Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вирусы

Фото пользователя Нина Алексеевна Гунькина
Submitted by Нина Алексеевна Гунькина on чт, 30/07/2015 - 05:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гунькина Нина Алексеевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ п. Высокогорный, учитель биологии, географии

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

сформировать понятия об особенностях строения, многообразия  и жизнедеятельности вирусов.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова "Общая биология" базовый уровень.

 

Используемая методическая литература: 

Анатолий Гин  «Приёмы педагогической техники»

Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов «Пособие по биологии для поступающих в вузы»

Интернет ресурсы:

http://fcoior.edu.ru

http://festival.1september.ru

http://pedsovet.su

Используемое оборудование: 

компьютер, интерактивная доска, магнитные доски

Используемые ЦОР: 

видиофрагменты, ЦОРмультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень»

Краткое описание: 
<p>&nbsp;</p> <table border="0" cellpadding="0" cellspacing="0" style="width:717px"> <tbody> <tr> <td colspan="3" style="height:120px; width:717px"> <p>Задачи:</p> <p>сформировать представление о происхождении вирусов;</p> <p>раскрыть особенности строения&nbsp; и функционирования вирусов как неклеточной формы жизни;</p> <p>познакомить с вкладом отечественного учёного Д.И. Ивановского в развитие вирусологии;</p> <p>актуализировать и развивать знания о вирусных заболеваниях человека и их профилактике.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Планируемые образовательные результаты</strong></p> </td> </tr> <tr> <td style="height:16px; width:335px"> <p>Предметные</p> </td> <td style="height:16px; width:225px"> <p>Метапредметные</p> </td> <td style="height:16px; width:157px"> <p>Личностные</p> </td> </tr> <tr> <td style="height:16px; width:335px"> <p>обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма</p> </td> <td style="height:16px; width:225px"> <p>&nbsp;содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; составлять&nbsp; интеллект &mdash; карту,&nbsp; использовать линейную графику, развивать интерес к учению через ИКТ</p> </td> <td style="height:16px; width:157px"> <p>содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью, выполнение правил личной гигиены.</p> </td> </tr> </tbody> </table>

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  урока биологии  по теме: «Вирусы» 10 класс

                                                                                                                                                                                                                                                                 МБОУ СОШ п. Высокогорный

Учитель биологии Гунькина Нина Алексеевна

Высшая квалификационная категория

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -биология

Класс  - 10

 

Тема урока  «Неклеточная  форма  жизни: - вирусы»                                                  

Тип — урок изучения нового материала

Цель — сформировать понятия об особенностях строения, многообразия  и жизнедеятельности вирусов.

Задачи:

сформировать представление о происхождении вирусов;

раскрыть особенности строения  и функционирования вирусов как неклеточной формы жизни;

познакомить с вкладом отечественного учёного Д.И. Ивановского в развитие вирусологии;

актуализировать и развивать знания о вирусных заболеваниях человека и их профилактике.

 

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма

 содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; составлять  интеллект — карту,  использовать линейную графику, развивать интерес к учению через ИКТ

содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью, выполнение правил личной гигиены.

Словарь урока: вирус, капсид, ретровирусы, ВИЧ, гепатит,  эбола, вирион, ретровирус, концероген, ревертаза, литическая инфекция, рецептор вируса.

Ресурсы урока: Информационный материал: информационные тексты ( презентации), рисунки учебника, видеофрагменты, стихотворение.

Демонстрационный материал: магнитные доски.

Интерактивный материал: Интерактивный комплекс с программным обеспечением WINDOWS HP и программа Microsoft office – Power Point  мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» (издательство ООО «Дрофа»,2013)

Раздаточный материал: карточки с таблицей суждений, словарь биологических терминов, листы линейной графики, карточки с заданиями по группам, формы деятельности.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент

 

 

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Эпиграф к нашему уроку

«Жизнь вирусов – это игра без правил»

 

  Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720.014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30.000 чел.

 

Деятельность учащихся

Личностные умения:

вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства.

 

Когда — то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Всё хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке мёда

И ложку дёгтя нам преподнесла!

Иль существа, а может, вещества

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы — и все об этом знают

Среди других живут и процветают

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД — себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда — то вдруг взялся!

Как сделать, чтоб затупился меч,

А щит непробиваемым остался!

 

 

 

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

 Деятельность учителя

(V слайд)

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств  против СПИДа?

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?

Задание.   По ходу урока заполняйте таблицу  системность мышления

 

ставьте - (+) в графы

Хочу знать

знаю

узнал

1. Вирусы – это одноклеточные организмы

 

 

2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»

 

 

3. Заболевание гепатит  можно вылечить с помощью антибиотиков

 

 

4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты

 

 

5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка

 

 

6.К какой группе относят вирус эболы

 

 

7. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий

 

 

В ходе заполнения таблицы  если появятся вопросы,  я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы.

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение 2 и 3 графы таблицы (индивидуально)

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Учебные задания программы.

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

 

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя

На столах у вас лежат магнитные доски.

По ходу урока вы должны составить интеллект — карту по теме нашего урока.(У)

В основе интеллект — карты будет лежать ключевое слово вирус.

1.(З)

Наука вирусология.

 

2. (З)

Историческая справка Д.И. Ивановский

 

Сейчас мы заслушаем сообщения о вирусах по определённому плану:

  1. форма
  2. строение
  3. тип симметрии
  4. признаки вируса
  5. этапы жизнедеятельности
  6. размножение

работа по презентациям

3. (П)

Сообщение о вирусе гепатита.

4. (П)

Сообщение о ВИЧ инфекции.

5. (П)

Сообщение об Эболе.

 

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ

Капсид

Вирион

Ретровирус

Концероген

Литическая инфекция

Ревертаза

 

 

Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Внимательно изучите текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр.  100-101

Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

 

 Задание для 2 группы.  «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»

Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 101-102 о размножении вируса, изучите рис. 47 на стр. 101. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

 

Задание для 3 группы.  "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Внимательно прочитайте текст на стр.102-103.  Определите: Какие организмы могут поражаться вирусами?

Какие заболевания они вызывают?

Пути передачи вирусов?

Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.

 

Отчёты по заданиям

 

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающий от каждой группы.  Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в таблице системности мышления.

Деятельность учащихся

Познавательные умения:

поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные умения:

знакомство с понятиями: вирус, вирусология, капсид, бактериофаг

 

Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения: контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение   устанавливать   и   сравнивать   разные   точки

зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Предметные умения: знакомство с понятиями: ВИЧ, СПИД.

Познавательные умения: умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные умения: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

 

 

 

 

Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь.

Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

 

 

 

 

Предметные умения: объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Жизнь вирусов называют «игрой без правил»

 

Задание 1. (З)Можем  ли мы оценить

верность суждений о вирусах в конце урока?

 Хватает ли у нас знаний? (Окончательное

заполнение третьей графы таблицы)

Задание 2. (У) Как вы думаете, мы нашли с

 вами ответ на поставленный вопрос?

Почему с вирусами – возбудителями

 заболеваний трудно вести борьбу и

полностью их уничтожить?

 

Познавательные умения: умения решать

 поставленную проблему, делать выводы

и умозаключения.

Регулятивные умения: внесение

необходимых дополнений и корректив

случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения:

вступать в диалог, а также участвовать

 в коллективном

обсуждении проблем, владеть

 монологической и диалогичес¬

кой формами речи

Предметные умения: строение вируса,

сущность процесса размножения вирусов

 внутри клетки живых организмов,

определение ключевых понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

релаксация

 

  Вирусы микроскопичны

  Вирусы – неклеточные формы жизни

  Вирусы очень быстро и спонтанно

приспосабливаются к новым условиям,

 т.е.  мутируют

  Могут долгое время находится в

скрытой форме.

         Задание 1 (У) Закончили интеллект — карту

Дали оценку по группам

Работа с интерактивной доской . Задание: составить жизненный цикл вируса.

        Задание 32 (У) Линейная графика.

Графически  изобразить на листе бумаги

 Вирус (по группам).

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Самоанализ

 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке (таблица)

Деятельность учащихся

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

 

8 этап. Домашнее задание

1.            Параграф 2.11, ответить на вопросы после параграфа

2.            Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

         

 

Литература:

Анатолий Гин  «Приёмы педагогической техники»

Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов «Пособие по биологии для поступающих в вузы»

Интернет ресурсы:

http://fcoior.edu.ru

http://festival.1september.ru

http://pedsovet.su

Прикрепленный файл Size
технологическая карта урока Вирусы.doc 78 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн