Online video hd

Смотреть девушки видео

Официальный сайт physbook 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Самсонова Ю.В. Формы и методы контроля в технологии индивидуально-ориентированного способа обучения на уроках информатики

Автор: 
Самсонова Юлия Васильевна
Место работы: 
учитель информатики и ИКТ, первая категория, МОУ "Гимназия 1 г. Нерюнгри"

Приложения

В статье представлен опыт работы по применению технологии индивидуально-ориентированного способа обучения, описаны формы и методы контроля знаний, такие как проверка остаточных знаний, тестирование, разноуровневая самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, сетевой зачет, индивидуальная домашняя работа, творческий проект.

Формы и методы контроля в технологии индивидуально-ориентированного способа обучения на уроках информатики

 

Самый точный учёт – математический. Учитывать на глаз – значит рисковать, впасть в многочисленные иллюзии глазомера, объективный учёт поддаётся проверке, он понятен как школьнику, так и родителю, инспектору, а не только педагогу.
П.П. Блонский

Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков [1]. Все мы понимаем, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут пользоваться ими, применить их  на практике в незнакомых ситуациях. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис личностно ориентированного подхода к обучению. При таком типе обучения  формы и  методы контроля  должны не только быть направлены на проверку усвоения каждым учеников обязательного минимума образования по информатике и ИКТ, но и максимально учитывать индивидуальные особенности школьника.
Для этого используются разные формы текущего и итогового контроля:

  • проверка остаточных знаний;
  • тестирование;
  • разноуровневая самостоятельная работа;
  • контрольная работа;
  • практическая работа;
  • сетевой зачет;
  • индивидуальная домашняя работа;
  • творческий проект.

Проверка остаточных знаний

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме. Т.к. обучение информатике ведется с первого класса, учениками к 10-11 классу не только накоплен богатый собственный опыт, но и набор теоретических знаний по каждой теме, т.к. изучение каждой главы ведется по «спирали». Примером (см. приложение №1)   реализации данного принципа на уроках информатики является проверка остаточных знаний. Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного в курсе основной школы.

Тестирование

В школу стала внедряться на качественно новом уровне такая форма проверки знаний как тестирование. Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих  в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом. В тестах нового поколения целенаправленно усилена ориентация на дифференцированную по степени сложности и уровню усвоения материала оценку предметных достижений учащихся. Тематические тесты, проводящиеся в конце изучения темы обязательно должны быть разноуровневыми. Примеры разноуровных тестов  по темам «Аппаратное и программное устройство компьютера»,  «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в памяти ЭВМ» представлены в приложении (см. приложение № 2). В разноуровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части В – двумя баллами, части С – 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения 5 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части С, четверки- все задания части А и не менее трех заданий из части В, тройки –  только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного ответа из теста, части В – представлением только результата решения, части С – полным решением.

    Разноуровневая самостоятельная работа

Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы  учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.
Пример разноуровневой самостоятельной работы представлен в приложении (см. приложение № 3). Ученики имеют возможность выбрать задания для решения посильной трудности, набирая баллы. Оценивание результата производится по схеме:


Количество баллов

Оценка

Более 30

отлично

От 20 до 25

хорошо

От 10 до 15

удовлетворительно

Контрольная работа
Письменную проверку знаний и умений обучающихся  в виде контрольной работы целесообразно проводить по таким темам как «Системы счисления», «Основы логики», что дает возможность получить информацию об умении учеников решать задачи. (См. приложение №4)   
Итоговая практическая работа
Большую роль при проверке теоретических знаний и отработке навыков и умений работы в различных программах имеют практические работы.   Они позволяют проверить навыки  обучающихся  при работе с прикладным    программным обеспечением, например MSOffice . При разработке таких  практических работ необходимо опираться на обязательный уровень подготовки учащихся. (См. приложение №5)
   
Сетевой зачет
Это одна из форм пользующаяся огромной популярностью у учеников: открытые зачеты с использованием программы сетевого взаимодействия NetMeeting . Эта форма позволяет не только проверить знания учащихся по разным разделам курса, но и развивать коммуникационные умения. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов по теме. Зачет проходит в виде интерактивного обмена вопросами и ответами в форме чат-занятия.
При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты с использованием электронной почты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета по электронной почте, а выполненную работу отправляют во вложенном файле учителю.  

Индивидуальные домашние задания

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать творческие домашние работы с так называемыми открытыми заданиями, т.е. с такими заданиями, у которых нет,  и не может быть заранее известных решений и ответов.

Таким образом,  прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы,  почувствовать уверенность в своих силах, пробуждать интерес к исследовательской работе. Это необходимый плацдарм для участников олимпиад всех уровней, для старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и участников интеллектуальных игр.
Примеры творческих  заданий для учеников 10-11 классов:

  •     оцени роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, здравоохранения, культурной;
  •     проанализируй основные компоненты информационной культуры, которые необходимы специалисту (программист, медик, экономист) для работы;
  •     представь модель ПК пятого поколения, Укажи его предполагаемые на ваш взгляд технические характеристики, принцип работы, области применения;
  •     попытайся спрогнозировать развитие ОС. Что придет на смену графическому интерфейсу?
  •     приведи как можно больше примеров тавтологических рифм;
  •    сочини сказку о законопослушной логической переменной;
  •    изобрази  схематично организацию локальной сети вашего образовательного учреждения;
  •    Интернет: глобальное добро или зло? Приведи как можно больше аргументов за и против Интернета.

Творческий проект
Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. В преподавании информатики и ИКТ метод проектов исключительно уместен, как одна из форм контроля.
Проект – программа позволяет проверить знания обучающихся по теме «Объектно-ориентированное программирование». Проект –  сайт позволяет проверить знания обучающихся по теме «Основы языка гипертекстовой разметки документов».Проект –  приложение позволяет проверить знания обучающихся по темам «Компьютерные презентации», «Базы данных». В гимназии уже отработана технология проведения защиты таких проектов. Выработаны чёткие критерии оценки, с которыми учащиеся предварительно ознакомятся. (См. приложение №6) Каждый школьник получает 2 оценки за свою работу, при этом оцениваются не только техническое выполнение проекта, но и его представление аудитории.
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль  является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.  Рано или поздно перед каждым учителем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Особенности организации контроля на уроках информатики по технологии индивидуально-ориентированного способа обучения  позволяют добиться не только высоких образовательных результатов, но и вовлекают каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.


Библиография

  • Леднев В.С., Дик Ю.И., Хуторской А.В. 12 летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. — М. РАО ИОСО. — 1999.
  • Молодцов В.А., Рыжкова Н.Б. Как слать экзамен и централизованное тестирование по информатике на 100 баллов.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с.
  • Самчелеева Валентина Михайловна, Иванкина Любовь Александровна. Технология личностно-ориентированного обучения математике в гимназии №2. Декабрь 2004. http://image.websib.ru/07/text_article.htm?333.
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.
  • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005. – 29с.
  • Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 65-72.
  • http://www.1september.ru
  • http://www.ege.ru/
  • http://www. ege.edu.ru/

 

 

Прикрепленный файл Размер
samsonova.jpg 3.25 Кбайт
samsonova.rar 50.92 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно