Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Истоки нравственных отношений в христианской семье».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Коршунова Лариса Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ  СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области, учитель истории и обществознания
 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Цель содержательная: Осознание понятия «христианская семья» в контексте культурного и религиозного многообразия; Объяснять значение понятий: христианская семья, венчание, обручальное кольцо, семейные ценности

Цель деятельностная:  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

-формирование умения восприятия текста с учетом поставленной  учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения этой задачи, развитие коммуникативных способностей учащихся.


 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Оборудование:

  1. Учебник Кураев А.В. Основы религиозных культур  и светской этики. Основы православной культуры 4-5 кл.уч. пособие для общеобр. учрежд./А.В. Кураев.М. Просвещение.2012


 


 

Используемая методическая литература: 

Основы религиозных культур и светской этики.Книга для учителя.4 класс:

справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х.,

Воскресенский О.В.,Глоцер А.В.и др.);под ред.Тишкова В.А.,Шапошниковой Т.Д.

-М.:Просвещение,2010.С.-239


 

Используемое оборудование: 

Оборудование:

  1. учебник Кураев А.В. Основы религиозных культур  и светской этики. Основы православной культуры 4-5 кл.уч. пособие для общеобр. учрежд./А.В. Кураев.М. Просвещение.2012
  2. индивидуальные  рабочие  листы
  3. конверты мудрости
  4. карточки с заданием


 

Краткое описание: 
<p>Урок разработан в соответствии с ФГОС, с&nbsp; использованием гуманно-личностной педагогической технологии, технологии &nbsp;здоровьесбережения &nbsp;(дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)</p> <ol> <li>&nbsp;Данный урок представлен по ходу изучения курса ОРКСЭ за №27. В соответствии с требованиями ФГОС урок направлен на:&nbsp;<br /> 1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; ориентацию на новые образовательные результаты&nbsp;<br /> &nbsp; 2. нацеленную &nbsp;деятельность на формирование УУД&nbsp;.</li> </ol> <p>Этот урок связан с предыдущими уроками, рассматривающими особенности христианского вероучения, а в дальнейшем направлен на продолжение изучения по курсу ОРКСЭ.</p> <ol> <li>Обеспечение мотивации и&nbsp;принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности удалось за счёт привлечения занимательного ребуса, необычным было обнаружение папки с заданиями, что по задумке должно было ещё более стимулировать познавательный интерес учащихся.</li> <li>Отбор содержания, форм и методов обучения осуществлялся в соответствии с целью урока. Для объяснения нового материала было выбрано сочетание таких методов обучения как:</li> </ol> <p>- по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: Словесный</p> <p>- по степени самостоятельности мышления: проблемно-поисковый</p> <p>- метод стимулирования интереса к учению: создание эмоционально-нравственных ситуаций.</p> <p><br /> &nbsp;</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


 

-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть очень интересную тему, но о чём пойдёт речь на уроке вы попробуйте догадаться сами. А поможет вам в этом вот такой ребус. 2 слайд

- Молодцы! Справились с заданием. Итак, тема нашего урока звучит «Истоки нравственных отношений в христианской семье».3слайд

- Как вы думаете, какая цель сегодня на уроке стоит перед нами?

Выяснить, что является основой отношений в христианской семье


 

Разгадывание ребуса. Ответы учащихся


 

Дети определяют цель урока

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Делать выводы на основе анализа объектов.


 

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


 

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.


 

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


 


 

-Ребята, а что вы понимаете под нравственными отношениями? Это добрые, взаимозависимые и т.д.

НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - особый вид отношений между людьми, которые рассматриваются с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности. Нравственные отношения возникают между людьми, занимающимися собственным духовным развитием или духовным развитием общества.4 слайд

-Перед вами лежат рабочие листы к уроку. Обратите внимание на задание 1. Вставьте  пропущенные слова в определении, при этом пользуйтесь определением на слайде.

Ответы учащихся. Это добрые, взаимозависимые и т.д.


 

Работа в рабочие листы к уроку. Вставляют пропущенные слова

 ( работа индивидуальная)

3) Этап выявления места и причины затруднения.


 

-Посоветуйтесь друг с другом, что является основой положительных нравственных отношений.

Советуются друг с другом, высказывают мнения.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.


 


 

«Минутка открытия». 5 слайд

- А теперь проверим ваши предположения. Я приготовила для вас небольшой сюрприз-задание, но чтобы его выполнить, его нужно найти на своей парте или под крышкой своего стола.

-У вас в папке конверты разного цвета. Найдите конверт под № 1 (жёлтый)Перед вами понятия, связанные с самыми различными отношениями между людьми. Выберите те понятия, которые,  по-вашему мнению, являются основой положительных нравственных отношений.

6 слайд

добро

злость

великоду-шие

отчужде-ние

забота

уважение

обида

взаимопо-нимание

состра-дание

милосердие

любовь

жадность

Учащиеся  находят под крышкой стола конверты с заданием, которое должны выполнить.


 


 

Выполнение задания № 1 в парах.


 

Проверка по слайду № 6

5) Этап реализации построенного проекта.


 


 

- На чём же основываются нравственные отношения в обществе?

Основаны на понятиях добра, великодушия, милосердия, сострадания, взаимопонимания, уважения,  любви, заботы.

- Могут ли нравственные отношения быть основой для христианской семьи.  (дети отвечают)

Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Семья помогает человеку понять своё место среди других людей. 7 слайд


 


 

Ответы учащихся


 


 


 


 


 

Делают выводы.


 


 


 


 

Познавательные УУД

1. Анализировать и оценивать содержание, определять роль иллюстративного ряда.

2. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.


 

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


 

Сейчас мы поработаем над понятиями семья, христианская семья. - В своём рабочем листе в задании № 2 вам нужно будет заполнить пропуски. Обсудите в паре, какие слова вы бы вписали в предложение? А сейчас послушайте меня и дополните то, что не получилось.

Семья –  это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.

Семья в христианском понимании есть  единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

Проверить!!! .8 слайд В православии покровителями христианской семьи  считают святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию.

С давних времён желающие вступить в брак подходили к этой проблеме серьезно и осмотрительно, ведь это был союз на всю жизнь. Родительское слово при согласии на брак было решающим. Молодые должны были заручиться родительским благословением.

Для жены важна не внешняя привлекательность, а её добродетели: доброта, трудолюбие, умение хозяйствовать, кротость. Будущий муж должен был быть добрым, честным и благоразумным.      

9 слайд Семья всегда строилась с благословения Божия, с венчания в церкви, и на всю жизнь.

Во время венчания на головы жениха и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «Князь» и «Княгиня». Венец- это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу, это ещё и мученический венец, напоминающий о терновом венце Христа. По настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё перенести ради сохранения семьи. При венчании молодожёны надевают обручальные кольца. Кольцо не имеет конца. Это символ бесконечности. Это означает, что и жених и невеста должны до самой смерти быть готовы на всё, ради сохранения семьи. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»


 


 


 


 

Работа в тетради: запись понятия


 


 


 


 


 


 


 

Слушают рассказ учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


 


 


 

-Конечно, семья должна основываться на любви, но есть ещё одно очень важное предназначение семьи. Как вы думаете, что это? (воспитание детей)10 слайд

Задание «Конверт мудрости»

-.У вас на столе конверты синего и красного цвета. -  я предлагаю вам разделиться на группы: синие конверты для мальчиков, красные –для девочек. В конверте лежит карточка с текстом притчи и  библейской истории. Ваша задача познакомиться с содержанием и приготовить ответ на вопрос.

- О каких нравственных ценностях идёт речь в тексте?

(См. Приложение) 11 слайд

-Какая связь между темой нашего урока и текстами? В семье происходит воспитание детей на основе уважения, доброты, взаимопомощи…


 


 

Ответы учащихся


 


 


 


 

Самостоятельная работа с текстами.


 


 


 


 

Подведение итога по слайду № 10


 

Коммуникативные УУД

1.организовывать работу в паре, группе

2.Умение учиться- умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.


 


 

8) Этап включения в систему знаний и повторения.


 


 

-Для сохранения семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения.

-Какие праздники празднуют в вашей семье?12 слайд

 Когда семья вместе празднует пасху, Рождество Христово, люди становятся ближе и дороже друг другу. Умение заранее замечать, что может причинить боль другому человеку,   называется тактичность. Вот ее пример: в крестьянской семье уже выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды  во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой-то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь был пост; ты знаешь, я ел ее как падаль». — «Что же ты мне не сказал тогда?» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Потом Семен стал монахом. В православном мире он сейчас известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: «Вот таким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

- Как вы поняли, что такое тактичность и что такое хамство?


 


 

Ответы учащихся


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответы учащихся

9) Домашнее задание.


 

13 слайд Упражнение «Светофор»

- А сейчас возьмите в руки цветные карандаши и в своих рабочих листах раскрасьте кружок зелёным цветом, если вам всё понравилось, жёлтым, если у вас возникли затруднения, красным цветом, если вам не понравился наш урок.

В ваших рабочих листах есть несколько вариантов домашнего задания. каждый из вас выберет то, что считает нужным и приготовит к следующему уроку.

1.Для талантливых – приготовить инсценировку притчи или библейской истории.

2.Для любознательных- Христианское воспитание в семье

3.Для  самостоятельных - Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».


 


 

Работа по раскрашиванию.


 


 

Самостоятельный выбор учащимися задания для домашней работы


 

10) Этап рефлексии учебной деятельности.


 


 


 

14 слайд- А сейчас я прошу вас всех выйти на середину класса и взяться за руки и ответить на вопрос:

-Что же является основой нравственных отношений в христианской семье? Пусть каждый назовёт только одно понятие.

-Как вы думаете, сегодня на уроке мы занимались рассмотрением важной темы? Почему

Учащиеся образуют круг.


 


 

Ответы учащихся


 


 

Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


 


 

Приложение.


 

Притча.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. – Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь. – Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, – проговорила вторая. – Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – щебетала третья. – Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – говорила четвёртая. – Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая. – Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, – сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Библейская история

У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной  стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.


 

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку.rar 4.55 MB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей истории

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн