Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Звуки [к], [к,]. Буквы К, к.»

Submitted by мария петровна домрачева on пн, 05/10/2015 - 19:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Домрачева Мария Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ "Елембаевская ООШ"Б село Елембаево, РМЭ ,учитель начальных классов
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

Закрепить знания о согласных звуках [ к] [к',], уметь соотносить звуки с буквой, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;

Развивать речь, фонематический слух, память, мышление;

Воспитывать мотивацию к учению, культуру поведения на уроке.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемое оборудование: 

Карты-схемы,ноутбук

Краткое описание: 
<p>Коррекция зрительного восприятия (упр. на различение)</p> <p>Коррекция зрительного восприятия, цветовосприятия</p> <p>Коррекция процессов памяти</p> <p>Коррекция зрительного и слухового анализаторов, использование ЗОЖ технологий через упр. в движении, дыхании, эмоциональное воздействие</p> <p>Коррекция зрительного восприятия, развитие навыка осознанного чтения, совместная работа над словом, слогом и образом</p> <p>Межпредметная связь с логопедическими занятиями</p> <p>Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата</p> <p>Коррекция зрительного восприятия, развитие фонематического восприятия, обогащение словаря</p> <p>Развитие фонематического слуха (дифференциация</p> <p>&laquo;к&raquo;, &laquo;к<sup>,</sup><span style="font-family:arial,tahoma; font-size:12px">&raquo;</span></p> <p>Расширение кругозора</p> <p>Охранительный режим</p> <p>Коррекция мелкой моторики рук и тактильного восприятия</p> <p>Развитие образных представлений</p> <p>Охранительный режим</p> <p>Развитие навыка осознанного чтения;</p> <p>Коррекция зрительного восприятия</p> <p>Развитие зрительного и фонематического восприятия</p> <p>Развитие навыков беглого и осознанного чтения</p> <p>Развитие осознанности восприятия</p> <p>Коррекция концентрации внимания</p> <p>&nbsp;</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Конспект урока обучения грамоте по программе УМК «Школа России», 1 класс, Русская азбука, авт. Горецкий В.Г. и др.

Тема: Тема: «Звуки [к], [к,]. Буквы К, к.»

 

Представление о результате:

Личностные (ЛР):

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Метапредметные (МПР):

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением слова, группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные:

- выполнять правила работы в паре.

Предметные:

 - выделять изученные  звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах изученные звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: закрепить знания о согласных звуках [ к] [к',], уметь соотносить звуки с буквой, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;

развивать речь, фонематический слух, память, мышление;

воспитывать мотивацию к учению, культуру поведения на уроке

Задачи урока:

- активизировать знания о согласных звуках [к] [к',]

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- продолжить формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами

Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки.

План-конспект урока.

1. Организационный момент.

Посмотрите все на парту, всё ль лежит сейчас на них?

Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь!

Начинаем наш урок, будь внимательным дружок!

2. Включение в учебную деятельность.

И г р а «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи… (собираю слова в корзинку)

Речь бывает…(устная и письменная)       Устную речь мы…(слышим и произносим)

Письменную речь мы…(пишем и читаем)    Наша речь состоит из …(предложений)

Предложение состоит из…(слов)       Слова делятся на…(слоги)

Слоги состоят из…(звуков)      Звуки мы…(слышим и произносим)

Буквы мы…(читаем и пишем)       Звуки бывают…(гласные и согласные)

3.   Актуализация знаний.

- Ребята, а к нам на урок пришла буква, отгадайте какая? Две босые ножки ходят по дорожке, бегают и прыгают, да друг дружкой дрыгают. Попадут сапожкам в плен, превратятся в букву… (Н)

- А какой звук, вы уже знаете, она может обозначать: гласный или согласный?

- Почему согласный?

- Каким он может быть в словах? (мягким или твёрдым)

- Отчего это зависит?  (от гласной, которая стоит после него)

- Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласного звука.   (- 1 уч)

- Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного звука.      (- 1 уч)

4.Закрепление пройденного материала. 

1. Речевая разминка. Чистоговорки. Работа над дикцией. Сопровождающее   чтение.       на доске - чистоговорки :   

ну – ну – ну – губы хоботом тяну;           ни – ни – ни – резинку растяни;

не – не – не – еду на коне;                        ан – ан – ан – олень попал в капкан;

- Начинаем читать  чистоговорки:    - Сначала я:…………….

- А теперь читаем с вами: ………..      (анологичная работа проводится с другими чистоговорками)

2. И г р а  «Слоговое лото».

        Сопровождающее чтение. Работа над интонацией. Работа в парах.

                             (  на доске - карточки со слогами.)

- Ребята, посмотрите на доску: что записано на ней? (слоги)     ни  но ны  ну  на

- Прочитаем их (читают слоги  с сопровождением учителя)

- Назовите слоги, в которых согласный произносится твёрдо. (но  ну   на) 

- Назовите слоги, в которых согласный произносится мягко. (ни   ны)

  1. Прочитаем их с наращиванием слога.

              -  Начинаем читать вместе со мной:

   сначала 1 слог    ни

    потом   2          ни но

                  3          ни но ны

                           ни но ны ну

                           ни но ны ну на

А теперь прочитаем их с интонацией повышения в голосе: тихо – громче 

ни-    но-    ны-    ну-   на-  

               А сейчас прочитаем их с интонацией понижения в голосе: громко – тише 

ни-    но-    ны-    ну-   на-  ↓

5. Постановка целей и определение темы урока.

- Ребята, если вчера мы с вами познакомились со звуками [н] и [н] то, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?      (продолжим  знакомство с новыми звуками)

- Правильно. А чтоб узнать, давайте послушаем стихотворение.

Осенний клад

Падают с ветки желтые монетки..

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

И. Пивоварова


 

- С каким настроением вы слушали это стихотворение?

- Некоторые из этих листочков я принесла сегодня на урок. Посмотрите, какие они яркие, нарядные, как много солнышка в них поместилось.

- Кто из вас может определить, с каких деревьев упали эти листики?

(рябина, осина. клён).

6.Актуализация знаний.

- Под каждым из листиков есть задание, которое вы получите, если правильно ответите на мой вопрос. В каком из названий деревьев 1 слог?

(рябина)-3 слога,

(осина)-3 слога,

(клён)-1 слог

Почему в слове клён 1 слог?

(1гласная буква)

Физкультминутка

 7.Затруднение. Звуки (к), (к,).

- Лист какого дерева у нас нарисован на плакате?

(клёна)

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему?

Действительно, клен красив. Но кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе. Что такое засуха? Отсутствие влаги, воды. Ива или тополь не выдерживают долгой засухи и засыхают, а клену легче. Он засухоустойчивый и переносит засуху. И еще клен – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? Тот, кто быстро растет А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров).

Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти.

Листья у клена крупные, с жилками.

На что похожи листья клёна?

( Кленовые листья, как растопыренные пальцы.)
Клён используется человеком для получения кленового сиропа и сахара. Если ранней весной пробуравить кору клена, то оттуда начнет сочиться сладковатый сок. Но еще раньше людей, сладкий кленовый сок распробовали птицы и звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются.

Люди используют клены с давних времен.
Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, духовые инструменты). Знаменитый мастер Страдивари делал скрипки из древесины клена. В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла для лодок.

-Произнесите это слово.

(клён)

- С какого звука она начинается?

(в начале слова мы слышим звук (к))

- Нам известен этот звук?

- Мы можем дать ему характеристику? (Нет)

- А что нужно сделать, чтобы…

 8.Проект выхода из затруднения. Буквы К, к.

- Попробуйте самостоятельно составить звуковую схему к слову клён.

Самопроверка по эталону на доске.

- Найдите к классе слова, которые начинаются со звуков (к) или (к,).

Ученик говорит слово, учащиеся показывают синюю карточку если звук твердый, зеленую, если мягкий.

(Звук (к) согласный – он произносится трудно, с препятствием. Язык прижимается к небу и не пропускает воздух. Затем он быстро отрывается от неба и воздух проходит через рот наружу.

Звук (к) глухой – проверяем произнося звук при закрытых ушках.

Звук (к) твердый – после него следует звук (л)).

9.Работа по учебнику

Откройте учебник Русская азбука на стр.53. В верхнем правом углу мы видим буквы К, к, которыми обозначают звуки (к) и (к,).

- Из каких элементов состоит эта буква?

- Давайте слепим из пластилина букву к. Покажите ее.

- Чем буквы отличаются от звуков?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим)

Чтение слогов ки  ко кы  ку  ка

- Прочитаем их (читают слоги  с сопровождением учителя)

- Назовите слоги, в которых согласный произносится твёрдо. (ко  ку   ка, кы) 

- Назовите слоги, в которых согласный произносится мягко. (ки  )

  1. Прочитаем их с наращиванием слога.

               -  Начинаем читать вместе со мной:

   сначала 1 слог    ки

    потом   2          ки ко

                  3          ки ко кы

                           ки ко кы ку

А теперь прочитаем их с интонацией повышения в голосе: тихо – громче 

ки-    ко-    кы-    ку-   ка-  

               А сейчас прочитаем их с интонацией понижения в голосе: громко – тише 

ки-    ко-    кы-    ку-   ка-  ↓

  1. А теперь поработайте в паре: добавьте к ним буквы и слоги, чтобы  получились слова. Назовите слова друг другу.

- Та пара ребят, которая будет готова назвать свои слова всем ребятам - поднимет руки «домиком».

                                         Проверка: - Какие слова составили?  

Физкультминутка


 

 10.Закрепление

- Сейчас в тетрадях для печатания мы поупражняемся в написании букв К, к.

- Объясните, почему у нас в учебнике Русская азбука, изображены 2 буквы К к, чем они отличаются?

(Одна заглавная – она отличается большим размером, с нее начинаются имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, стран, рек. Вторая строчная.)

- Мы будем печатать буквы к, называя слова, которые начинаются с этих букв и обозначают имена людей.

(Коля, Катя, Ксения, Кирилл, Карина, Карл. Кристина)

11.Чтение скороговорки

Карл у Клары украл кораллы,

- Какой звук чаще всего в ней встречается?

(к)

- В каких словах?

(Карл, Клары, украл, кораллы)

- Поупражняемся в произношении скороговорки, сначала говорим медленно, четко проговаривая все звуки, затем с каждым разом будем увеличивать темп.

- Кто хочет показать свое мастерство в произношении скороговорки?

 12.Самостоятельная работа

Учащиеся составляют схемы к картинкам, розданным учителем, проверка на доске, учащиеся соединяют рисунок и схему.

Слова: кот, ручка, носки, кит, стул(слово «ловушка» в нем нет звуков (к), (к,)), - Все вы были очень внимательными .Давайте улыбнёмся друг другу и похлопаем себе.

 

- Составьте предложение, используя эти слова.

Запись схем предложений в тетрадь.

 13.Рефлексия учебной деятельности.

- Вот и подошел к концу наш урок. Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Расскажите о букве, которую мы сегодня изучили на уроке?

- Чем понравилось заниматься на уроке?

Ребята, попробуйте оценить свои достижения с помощью условных  знаков:     если вы считаете, что у вас всё получилось и вы довольны своей работой, тогда поднимите зелёный кружок;

                если вы очень старались, но у вас получилось не всё, то поднимите жёлтый кружок;

               если у вас ничего не получилось и вы недовольны собой, то поднимите красный кружок.