баттерфляй. 

Эксперт – Дмитрий Носов: Это законодательная проблема…

О.Сельчук:   Мы получили грамоты.

Т.Ларсен:   Все проблемы мы решаем сами.

Д. Носов:   Куда деньги уходят?

Т.Ларсен:   Друзья, когда я поступила на факультет журналистики после школы, Я так устала от школьной физкультуры, что решила откосить. Я подала бумаги в группу лечебной физкультуры, думая, что мне там будет легко, и у меня там будет самая расслабленная физкультура. Но не тут то было. Мы попали на Елену Алексеевну, которая носила кодовую кличку «баба Лена», которой уже было хорошо за 60, и которая дрючила так этой физкультурой, что все наши коллеги – студенты сидели там, курили у Манежа и смотрели, как мы зимой на лыжах  и коньках, летом – с ракеткой. Но я не забуду этого человека никогда. Потому что я понимаю, даже в этих рамках, тогда советского еще почти университетского образования, когда ее хотели уволить, она зашла в учебную часть, села на шпагат, сделала сальто. После этого сказала: «Увольняйте, когда повторите за мной все эти манипуляции».

Все равно все зависит от человека, по всей видимости. Все зависит от того, насколько глубоко и правильно ты занимаешься своим делом, и насколько ты хочешь, что бы твой ребенок был здоров и благополучен.

Уважаемые родители, как всегда, все дело в ваших руках.

Уважаемые педагоги, мы будем к вам приставать и не давать вам жить спокойно.

Уважаемый Минобр, мы с педагогами и родителями будем стоять и стучать в ваши двери и пытаться и вас и нас повернуть друг к другу лицом. 

Это был проект «Школа.LIVE». Я – Тутта Ларсен. Давайте вместе биться за здоровье, счастливое детство и светлое будущее наших детей.

Если вы хотите принять участие в нашем ток-шоу, пишите по адресу: . На следующей неделе (что мы будем делать на следующей неделе?), 25 октября, в рамках проекта «Школа.LIVE» здесь, в студии «РИА Новости», мы обсудим внедрение новых технологий в школе. Как известно, теперь даже первоклассники занимаются на макбуках. Во всех школах есть компьютерные классы. И нам даже предлагают заменить учебники планшетами. Нужно ли нам это? Как современные технологии меняют учебный процесс? 

Об этом поговорим через неделю. 

Всем спасибо.

Не оставляйте нас.

Оставляйте свои мнения на сайтах «РИА Новости», «Эхо Москвы» и «Московских новостей».

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн