Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Электромагнитная индукция

Фото пользователя Олег Михайлович Абдулин
Submitted by Олег Михайлович Абдулин on пн, 16/03/2015 - 16:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Абдулин Олег Михайлович
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Учитель.

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

ученик получит первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции, проявлении и причинах возникновения

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Физика" А.А. Фадеева, А.В. Засов, Д. Ф. Кисилев.

Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги,  И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г.

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация; электронное приложение Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги,      И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение»,          2011 г.

Используемые ЦОР: 

электронное приложение Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги,      И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г.

Краткое описание: 
<p>изучение нового материала идет через организацию экспериментального задания, использование исторического материала.</p>

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: физика

Класс: 9

Учитель: Абдулин Олег Михайлович

Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»

Цель урока: ученик получит первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции, проявлении и причинах возникновения

Задачи урока: 

          - создать проблемную ситуацию приводящую к явлению электромагнитной индукции, сформировать интерес к истории открытия явления электромагнитной индукции;

          - создать условия, для выявления сущности явления и причин его возникновения;

          - рассмотреть различные модификации опытов, позволяющих наблюдать явление электромагнитной индукции;

          - организовать экспериментальную работу в парах по наблюдению электромагнитной индукции;

          - создать ситуацию успеха в представлении и оценивании выполненных работ.

          - закрепить первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции.

                                                                    Планируемые образовательные результаты:

                              Предметные

                 Метапредметные

                      Личностные

Знания о явлении электромагнитной индукции, понимание смысла и связи между электричеством и магнетизмом.

Умение пользоваться методами научного познания.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Формирование умений работать в паре, представлять свои взгляды, вести диалог.

Убежденность в возможности познания природы.

Уважение к творцам науки и техники.

Самостоятельность в приобретении новых знаний.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Явление электромагнитной индукции, индукционный ток.

Дальнейшее формирование у учащихся умений пользоваться методами научного познания; умений работать в паре; умений применять полученные знания в новых условиях; умений оценивать свою деятельность и свои знания.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация по теме: «Явление электромагнитной индукции», электронное приложение: Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги,  И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г.

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядное представление изучаемого материала; привлечение внимания обучающихся; источник информации; увеличение плотности урока.

Аппаратное и программное обеспечение

интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация; электронное приложение Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги,      И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение»,          2011 г.

Образовательные интернет-ресурсы

Не используются

 

                                                        ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Знакомство с логикой  раздела «Электромагнетизм». Осознание связи между электрическими и магнитными явлениями.

 

 

 

Постановка целей и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие. Выявление готовности класса к уроку и его психологический настрой.

Учитель сообщает, что приступают к изучению новой главы «Электромагнетизм», на изучение которой отводится 20 уроков. При изучении этой главы предстоит выполнить 3 лабораторных работы. В конце изучения темы, с целью проверки уровня ее усвоения, выполнить контрольную работу.

Далее учитель демонстрирует логику изучения данной главы, для чего просит школьников открыть оглавление учебника и ознакомится с кругом, изучаемых вопросов.

- Ребята, как вам кажется, все ли изучаемые вопросы связаны друг с другом? (возможный ответ: мне кажется, что свет, распространение света, отражение,  преломление света и другие вопросы не связаны с электромагнетизмом).

Учитель рассказывает, что все вопросы, которые рассматриваются в данной теме, можно разбить на три группы. В первой группе изучается явление электромагнитной индукции и его применение. Во второй – электромагнитное поле и электромагнитные волны. В третьей – световые явления. Учитель отмечает, что первая и вторая группа связаны тем, что сущность явления электромагнитной индукции сводится к возникновению связи между электрическим полем и магнитным полем. Вторая и третья группы связаны тем, что свет рассматривается, как электромагнитная волна (первый слайд).

 

Далее учитель просит подумать над следующими вопросами (второй слайд):

  • От каких слов происходит название раздела «электромагнетизм»?
  • С чем вы связываете слово «электро»?
  • С чем вы связываете слово «магнетизм»?
  • Что объединяет слова «электро» и «магнетизм»?

 

После чего учитель просит дать ответы на поставленные вопросы, уделяя особое внимание последнему. Здесь важно вспомнить опыт Эрстеда, в котором утверждается существование магнитного поля вокруг проводника с током (третий слайд).

 

- Таким образом, в 1820 году Эрстед решил задачу: превратить электричество в магнетизм. Ребята, знаете ли вы решение обратной задачи: превратить магнетизм в электричество? Можете ли вы привести примеры, где с помощью магнитного поля получают электрический ток? (возможный ответ: нет).

 

- Как была решена поставленная задача, мы узнаем сегодня на уроке.

 

Учитель просит открыть тетради, записать число и тему урока: «Явление электромагнитной индукции». После чего предлагает каждому ученику подумать над следующими вопросами (четвертый слайд):

  • Какова моя цель на данном уроке?
  • На какие вопросы я хочу получить ответы?

После чего просит двух – трех учеников ответить на эти вопросы. Далее учитель подводит итог:

 Сегодня на уроке вы узнаете:

- кто и когда открыл явление электромагнитной индукции;

- в чем заключается явление электромагнитной индукции;

- при каком условии возникает явление электромагнитной индукции.

Сегодня вы научитесь:

  • объяснять явление электромагнитной индукции;
  • проводить опыты по электромагнитной индукции.

Длительность этапа

8 мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Анализ и выдвижение  гипотез

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Фронтальная

 

Интерактивная доска

 

 

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организация фронтальной беседы с обучающимися и указание границ незнания обучающихся

Методы обучения, приемы, техники

 Беседа, проблемный метод обучения

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

 

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение проводить эксперимент, анализировать полученную в эксперименте информацию, делать вывод.

Усвоение сущности явления электромагнитной индукции.

 Далее учитель (пятый слайд) предлагает школьникам выполнить экспериментальное задание по изучению электромагнитной индукции.

На партах у школьников имеются приборы и материалы (миллиамперметр, магнит, катушка-моток) и листок, на котором указан порядок выполнения экспериментального задания.

Экспериментальное задание

«Наблюдение явления электромагнитной индукции»

Цель: выяснить, в чем заключается явление электромагнитной индукции, и при каком условии возникает явление электромагнитной индукции.

Порядок выполнения работы:

  1. Подсоедините моток (катушку) к клеммам микроамперметра.
  2. Удерживая моток в руке, вносите внутрь мотка магнит и выносите его.
  3. Запишите, что вы наблюдали.
  4. Удерживая магнит в руке, надевайте и снимайте моток с магнита.
  5. Запишите, что вы наблюдали.
  6. Сделайте вывод. (Укажите, в чем заключается явление электромагнитной индукции, и при каком условии возникает)

На выполнение экспериментального задания отводится 8 минут. После его выполнения учитель просит двух –трех учеников озвучить вывод, к которому пришли школьники, выполняя задание. После обсуждения результатов, учитель подводит итог и просит оценить успешность выполнения экспериментального задания и выставить себе на полях отметку (шестой слайд).

Далее учитель просит открыть учебник (стр. 106, §22) и пользуясь текстом учебника, найти ответ на вопросы: кто и когда открыл наблюдаемое явление?

После заслушивания ответа, учитель подводит итог: явление электромагнитной индукции было открыто М. Фарадеем в 1831 году, к открытию которого шел целенаправленно 10 лет (седьмой слайд).

Длительность этапа

   15 мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Выполнение экспериментального задания. Анализ результатов и формулировка вывода

Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ

 

 

 

 

Парная (малая группа).

 

Нет.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организация учебной деятельности школьников, оказание помощи в затруднительных ситуациях.

Методы обучения, приемы, техники

Экспериментальный метод обучения, работа с текстом, самооценивание

 

 

ЭТАП 3. Первоначальная проверка уровня усвоения образовательных результатов. Коррекция

 

Ход урока

 

Длительность этапа

 15 мин.

Далее учитель ставит перед обучающимися задачу: на основе полученных сегодня на уроке сведений, объяснить опыт.

Учитель демонстрирует анимационную модель по наблюдению явления электромагнитной индукции с двумя катушками. Первая подсоединена к источнику тока, вторая – к миллиамперметру. Одна из этих катушек входит в другую катушку. (используется электронный ресурс: Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011).

После демонстрации учитель предлагает подумать, как объяснить наблюдаемый опыт, затем обсудить с соседом по парте. После чего к доске приглашается один ученик, который объясняет наблюдаемый в анимации опыт. Учитель обращается к классу с вопросом: «Все ли согласны с данным объяснением. Кто желает внести дополнения, поправки или исправления?»

Учитель отмечает, что история открытия явления электромагнитной индукции интересна, и оно могло быть открыто другими учеными. Для этого учитель, пользуясь тем же электронным ресурсом, вывод на экран информацию о Дж. Генри и просит найти ответ: почему Дж. Генри не удалось стать первооткрывателем явления электромагнитной индукции?

Затем на экран выводится информация о Колладоне и задается аналогичный вопрос.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

Формулировка собственного ответа.

Сопоставление своего ответа с ответом товарища и учителя.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Электронный ресурс

Методы контроля

Самооценка

Способы коррекции

Исправление ошибок, неточностей в формулировке собственного ответа

Форма организации деятельности учащихся

Обучающиеся представляют свои варианты ответа

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Помогает  выстроить логически правильный ответ

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

   5 мин

Учитель выводит на экран  слайд, на котором были записаны цели и задачи урока, и просит школьников ответить на вопрос о достижении поставленных целей и задач.

После чего организует рефлексию. Для этого просит каждого ученика ответить на любой из вопрос, представленный  на слайде (одиннадцатый слайд):

  • На уроке мне было интересно, так как …
  • На уроке мне было не интересно, так как …
  • На уроке я понял …
  • На уроке я узнал …
  • Урок мне понравился, так как …
  • Урок мне не понравился, так как …
  • Свою работу на уроке я оцениваю …

Домашнее задание: § 22, устно ответить на вопросы после параграфа.

 

 

 

 

____________________

Прикрепленный файл Size
электромагнитная индукция.ppt 960.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн