Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Районирование территории страны

Фото пользователя Елена Ивановна Юзбекова
Submitted by Елена Ивановна Юзбекова on Wed, 26/11/2014 - 11:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юзбекова Елена Ивановна
Место работы, должность: 

Учитель географии МБОУ СОШ № 20 г. Новочеркасск

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
  1. Создать условия для осмысления необходимости районирования территории страны.
  2. Познакомить с различными подходами к районированию территории страны.
  3. Отработать навыки районирования территории на примере школьного двора и своего города.
  4. Подвести обучающихся к проблемам районирования территории страны и путям их решения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

География России. Хозяйство и географические районы.В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе

Используемое оборудование: 

компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, мобильный компьютерный класс. 

Используемые ЦОР: 

Мультимедийное приложение к учебнику, разработанное Республиканским мультимедиа центром Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации, 2002г.

Краткое описание: 
<p>Лекция с элементами практикума.</p>

Ход  урока.

1.Актуализация знаний.

В процессе беседы обучающиеся вспоминают, какова площадь территории страны. Далее учитель совместно с обучающимися раскрывает причинно-следственные связи:

S территории страны (17, 1 млн. км2, самая большая по занимаемой площади страна мира) => разнообразие природы: климат, рельеф, растительность и животный мир, природные ресурсы  => различия в размещении населения => различия в хозяйственной освоенности территории страны.

2.Получение новых знаний.

Постановка проблемного вопроса:

- Можно ли такую разнообразную территорию рассматривать всю в целом?

– Нет.

Т.о, возникла необходимость выявлять, описывать и оценивать непохожие друг на друга территории – районы.

По учебнику §18 знакомятся с понятием «район» и «районирование».

Работа с электронным приложением к учебнику: у учителя на экране,  у обучающихся на ноутбуках ЭОР № 1: Районирование России → Цели районирования.

Учитель акцентирует внимание обучающихся на целях районирования: улучшение территориального управления и проведение региональной политики государства.

Далее рассматривают по электронному учебнику материал ЭОР № 2: способы и  результаты районирования (варианты районирования):

Как может осуществляться районирование? Существует несколько вариантов. Во-первых, всю территорию можно разделить на районы, не оставляя свободных пространств. В этом случае районирование отличается

однородностью и многоступенчатостью. Каждый крупный район можно подразделить на районы среднего уровня, а те, в свою очередь, на микрорайоны и т.д. Примерами такого районирования может служить деление на крупные природные комплексы в физической географии (Русская

равнина, Урал и т.д.), административно-территориальное деление и выделение экономических районов. Во-вторых, можно выделять только отдельные центры объектов или явлений и территории, тяготеющие к ним. В этом случае территория получается неоднородной ("сгустки" и "пустые" места), а границы районов менее четкие. Влияние центров на окружающую их территорию можно сравнить с камнем, брошенным в воду. Отличие лишь в том, что "круги" (границы) будут не концентрическими. Влияние центра может быть и отрицательным. Например, он может "выкачивать" ресурсы с периферии. Такое районирование носит проблемный характер. Третий вариант - выделение зон или полос: зона Севера, основная полоса расселения и т.д. Его применяют при строительстве новых транспортных магистралей, вокруг которых возникают "зоны тяготения" или "полосы развития" (транспорт) тяготение к БАМу). Выделение зон связано с определенными нормативами (благоприятность для проживания человека, степень хозяйственной освоенности и др.) Итогом районирования является сетка экономических районов (карта).

ЭОР № 3: Районирование России. Действующая сетка экономических районов принята в 1961 г. (с последними преобразованиями в 1982 г.) и к настоящему времени устарела. Критику вызывают насыщенность районов (сравните Северо-Западный - 196 тыс. кв. км. и Дальневосточный - 6216 тыс. кв. км.), их состав, новые экономические реалии. В сложных условиях реформирования экономики субъекты Российской Федерации создали региональные ассоциации экономического взаимодействия. Это гибкие системы (некоторые регионы одновременно могут находиться в двух ассоциациях), которые позволяют координировать хозяйственную деятельность и реконструировать экономику.

ЭОР № 4: Федеральные округа. Для укрепления Федеральной государственной власти и контролем за исполнением законов на местах, были образованы семь федеральных округов. Они подчинены Президенту России через назначенных в них полномочных представителей.

Уточнение учителя: в  настоящее время федеральных округов – 8, т.к. в 2010 году указом Президента России Д.А.Медведевым из состава Южного федерального округа был выделен Северо – Кавказский с центром в г. Пятигорск.

В процессе изучения материала электронного приложения к учебнику в тетрадях делают записи основных моментов темы урока:

Виды районирования:

- административное районирование;

- физико-географическое районирование;

- системы расселения населения в России;

- степень благоприятности природных условий и жизни населения;

- районирование «снизу» (узловое);

- федеральные округа;

- экономическое районирование.

Постановка проблемного вопроса:

- Любую ли территорию можно районировать?

– Да, только необходимо четко выделить признаки районирования.

Самостоятельная работа в тетрадях: разработать примеры районирования территории школьного двора (данная работа рассчитана на 3-5 минут). По окончании зачитывают варианты районирования с указанием принципов.

Работа с  электронным приложением.

ЭОР № 5: Новые подходы к районированию:

- районирование (широтное) две зоны: социально-экономическая и экологическая (зона Севера и зона основного расселения).

Планируя будущее районирование России, можно предложить много новых вариантов. Остановимся на одном из них. В России выделяются две

широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и

основная зона расселения и хозяйственного освоения. Иными словами, мы

имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а

широтной границей.

В этом случае зона Севера может быть поделена на несколько частей-районов: Европейский Север, Обский Север, Дальневосточный Север и Северо-Восток.

Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной территории должны быть учтены следующие факторы: исторический – как поэтапно осваивалась территория; расселенческий – как размещается население; экономический – учет промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами; природный.

3.Закрепление знаний:

Работа с электронным приложением к учебнику: раздел «Практика», выполнить задание № 1 (ноутбуки). «На контурной карте России обозначьте экономические районы. Для этого перенесите названия районов на карту».

4.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §18, письменно в тетради предложить свой вариант районирования территории города Новочеркасска (по желанию учащихся).

Выставление отметок за работу.


»  Размещено в сообществах:   
Региональный узел Ростовской области

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн