Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Притяжательные местоимения

Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 14:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дейнекина Оксана Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Николаевская СОШ", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Знакомство со значением  и склонением притяжательных местоимений; различение личных местоимений его, ее, их от притяжательных его, ее, их; употребление местоимений в речи

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник М.Т.Баранова и др. "Русский язык 6 класс"

Используемое оборудование: 
  1. Листы с дидактическим материалом для исследования;
  2. Таблицы для исследования;
  3. Презентация и мультимедийное оборудование;
  4. Таблички с выводами, магниты
Краткое описание: 
<p>Урок знакомства с притяжательными местоимениями с применением регионального компонента (на материале творчества камчатского поэта Г.Поротова)</p>

Тема: «Притяжательные местоимения»

Цели: 1) знакомство со значением  и склонением притяжательных местоимений; различение личных местоимений его, ее, их от притяжательных его, ее, их; употребление местоимений в речи; 2) развитие умений исследовать новый материал, находить самостоятельно отличительные признаки притяжательных местоимений; делать выводы, развивать языковое чутьё; 3) воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  1. Листы с дидактическим материалом для исследования;
  2. Таблицы для исследования;
  3. Презентация и мультимедийное оборудование;
  4. Таблички с выводами, магниты

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.

Слайд № 1

Определите, какое слово в каждом ряду является лишним, свой выбор обоснуйте.

  1. Медвежье, лисья, олений, камчатские
  • Что обозначают притяжательные прилагательные?
  • На какой вопрос они отвечают?

Выпишите притяжательные прилагательные. (Составление алгоритма)

  1.  Никто, ваш, наш, твой
  • Какой частью речи являются эти слова? (Какую сейчас изучаем?) Выпишите эти местоимения.
  • На какой вопрос отвечают местоимения наш, ваш, твой? На что они  указывают?
  • Как вы думаете, что объединяет притяжательные прилагательные  и местоимения  наш, ваш, твой? А что их различает?

(Составление алгоритма) – на доске

 

Медвежий                                          ваш

                           Чей?

Обозначает                          указывает

                         принадлежность     

 

  •  Как вы думаете, какой будет тема урока?

Запись темы урока.  Слайд № 2

  • Что вы сегодня узнаете? Чему научитесь?
  1. Объяснение нового материала.

Задание № 1 Слайд № 3

  1. Прочитайте внимательно текст к заданию № 1.

Таганок

Я –

                           Камчадал закоренелый,

                           К дорогам торным так и не привык,

                           И мой таганчик обгорелый

                           Стоит среди нетоптаной травы.

                           Когда-нибудь мелькнёт моя зарница,

                           Здесь кто-нибудь причалит свой ковчег,

                          Увидит таганок и удивится:

                         - Тут был Огонь и Человек!

                                                            (Г. Поротов)

  • Как вы поняли, что такое таганок?
  • Выпишите из текста словосочетание мест. + существ. Слайд № 4
  • На что указывают притяжательные местоимения мой, моя, свой? (принадлежность говорящему)
  • Определите главное и зависимое слово в словосочетании, задайте вопрос, определите род, число и падеж местоимений, каким членом предложения они являются.      
  • Сделайте вывод о притяжательных местоимениях по плану: Слайд № 5
  1. На что указывают притяжательные местоимения? На какой вопрос отвечают? (на принадлежность какому-либо лицу)
  2. Как изменяются? (по родам, числам, падежам)
  3. Каким членом предложения являются? (определением)

Какие местоимения указывают на принадлежность говорящему, говорящим? А какие местоимения будут указывать на принадлежность собеседнику (собеседникам)?

  • Запишите это в тетрадях.

Мой, наш, свой

Твой, ваш

Вспомните,  что мы должны были узнать? А сейчас вам предстоит провести исследование. Обратитесь к заданию № 2.

Задание № 2 (работа в парах)  Слайд № 6

Прочитайте задание.

Проведите исследование.  Для этого просклоняйте  местоимение и прилагательное, выделите окончания. Сделайте вывод: какие окончания имеют притяжательные местоимения в косвенных падежах?

Варианты:

Медвежий – мой,    нерпичье  - наше, лисья – своя,  заячьи - ваши,  беличья – моя, медвежьи – свои, нерпичье – ваше, заячий – наш,   беличий – твой, медвежьи – свои, рысья – наша, воронье – своё.

Какой вывод вы сделали? (притяжательные местоимения склоняются как притяжательные прилагательные).

Давайте обобщим всё сказанное. Что мы выяснили?

  • Откройте учебник на странице 181 и сверьте  свои выводы с теоретическим материалом учебника. Правильно мы сделали выводы?
  • Что-то мы засиделись. Пора и размяться.

 

  1. Физминутка  Слайд №7

Встаньте, пожалуйста, те, кто родился на Камчатке.  А теперь встаньте те, кто любит этот суровый край. Кто учится на Камчатке?

Покажите, пожалуйста, какие высокие вулканы на Камчатке. А теперь покажите, какие широкие моря её омывают. А какие низкие мхи растут в тундре. А какие каменные берёзки у нас корявые. Это ветра их наклоняют то в одну сторону, то в другую. Выпрямились. Спасибо. Присаживайтесь.

  1. Задание № 3 Работа с учебником

Мы продолжаем  наше исследование. Для этого вновь обратимся к учебнику на странице 181 и к заданию на листочке. Работаете вы вновь в парах.

Рассмотрите примеры под второй звёздочкой, поставьте вопросы к выделенным словам. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких – принадлежность? В чём различие между выделенными местоимениями? Занесите ваши наблюдения в таблицу, сделайте по ней вывод: как отличить личное местоимение в Род. п. от притяжательного местоимения.

 

Личные местоимения

Притяжательные местоимения

Отвечают вопросы

 

 

В предложении являются

 

 

После предлога появляется

 

 

 

Звучит вывод.  Замечательно. А теперь попробуем наши знания применить на практике. Кто  помнит, кто являлся автором стихотворения «Таганок»? А сейчас познакомьтесь с текстом о его авторе.

  1. Закрепление знаний.
  • Прочитайте текст. Устраните речевые ошибки. Запишите получившиеся варианты. Подчеркните местоимения как члены предложения, укажите их разряд.

Георгий Поротов – камчатский поэт. У Г.Поротова много стихотворений о Камчатке. Елизово – родина Г.Поротова. Здесь помнят Г.Поротова и любят его творчество.

Удивительный край - Камчатка. У Камчатки много загадок. Одна из загадок – вулканы Камчатки. Любуюсь красотой вулканов на закате.

  1. Речевая ситуация.

А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение. И ответьте на вопрос: какие речевые ошибки в нём допущены?

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо пополнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

  • Какие ошибки вы заметили? А вам приходилось слышать подобные слова? А как правильно?    Молодцы.

И у нас во дворе слышала  однажды

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный,

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

Их, его и её говорить вам нужно.  

Слушали мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам. (А.Хайт)

Запишите, пожалуйста эти слова.

  1. Подведение итогов.
  • Вспомните цели, которые вы поставили к уроку и посмотрите, достигли ли вы их. Что нового вы узнали? А что мы сегодня отработали? Молодцы!
  1. Домашнее задание:

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите  домашнее задание: Повторите § 75.

Выполните  Упр. 433 или напишите  сочинение-миниатюру , можно несколько предложений на тему «Мой край», используя притяжательные местоимения. Подчеркните их в своих работах.

  1. Рефлексия.
Прикрепленный файл Size
Конспект урока Притяжательные местоимения.docx 31.29 KB
дидактический материал.docx 22.34 KB
Притяжательные местоимения.pptx 980.09 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн