Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование дистанционных форм обучения при подготовке школьников к олимпиадам по информатике

    Выберите действие:

Нет ответов
Татьяна Васильевна Ткач
Фото пользователя Татьяна Васильевна Ткач
На сайте с: 30/01/2011
Баллы: 35
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 22 weeks назад.

 

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Ключевое преимущество дистанционного обучения – обучение в удобное время, в удобном месте, и в удобном темпе.

Дистанционная подготовка к олимпиаде по информатике позволяет создать единую среду, которая с одной стороны, дает возможность работать индивидуально с каждым учеником, а с другой – создает ту самую творческую атмосферу, благодаря которой процесс обучения становится и более продуктивным, и более успешным

В лицее, где я работаю создана дистанционная модель подготовки к олимпиадам по информатике, которая включает в себя 3 основных модуля:

  • отбор содержания и методов обучения,
  • организация форм и технологий дистанционного обучения,
  • мониторинг, диагностика и корректировка процесса обучения.

Процесс дистанционного образования организован следующим образом. Во внеурочное время с учащимися эпизодически или непрерывно в течение некоторого промежутка времени работает удаленный от них учитель. Занятия носят консультационный рекомендательный характер и проводятся с помощью e-mail, chat, web-ресурсов, имеют целью углубленное изучение тем, выходящих за школьную программу. Дистанционное обучение выступает средством индивидуализации образования. Посещение рекомендованных электронных задачников позволяет учителю легко усилить личностную компоненту обучения, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставляя им выбор темпа и уровня их образовательной подготовки. Постоянное педагогическое сопровождение приводит к построению индивидуальной траектории развития каждого олимпиадника, при этом роль компьютера как мощного средства саморазвития становится для него очевидной.

Результатом регулярного мониторинга и диагностики учителем является оценка текущего состояния одаренности ребенка и выработка коррекционных воздействий.

Процесс развития одаренности, без которого немыслима подготовка к олимпиадам, состоит из трех стадий:

1. На стадии адаптации учащиеся пытаются оценить свою одаренность, самостоятельно анализируя и выявляя свои индивидуальные способности в области информатики, и проявляя интерес к определению уровня своей одаренности с помощью диагностических методик. На данной стадии они пока не в состоянии серьезно подойти к решению задач. Их ответы на вопросы, как правило, являются воспроизведением ранее услышанного, или увиденного. Учащиеся затрудняются самостоятельно выделить причины неудач, ошибки и промахи при выполнении различных заданий. Самооценка на этой стадии может быть либо заниженной, либо завышенной. Учащиеся принимают участие в олимпиадах только в случае инициирования со стороны педагога.

2. Стадия дифференциации характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая, в свою очередь, определяется как степень развития у конкретного ученика таких качеств как стабильное проявление интеллектуальных способностей, высокая продуктивность умственной деятельности, интеллектуальное любопытство, стремление к знаниям в области информатики. При постоянной «наработке» опыта решения задач у учащихся появляются первые прогнозы собственных результатов. Наращивание сложности заданий при использовании в обучении систем задач и разумная интенсификация процесса подготовки позволяет сформировать у обучаемых убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений. Хотя на этой стадии учащиеся еще не прилагают длительных усилий, достигают успеха при выполнении не очень трудных заданий, но участие в олимпиадах позволяет им продемонстрировать достигнутый уровень подготовки и обеспечивает необходимую мотивацию для дальнейшей работы. На этой стадии уже они могут принимать участие в олимпиадах не только лично, но и в команде.

3. Стадия индивидуализации отражает актуализацию способности к самостоятельной постановке задач, при которой стимулируется поиск личностного стиля программирования. Учащиеся в данной стадии могут самостоятельно анализировать достигнутые результаты и при необходимости интенсифицировать процесс своего обучения в процессе самоподготовки, решая творческие задачи. На групповых занятиях такие дети руководят процессом поиска решения «сверхсложных» задач, помогают другим обучаемым в осмыслении заданий. У них наблюдается высокий уровень развития интеллектуальных способностей, креативность мышления и высокая продуктивность умственной деятельности, интеллектуальное любопытство, быстрота мыслительных процессов, систематичность мышления и быстрота усвоения новой информации, стремление к знаниям в области информатики и адекватная самооценка. Такие учащиеся целенаправленно готовятся к участию в предметных олимпиадах и показывают на них как правило высокие результаты.

Первая стадия является для ребенка стадией самоидентификации одаренности, вторая – стадией определения границ своей одаренности, а на третьей стадии происходит осознание, каким образом можно самостоятельно участвовать в процессе раскрытия своей одаренности, создании собственных способов решения сложных задач.

Таким образом, правильно построенное обучение с помощью сетевых технологий становится популярным и эффективным способом саморазвития личности, без чего невозможна ее адаптация в современных стремительно изменяющихся реалиях.

Навигация по подшивке