Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социальная стратификация и мотивы выбора профессии

Submitted by Оксана Леонидовна Седова on Fri, 11/04/2014 - 07:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Учитель истории Седова О.Л. Работу выполнила: ученица 10А класса: Николайчук А.Г.
Место работы, должность: 
Научный руководитель: Учитель истории Седова О.Л. Работу выполнила: ученица 10А класса: Николайчук А.Г.
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
Социальная стратификация и мотивы выбора профессии Проблема социального неравенства во все времена интересовала людей. Причина этого явления давно изучается социологами всего мира. Как известно в любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди трудолюбивы, хорошо образованы, у них высокие заработки, другие напротив не имеют успехов в жизни, чем это можно объяснить? В ходе исследования данной темы мы рассмотрели трансформацию социальной структуры общества на протяжении веков, до современности. В первой главе нашего исследования мы проследили, социальную градацию проблем неравенства. Показательно, что с течением времени социальные изменения обусловлено многими факторами (например, таким как неравенство) Проблема социального неравенства актуальна и по сей день. Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели стратификационная модель современного российского общества и проследили трансформацию социальной структуры российского общества. Особое место в нашем исследовании занимает тема социальной мобильности, в которой попытались объяснить, чем руководствуется нынешнее поколение, когда выбирают ту или иную профессию. Часто мы задаемся вопросом, вследствие чего мы выбираем профессии, которые возможно нам не интересны. И сразу отвечаем, в будущем они будут хорошо оплачиваемы. Только ли экономическим фактором обусловлен выбор профессии, или это связано с давлением предшествующего поколения. Наше поколение находится перед выбором профессии или профессиональной ориентации, заканчивая 9-й и обучаясь в 10-м классе класс общеобразовательной школы, попытались найти объяснение, чем руководствуются учащиеся, когда выбирают тот или иной профиль обучения в старших классах. На принадлежность к какому слою общества они ориентированы. Нами был проведен социологический опрос девятиклассников и проведено исследование в уже 10-11 классах, когда учащиеся выбрали профиль обучения. Наша задача была рассмотреть проблемы стратификации и социальной мобильности с позиции современного поколения представителем, которого мы являемся. В своей работе мы ориентировались на работы ученых социологов современности: Беляевой Л.А. Кравченко А.И., П. Сорокина, Э. Гиденса, Т.И.Заславской, З.Т.Голенковой. Т.И Римашевской
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа№38 городского округа Октябрьского района город Уфа Республика Башкортостан Научно-исследовательская работа по теме Социальная стратификация и мотивы выбора профессии Научный руководитель: Учитель истории Седова О.Л. Работу выполнила: ученица 10А класса: Николайчук А.Г. Уфа-2011 Содержание Введение Глава 1. Проблемы неравенства Глава 2. Стратификационная модель современного российского общества. Трансформация социальной структуры российского общества. Глава 3. Социальная мобильность. Список использованной литературы. Заключение. Приложения. Введение Проблема социального неравенства во все времена интересовала людей. Причина этого явления давно изучается социологами всего мира. Как известно в любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди трудолюбивы, хорошо образованы, у них высокие заработки, другие напротив не имеют успехов в жизни, чем это можно объяснить? В ходе исследования данной темы мы рассмотрели трансформацию социальной структуры общества. В первой главе нашего исследования мы рассмотрели проблемы неравенства. Показательно, что с течением времени социальные изменения обусловлены многими факторами (например, таким как неравенство) Проблема социального неравенства актуальна и по сей день. Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели стратификационная модель современного российского общества и проследили трансформацию социальной структуры российского общества. Особое место в нашем исследовании занимает, тема социальной мобильности в этой главе мы уделили внимание самому определению социальной мобильности, и описали её основные типы, а также попытались объяснить, чем руководствуется нынешнее поколение, когда выбирают ту или иную профессию. В нашем современном мире, когда казалось возможности неограничены, мы задаемся вопросом, вследствие чего мы выбираем профессии, которые возможно нам не интересны. И сразу отвечаем, в будущем они будут хорошо оплачиваемы. Только ли экономическим фактором обусловлен выбор профессии, или это связано с давлением предшествующего поколения. Эта тема для нас показалась наиболее интересной т.к. наше поколение находится перед выбором профессии или профессиональной ориентации, обучаясь в 10-м классе школы, хотелось найти объяснение, чем руководствуются учащиеся, когда выбирают тот или иной профиль обучения в старших классах. На принадлежность к какому слою общества они ориентированы. Нами был проведен социологический опрос среди 9-11 классов и проведено исследование профессиональной принадлежности родителей опрошенных детей. Тема социальная стратификации достаточно изучена в научной литературе, но время неумолимо движется, вперед происходят изменения в социальной структуре нашего общества, появляются совершенно новые слои общества наша задача была рассмотреть проблемы стратификации и социальной мобильности с позиции современного поколения представителем которого мы являемся. В своей работе мы ориентировались на работы ученых социологов современности: Беляевой. Л.А. Кравченко А.И., П. Сорокина, Э. Гиденса, Т.И.Заславской, З.Т.Голенковой, М.И Римашевской Глава Ι Проблемы неравенства Во все времена ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства .Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным. В немарксистской социологии по существу, не различаются основные признаки, по которым разделяются классы и слои, и дополнительные. Последние не объясняют сущность, причинно - следственные связи социальной дифференциации, а лишь описывают ее следствия в разных сферах жизни. На наш взгляд позиция человека в обществе объясняется через индивидуальное поведение, т.е. социальное растворяется в индивидуальном. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии — социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. В отечественной социологии еще П.Сорокин в период своей жизни в России и впервые годы пребывания за границей (20-е гг.) систематизировал и углубил целый ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации (социальная мобильность, «одномерная» и «многомерная» стратификация и др. Социальная стратификация – отмечает Сорокин, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Структуру можно выразить через совокупность статусов она напоминает пустые ячейками пчелиных сот. И располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном — множество статусов и, следовательно, высок уровень организации разделения труда. Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие — социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны. Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если прийти к физическому сравнению, то социальный состав — это беспорядочная совокупность «железных опилок». Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация — это определенным образом "ориентированный» состав населения. Что же "ориентирует" большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж. И все, Других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците, но недоступны большинству и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов. В любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди более трудолюбивы, усердны, предприимчивы и могут иметь хорошее образование и высокие заработки. У других меньше энергии, а значит, и успехов в жизни. Кроме этого, кто-то может оказаться счастливым наследником высоких титулов и больших состояний, а кому-то в этом плане «не повезло». Т.е. основой стратификационной структуры является естественное неравенство. Таким образом, из-за неравенства общество напоминает «слоёный пирог», в котором можно выделить несколько социальных пластов, различающихся по уровню благосостояния людей, или по степени их обеспеченности жизненными благами. На основе этого можно выстроить своеобразную иерархическую лестницу благополучия, разместив на её ступеньках (по вертикали) социальные слои людей (страты) с примерно одинаковым уровнем жизнеобеспечения. Чтобы понять сущность социальной стратификации и её особенности необходимо провести общую оценку стратификационной модели современного Российского общества. Глава ΙΙ Стратификационная модель современного Российского общества. Трансформация социальной структуры российского общества. Социологическая наука в конце 20 века вновь оказалась перед вызовом современности. Интенсивное и динамическое развитие социальных процессов и явлений, глубина социальных изменений, переживаемых всеми обществами, «окунули» социологию в гущу социальной жизни, предоставив в ее распоряжение реальных людей. Двадцатый век стал свидетелем резких изменений в социальной структуре обществ, которые в целом изменили границы и критерии классового и социального деления, резко расширили средние слои, открыли новые возможности для социальной мобильности. Постепенно, по мере усложнения экономической структуры, рамки среднего класса (старого среднего – независимые предприниматели и мелкие собственники) раздвигаются. Появился новый средний класс: управляющие больших предприятий, множество техников, от деятельности которых зависит эффективность промышленности и торговли. Если директора, инженеры, бухгалтеры, менеджеры, рекламные агенты, адвокаты, директора банков увеличили численность среднего класс, то чиновники, численность которых росла быстрее, чем численность рабочих (последних заменяли конвейеры), поскольку административные операции играли все более важную роль по мере роста и усложнения производственных единиц, пополняли низшие слои среднего класса. Наряду с многочисленной бюрократизацией всех рангов новый средний класс пополняли профессиональные и полупрофессиональные работники сферы обслуживания. Если на первых этапах развития капиталистических обществ независимые мелкие собственники и предприниматели составляли около 80% населения, то сегодня в наиболее развитых странах в экономическом отношении - до 75% активного населения относится к наемным работникам. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет примерно 55-75%, при постоянном увеличении в нем числа и роли специалистов, разного рода менеджеров производства и управления, чье положение по сравнению с работниками физического труда более благоприятно: высокие доходы, лучшие условия труда, более высокие пенсии, более продолжительные отпуска. Однако с ростом этого слоя постепенно утрачиваются привилегии, которые раньше давало образование. Эти глобальные тенденции своеобразно преломляются на социальном пространстве России. Если рассматривать эти изменения как необходимый неизбежный процесс, то очевидным становится отсутствие теоретически обоснованной и практически реализованной политики по социальной реконструкции России, в силу чего этот процесс развивается стихийно, непоследовательно, даже иррационально. Это подтверждают и исследования социальной структуры российского общества, ее аморфность, неопределенность. Формируется новая система отношений равенства-неравенства, интеграции-дезинтеграции в социальном пространстве. Изменяется соотношение форм собственности, меняются институты власти, происходит исчезновение одних групп и слоев, возникновение других, дробление третьих, смена социальной роли и статуса четвертых и т.д. Ныне отсутствуют сложившиеся массовые социальные слои со своими осознанными интересами, политико-идеологическими ориентациями, общепринятыми правилами и стандартами поведения. Масштабы, тенденции, глубина и особенности протекания изменений социальной структуры, ее усложнение определяются комплексом различных факторов: 1) структурными изменениями в экономике (различные формы собственности – государственная, акционерная, частная, с участием иностранного капитала) и ее кризисом; 2) глубокими переменами, связанными с изменениями в системе занятости (система планового формирования, распределения и использования рабочей силы, что уже привело к безработице, преобразованию критериев социального распределения, перестройке трудовой мотивации, углублению социального неравенства, резкому разрыву в оплате труда разных категорий работников.); 3) снижением уровня жизни подавляющей части населения; 4) социальной аномией (разрушением одной ценностно-нормативной системы и несформированностью другой) и социальной деприватизацией (ограничением, лишением доступа к материальным и духовным ресурсам, возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп. Таким образом, факторы трансформации социальной структуры влияют и определяют дальнейшее развитие стратификации в России. Стратификация современного российского общества В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты э системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно- экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру этого слоя, но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т.д.) В-четвертых, наметилось резкое расслоение общества, что находит выражение в растущей разности доходов населения. В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.). Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической демократизации общества. Вопросы социльно стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предполагаются самые различные теоретические схемы, объясняющие расслоение современного российского общества. Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т.И. Заславской . В стратификационной структуре современного российского общества Т.И. Заславская выделила четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний. Наряду с этими основными слоями Т.И. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их асоциальным поведением, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры. Несколько иную модель стратификационной системы современного российского общества предлагает известный социолог М.Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы: • «общероссийские элитные группы», обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федеральном уровне; • «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики; • «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандарты потребления; • «динамичный средний класс», проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более стандарты потребления; • «аутсайдеры», характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения; • «маргиналы», отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью социально-экономического положения; • «криминальные элементы», проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают многообразия точек зрения по данной проблеме. Мы в своей работе представили некоторые из них. Глава ΙΙΙ Социальная мобильность. Анализ социальной стратификации теснейшим образом связан с анализом социальной мобильности. А как иначе объяснять социальную стратификацию, если, не исследуя, социальные перемещения индивидов и социальных групп за счет чего и поддерживаются различные иерархически расположенные социальные слои. Например, появляются вакансии в более высоких стратах, их надо заполнять, используя продвижение по служебной лестнице. Обращаясь к социальной мобильности, мы должны снова упомянуть П.А. Сорокина. Именно ему принадлежит и сам термин, и первая крупная работа по этой проблеме (опубликована в 1927 г.) Эта работа под названием "Социальная мобильность" принадлежит социологической классике, и ее важнейшие положения давно вошли в многочисленные учебники по социальным наукам. Что такое социальная мобильность? Это изменение положения групп и индивидов в рамках системы социальной стратификации. Это изменение социального статуса, социальной позиции людей в социальной структуре общества. Так, смена индивидом одного социального статуса на другой, как правило, означает его переход из одной социальной группы в другую. Это, например, переход из подростков в юноши, из школьников в студенты, из курсантов в офицеры и т.п. Люди находятся в постоянном социальном движении, а общество - в развитии. Типы социальной мобильности. Существует несколько вариантов социальной мобильности, но выделяем из них горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую, причем обе группы находятся примерно на одном и том же уровне. Примерами в данном случае могут служить перемещения из одного гражданства в другое, из православной религиозной группы в католическую, из одного трудового коллектива в другой и т.п. Подобные движения не сопровождаются заметными изменениями социального положения в вертикальном направлении. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение индивида или группы из одной социальной страты в другую. В зависимости от направленности перемещения выделяют: восходящую мобильность, или социальный подъем, и нисходящую мобильность, или социальный спуск. Так, повышение в должности, звании и разжалование показывает соответственно эти типы вертикальной социальной мобильности. Оба типа проявляют себя в экономической, политической и профессиональной мобильности, что представляет собой еще один вариант структурирования социальной мобильности. Вертикальную восходящую мобильность можно в данном случае показать как приобретение человеком собственности, избрание депутатом, получение более высокой должности. Кроме того, социальная мобильность может быть: групповой (индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой), индивидуальной (когда он совершает это независимо от других). Факторы групповой мобильности: социальные революции, иностранные интервенции, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, вступление в силу новой конституции, экономический кризис и т.д. Факторы индивидуальной мобильности: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические способности, интеллектуальные способности, место жительства, выгодный брак и т.д. Общество не может не регулировать социальную мобильность, поэтому П.А. Сорокин, рассматривая в своих трудах вертикальную мобильность, выделяет так называемые "каналы социальной циркуляции". В качестве таковых он анализирует армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью и т.д. Так, характеризуя в этом отношении школу, П.А. Сорокин отмечает: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов.» В обществе, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря нему возвыситься". Существуют два пути изучения социальной мобильности, и они связаны с анализом внутри поколенной и меж поколенной мобильности. В первом случае речь идет об изучении служебной карьеры людей, а во втором - об изменении или сохранении социального статуса детей по отношению к родителям. Исследование меж поколенной мобильности позволяет представить степень закрепления социального неравенства в конкретном обществе. Изучая, стратификационную модель развития российского общества мы задумались, а чем руководствуются учащиеся старших классов при выборе профессии, и на какой слой они ориентированы в жизни. В нашей стране есть возможность получения образования представителям всех слоев населения, но мы задаемся вопросом, каждый ли индивид может воспользоваться представленной возможностью. На протяжении 2-х лет мы проводили социологический опрос среди учащихся 9-х, а затем 10-11-х классов и исследовали профессии родителей. Исследуя, профессии родителей мы пришли к выводу, что основная часть респондентов работает в сфере обслуживания, предпринимательства (22-28%) Наша цель была выяснить, насколько учащиеся были ориентированы в плане будущей профессии и как влияют на их выбор родители. Показательно, что около 30% вообще не определились с выбором профессии. На вопрос: Прислушиваетесь ли вы к мнению ваших родителей при выборе будущей профессии? 78% респондентов ответили положительно. Обращая, внимание на внутрипоколенную мобильность следует сказать, что в ходе опроса нами было замечено некоторое несоответствие. Например: для многих детей престижными профессиями являются (юрист-35,5%), но дальнейшую судьбу хотят связать с этой профессией только (10%). Профессии, связанные с образованием, государственной службой, строительством, дети в качестве престижных не рассматривают, но выбирают этими профессии как свои будущие (1%). Также было удивительным для нас, что девятиклассники выбирают профиль дальнейшего обучения в школе совершенно не связанный с его будущей профессией. В этом году нами был проведен опрос десятиклассников и выпускных классов, наша цель была выяснить, насколько прошлогодние результаты соответствуют сегодняшним и мы выяснили, что по-прежнему для десятиклассников престижными остаются профессии (юриста и медиков, а также экономистов) По сравнению с прошлым годом при ответе на вопрос: «Прислушиваетесь ли вы к мнению своих родителей?» большинство ответило отрицательно (70%). Также можно отметить, что (20%) респондентов изменили свой профиль обучения в школе после 9-го класса, мы это можем проследить в диаграммах (приложение 4) и (приложение 5) например, в сфере строительства учащиеся видели себя только (4%), а в данный момент ориентируются на эту профессию уже (14%). Среди одиннадцатиклассников опрос был проведен впервые, наша цель была сравнить приоритет профессий между параллелями (10-11 классов) в ходе, которого мы выяснили, что самый высокий процент учащихся отдают предпочтение в выборе профессии в сфере юриспруденции, строительстве, медицине (10-14%), но престижными считают профессии нефтегазового дела и экономики (20-24%) По сравнению с 10-ми 11-ки прислушиваются к своим родителям в плане выбора своей будущей профессии в большей степени (30%). В процентном соотношении среди 10-11 классов примерно равный процент не определившихся (8%) по сравнению с прошлым годом ситуация существенно изменилась (30%) это говорит о том, что многие учащиеся уже не просто определились в выборе своей профессии, но и целенаправленно готовятся к ней. Если говорить о наших размышлениях по поводу того на принадлежность к какому слою общественного развития ориентированы 10-11- классы мы можем сделать вывод, что основная часть респондентов ориентирована на средний слой и на профессии, которые дадут в будущем и постоянный доход, стабильное положение в обществе, различные социальные привилегии… Заключение Таковы различные формы стратификации в современных обществах. Спектр этих форм, несомненно, намного шире. Мы рассмотрели лишь самые основные. Нестратифицированных обществ в действительности вообще не существует. Именно поэтому изучение стратификации является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. В ходе исследования мы пришли к неожиданным выводам. Что касается меж поколенной и внутри коленной социальной мобильности, то наблюдается некоторое изменение соотношения профессий родителей и будущих профессий детей. Нами было отмечено, что в процессе выбора профессии дети ориентируются на несколько показателей, в частности: престижность профессии, ее дальнейшее применение в жизни, немаловажным фактором, влияющим, на выбор детей является социальный опыт родителей, многие дети следуют наставлениям своих родителей или ориентируются на те же самые профессии. Также нами было отмечено, что в 9-м классе престижные профессии (юрист) для многих детей остаются не досягаемы, хотя эта профессия и является популярной среди детей, но ученики оценивают свои возможности, и даже если для какого то отдельного ученика профессия юриста престижна, то оценив свои возможности, он всё таки ориентируется на другую профессию например врач, строитель и т.д. Такая же позиция остается и в 10-м классе. Изучив ситуацию среди 11- классников мы видим, что учащиеся более осознанно подходят к выбору своей профессии, хотя (9%) респондентов еще не определились в своем выборе. В ходе исследования мы не можем, не согласится с тенденцией, которую мы описывали, в своей работе опираясь на исследования российских социологов, действительно социальная структура нашего общества несколько аморфна неопределенна. Ориентированность нового поколения на те или иные профессии связана, прежде всего, с изменениями в экономике, а также со снижением уровня жизни, подавляющего числа населения, отсюда и выбор профессии продиктованный основным показателем (высоким заработком). Также мы можем отметить тот факт, что даже небольшой промежуток времени (1 год) кардинально меняет профессиональную направленность данного поколения. Следуя, вышесказанному мы можем сделать вывод о том, что профессиональная подготовка молодежи стала более приближена к потребностям современного этапа рыночной экономики. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • Беляева Л.А., «Социальная стратификация и средний класс в России», 2001г. • Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 9 • Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995. • Кухарчук Д.В., «Социология», 2004г. • Кравченко А.И. «Социология общий курс», учебное пособие; 2000г. • Осинов Г.В., Москвичев Л.Н., «Социология основы общей теории, учебник. • «Социальное расслоение и социальная мобильность», под редакцией З.Т. Голенкова; 1999г. • «Социология», учебное пособие; под редакцией В.И.Игнатьева, М.В.Ромма, 2001г. • Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, • Цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. • Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. • Философский словарь. М., 1986. • «Краткий словарь по социологии», под общей редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И Лапина, Политиздат; 1989г. Oprave.RU Юридический портал "Правопорядок" Copyright© 2006-2011г. Приложения (Приложение1) Социологическое исследование 2010-2011 гг. Опрошено: Исследовано: Учащихся-93 Родителей-186 Вопросы: 1) После окончания 9 класса вы продолжаете обучение: - в школе - в другом учебном заведении 2) Если вы продолжаете обучение в школе, класс, какого профиля вы выбираете: - физико-математический - социально-экономический - гуманитарный 3) На какую профессию вы ориентируетесь 4) Хотели бы вы работать по специальности ваших родителей? Если да, то укажите, что это за профессия. 5) Какую профессию вы считаете престижной в наше время? 6) Прислушиваетесь ли вы к мнению ваших родителей при выборе будущей профессии? (Приложение2) (Приложение3) (Приложение 4) Социологическое исследование 2011-2012 гг. Опрошено: 10 класс - 73 учащихся 11 класс- 93 учащихся Вопросы: 10 класс 1) Какую профессию вы считаете престижной в наше время? 2) Изменился ли ваш выбор профессии после определения профиля класса? 3) Прислушиваетесь ли вы к мнению ваших родителей при выборе будущей профессии? 11 класс 1) На какую профессию вы ориентированы? 2) Какую профессию вы считаете престижной в наше время? 3) Прислушиваетесь ли вы к мнению ваших родителей при выборе будущей профессии? (Приложение 5) 10 класс (Приложение 6) 10 класс (Приложение 7) 10 класс (Приложение 8) 11 класс (Приложение 9) 11 класс (Приложение 10) 11 класс
Прикрепленный файлSize
Социальная стратиф..pptx4.29 MB

Навигация по подшивке