Видео смотреть бесплатно

Смотреть уз видео

Официальный сайт radikalno 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Мазилкина И.В.Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся

Автор: 
Мазилкина И.В.
Место работы: 
первая квалификационная категория, МОУ СОШ №11 г.Мурманска Заместитель директора по УВР, учитель географии

Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  формирования  познавательной  активности  учащихся


Времена  пошли  такие,  что  можно  позволить  себе не помнить   таблицу  умножения, о  вот  с  компьютером  будь  добр  общаться  на  «ты»  и  без  посторонней  помощи. 

Что  поделаешь  -   информационный   век  на  дворе!

Существует ли способ добиться того, чтобы ученик в классе был более внимателен, получал гораздо больше информации и при этом уставал меньше, шел бы на урок с большим желанием и получал удовольствие от урока?

Информатизация процесса преподавания в классе позволит этому осуществиться. Широкое использование информационных технологий непосредственно в классе учителем станет центральным элементом любой системы информатизации школы.
Одним  из  направлений   модернизации  системы   географического  образования  является   внедрение  компьютерных  технологий  и   мультимедиа.
Существуют факторы  за   пределами   образовательной   системы, которые непосредственно влияют на процесс обучения:

  • Массовое   распространение   цифровых  информационных  технологий
  • Изменение   требований,  предъявляемых   к   выпускникам
  • Изменение   характера   взаимодействий   между   школой  и   семьей,  обществом  и  государством,   учителем  и   учеником

Сегодня обучение (как репродукция) уступает место учению (как самостоятельной деятельности ученика). Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» ставит перед нами новые задачи и конкретизирует уже поставленные Концепцией модернизации образования до 2010 года.
Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
При таком подходе  возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Изменится подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин. Акцент будет сделан на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач.
В таких условиях наиболее актуально использование информационно-коммуникационной технологии.
«География – наука о чудесах» - как говорил герой одной популярной детской книги. Собственно, то же самое мог бы сказать и любой другой учитель географии, сидя вместе с детьми в кабинете, способен показать им весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана. ИКТ в этом плане предоставляют учителю поистине магические возможности. Применение компьютерной техники, мультимедийных средств, интерактивных обучающих программ дает положительный эффект.
Специфика школьного предмета «География» заключается в том, что он содержит большой объем материала. Поэтому задача каждого учителя – стремиться повысить познавательный интерес к предмету и активизировать деятельность учеников на уроке, сформировать у учащихся опыт самостоятельной творческой работы.
Новые  информационные  технологии   в   настоящее   время   становятся   все  более   популярными  в  обучении.   Проводимая мною работа  в нашем образовательном учреждении  способствует   развитию    идеи  программированного   обучения, открывает  новые,  еще  не  исследованные   технологические   варианты   обучения,   связанные  с   уникальными   возможностями  современных   компьютеров  и  телекоммуникаций.  
Компьютерные  технологии  -   это   процессы  подготовки   и   передачи   информации   обучаемому,  средством   осуществления   которых   является   компьютер.
Компьютерная технология позволяет мне осуществить:

  • экономию времени на уроке;
  • возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
  • повышение мотивации обучения и формирование познавательного интереса к предмету;
  • индивидуализацию работы учащихся с учетом психологических особенностей

Компьютерные   средства   обучения   называют   интерактивными,  они  обладают  способностью   «откликаться»  на  действия   ученика  и   учителя,  «вступать»  с   ними   в   диалог,   что   и   составляет   главную   особенность  методик   компьютерного   обучения.
К интерактивным средствам обучения относятся:

  • Мультимедийные  энциклопедии  (Интерактивная   справочная  информация  по   широкому   спектру   областей   знаний  с   элементами   гипертекста,   с   включением   красочной   графики,   анимации,   звуковых   эффектов  и   видеороликов.)
  • Мультимедийные   путеводители (Интерактивная   справочная   информация   по   какому-либо  объекту   природы,  истории,   культуры и  т.д. (интерактивные   карты)
  • Адаптированные   программно-методические   комплексы (ПМК   по  школьным   курсам,   специально  разработанные   для   использования   на   уроках  не  только   при   изучении   нового   материала,   но   и  при   проведении   самостоятельных   практических,   творческих  и   лабораторных    работ (ОМС)
  • Электронные   учебники
  • Тест-программы  (Используются   в   интерактивном   режиме   на   уроках   проверки  и  коррекции   знаний,   наиболее   эффективных   в   компьютерном   классе   с   локальной   сетью)

В  последние  годы   система  образования  в  нашей   стране   направлена  не  столько  на   усвоение   суммы   готовых   знаний,   сколько  на   формирование  интеллектуальных  умений,   умений   самостоятельной  познавательной  деятельности.
Учитель не может работать как раньше. Учитель должен научить учеников пользоваться ИКТ и самостоятельно добывать информацию. Для достижения этого большая часть урока должна быть посвящена организации самостоятельной познавательной деятельности. В условиях обычного урока сделать это достаточно сложно. Преодолеть существующие трудности может помочь применение ЭОР. ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Применение  ЭОР  на   уроках  географии   не  только  облегчает   усвоение  учебного   материала,  но  и  представляет   новые   возможности   для   развития   творческих   способностей   учащихся:

  • Формирование   умений   работать  с  информацией;
  • Развитие   коммуникативных  способностей;
  • Подготовка   личности  «информационного   общества»;
  • Формирование   исследовательских  умений,   умений   принимать  оптимальные   решения.

В преподавании географии я применяю  несколько направлений использования новых информационных технологий. 1)демонстрация учебных материалов, 2)проверка знаний учащихся, 3)самостоятельная работа школьников, 4)обобщение и систематизация знаний.
1.Демонстрация учебных материалов.
Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах.
Так при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной и наглядной форме представляет ученикам теоретический материал.

Библиотека наглядных пособий по географии содержит наглядные материалы (далее, медиаобъекты) нескольких категорий:

  • слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца руды, айсберга, вулкана и пр.);
  • слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса, явления с текстовыми комментариями (например, фото разрушенных после землетрясения домов);
  • слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, сущность географических явлений и процессов, их качественные и количественные характеристики (например, схема строения стратовулкана, таблица, характеризующая динамику населения России и пр.);
  • видеоролики, отображающие географические процессы или явления с текстовыми комментариями (например, приливы и отливы);
  • анимации (мультипликации), при демонстрации которых моделируются географические процессы и явления (например, возникновение складчатых гор), с текстовыми комментариями;
  • интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.

Методические  приемы   работы  с  интерактивными   картами:

  • Приближать   выбранные   участки  земной   поверхности  для  более  детального   рассмотрения;
  • Снимать   часть   обозначений,   упрощая   карту,  делая   ее   более   наглядной;
  • Делать   рисунки;
  • Наносить   надписи  при   помощи  обычной  или   экранной   клавиатуры;
  • Совмещение   карт  для   установления   причинно-следственных   связей  и   закономерностей;
  • Использование   дополнительного   привязанного   материала.

При работе с интерактивной доской особенно интересны ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (htt://school-collection.edu.ru), - «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие.
 2.Проверка знаний обучаемых.
Для этого возможны различные подходы с применением информационных технологий:

  • Использование контролирующих компьютерных программ (тесты, индивидуальные задания, ОМС), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений;
  • Использование специализированных образовательных серверов в российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные карты;

Удобны в использовании интерактивные проверочные материалы серии «Готовимся к ЕГЭ», от фирмы «Просвещение – МЕДИА». Специальные тренажеры, входящие в данные продукты, позволяют развивать навыки подготовки к экзаменам в тестовой форме.
3.Самостоятельная работа школьников.
Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении ребятами учебного географического и экономического материала и  создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки обучению на протяжении всей жизни.
Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «Power Point», которые используются в дальнейшем при проведении уроков. 
Презентации,   подготовленные   учащимися  по  темам:

  • Заповедники  России  (8   класс);
  • Металлургическая  промышленность  мира  (10   класс)
  • Машиностроение   мира  (10   класс);
  • Растительный  мир  России  (8  класс);
  • Животный   мир   России  (8  класс);
  • Горнодобывающая  промышленность   мира  (10   класс) и другие.

4.Обобщение и систематизация знаний.
Анализируя возможности использования ИКТ для обобщения и систематизации знаний, можно выделить три возможных направления их использования в изучении географии:

  • Компьютер как моделирующая среда в деловых играх;
  • Компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;
  • Компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.

    Например, во время проведения уроков подробно использую разнообразные электронные справочники, энциклопедии, а также мультимедийные диски с тематическим наполнением – музыка, видео и так далее.
Виртуальные практикумы по экономике из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели.
Перспективным направлением можно считать использование на уроках информационных источников сложной структуры (ИИСС), созданных в ходе реализации проекта ИСО. Эти разработки придают процессу обучения новые качество.
ИИСС в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные , но локальные разработки, которые не претендуют на охват всего предмета, задают определенный набор видов учебной деятельности. Они весьма разнообразны и делятся на три категории.
ИИСС 1 типа:

  • «Картографическая лаборатория»;
  • Прикладная информационная система «Геоэкономика. Геополитика. Геокультура».

ИИСС 2 типа:

  • «УМК Электронно-картографических материалов для преподавания и изучения курса «Физическая география» и курса социально-экономической географии мира»;
  • «Школьная урбанистика»

ИИСС 3 типа:

  • «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»;
  • «Учебный электронный конструктор по географии».

 Основными приемами работы с электронными образовательными ресурсами являются:

  • в  условиях   классно-урочной  системы

    условие:  наличие  компьютера  и  мультимедиа  проектора

  1. презентация
  2. подготовка   индивидуальных  раздаточных   материалов  (в   печатном  и  электронном   варианте)
  3. подготовка  наглядности  (при  отсутствии   компьютера  на   уроке)  в   печатном  варианте
  • в  условиях  самостоятельной  деятельности  учащихся
  1. практикум
  2. виртуальная  лаборатория
  3. исследовательская  работа

Подводя итог, следует отметить, что представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, когда начинают меняться существующие учебные практики.      
Теперь роль педагога заключается в организации  индивидуального обучения каждого
школьника, что неминуемо приведет к изменению характера взаимоотношений между
учителем и учеником.                                                        

 

Литература

  • Селевко   Г.К.  Современные   образовательные  технологии. – М.:  Народное  образование,  1998;
  • Уваров  А.Ю.  Педагогический  дизайн // Информатика. – 2003. - №30.
  • Шафрин  Ю.А.  Основы  компьютерной  технологии. – М.: «ABF», 1996.  

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно