Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обучения в школах VIII вида"

    Выберите действие:

05.05.2016 г.

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Учитель - главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования - это процесс постоянного совершенствования.

Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе - все это используется в коррекционной педагогике.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий, которые позволяют улучшить качество обучения на уроках трудового обучения.

Основными направлениями в своей работе я выделяю следующие виды деятельности:

  1. Использование ИКТ на отдельных этапах урока;
  2. Проектная деятельность.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Определены основные направления развития и использования информационных технологий в специальном образовании.  Выделены требования к программным продуктам, которые могут использоваться в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (О.П. Белоножко, Е.И. Машбиц):

1. Помощь в налаживании полноценного контакта с ребенком и создании внутренней мотивации познавательного процесса;

2. Возможность подкрепления получаемых экспериментальных данных статистической обработкой;

3. Наличие обширного ориентировочного этапа; возможность регуляции скорости;

4. Постоянный текущий контроль усвоения материала;

5. Возможность предъявления большого числа вариантов упражнений.

Одним из основоположников компьютеризации специального образования в России О.И. Кукушкиной были сформулированы принципы использования компьютера в специальном образовании:
– Компьютер в специальном образовании не является предметом изучения, он служит качественно новым средством получения информации.

– На коррекционных занятиях должно реализовываться тройственное взаимодействие «ученик – учитель – компьютер».

– Для детей с проблемами развития должны разрабатываться специальные компьютерные программы.

К сожалению, таких программ очень мало. Поэтом, я на своих уроках, часто использую презентации, учебные видеофильмы, видео уроки мастер-классы. Это очень нравится учащимся 5,6, 7 классов.

Метод проектов – это не новое явление в педагогике.  Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

Я в своей практике использовала оба варианта. Это индивидуальный проект по пошиву сарафанов из коллекции «Времена года» и коллективный проект: «Изготовление чучела – Масленицы».

Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. 

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, математика, материаловедение, история. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

  1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,
  2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
  3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
  4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Исходя из вышесказанного,  можно сказать, что сравнительно недавнее появление компьютерной техники - еще одно мощное техническое средство - совместно с традиционными техническими средствами обучения дает возможность поднять процесс обучения на значительно более высокий качественный уровень. Компьютеры могут применяться практически во всех формах учебно-воспитательной работы: на практических и лабораторных занятиях, при кружковой и факультативной работе, для самостоятельного изучения материала и т.д.

Качество проведения занятий в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя, новейшие технологи современности.

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ирина Геннадьевна Сладкова

На: "Использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обу


Добрый день. Прочитала Вашу статью. Думаю, что она станет полезной для тех,  кто работает с детьми, с особыми потребностями в развитии. Чтобы заинтересовать ребёнка, сделать  что-то своими руками, нужно быть в постоянном творческом поиске. У Вас это хорошо получается. В  каждой вшей работе просматривается обширное использование ИКТ. Любой творческий проект предусматривает большую подготовительную работу. И, конечно же, использование интернета очень помогает в работе учителя. Спасибо за интересную информацию. 




Фото пользователя Елена Ивановна Зайцева

На: "Использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обу


Юлия Викторовн, как всегда статья очень интересная. Главное, что вы поделились своим опытом работы. Смотря на всю проделанную вами работу, можно предположить, что ваши дети полностью подготовлены к  самостоятельной жизни. Видно, что вы очень творчески подходите к своей работе. В настоящее время использование ИКТ на уроках – играет важную роль в жизни учеников. Важно научить ученика  уметь получать полезную информацию в интернете и грамотно использовать её н уроке. А работа над творческими проектами в настоящее время является очень важной составной всего учебного. Творческих успехов вам и вашим ученикам. Спасибо за интересную статью. 




Фото пользователя Ира Мирзаханифовна Лозовик

На: "Использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обу


Юлия Викторовна, внимательно прочитала вашу статью. Вопросы, поднятые в вашей статье, очень актуальны. Ведь вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Дети работают тогда, когда им интересно. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, ИКТ также представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика. Действительно, повышение качества образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Спасибо за публикацию! Удачи вам!




Фото пользователя Ира Мирзаханифовна Лозовик

На: "Использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обу


Юлия Викторовна, внимательно прочитала вашу статью. Вопросы, поднятые в вашей статье, очень актуальны. Ведь вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Дети работают тогда, когда им интересно. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, ИКТ также представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика. Действительно, повышение качества образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Спасибо за публикацию! Удачи вам!




Фото пользователя Анна Викторовна Белкина

На: "Использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обу


При изучении вашей статьи очень понравилась идея использования творческих проектов на уроках швейного дела. Реализуя свою социальную функцию, современные ИКТ проникают во все сферы жизни и деятельности человека, являясь средством массовой коммуникации, образования, развития и воспитания. Они оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного и делового общения, обогащают досуговую деятельность, и, следовательно, играют одну из ведущих ролей в успешной социальной адаптации человека. Особенно актуален этот вопрос для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в базисный учебный план коррекционной школы VIII вида не включено изучение информатики. В лучшем случае, базовые навыки дети получают на факультативных и кружковых занятиях. Поэтому важно научить ребёнка пользоваться компьютером и самостоятельно искать необходимую информацию. Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических функций. Выполнение творческих проектов трудно представить без использования ИКТ. Спасибо за познавательную статью.