Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающий урок. «Великие русские писатели».

Submitted by Ольга Гринько on вс, 27/11/2016 - 22:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гринько Ольга Ильинична
Место работы, должность: 

Коломенский район  МОУ Маливская СОШ, учитель начальных классов

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Обобщить знания детей по разделу «Великие русские писатели», развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий «Литературное чтение» для 3 класса. 

Используемая методическая литература: 

Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику А.Ф.Климановой Автор: С.В.Кутявина

Басня «Стрекоза и Муравей» (автор инсценировки Олеся Емельянова)

Краткое описание: 
<p>Конспект данного урока соответствует &nbsp;требованиям ФГОС&nbsp;УМК &quot;Школа России&quot;. Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: разучивание стихотворений М.Ю.Лермонтова, инсценировка басни &laquo;Стрекоза и Муравей&raquo;, знакомство с творчеством писателей. &nbsp;На уроке использовались следующие приемы организации учебной деятельности: приём слушания, наблюдения, рассматривания, приём познавательной деятельности, внимания, запоминания, приём пересказа информации, словесного описания, объяснения, приём рефлексии. В процессе всей деятельности на уроке велась работа по формированию следующих&nbsp; универсальных учебных действий:</p> <p>1. Учебно-организационные (развитие умений и навыков, познавательной активности,логические действия, идентификация проблемы и её решение).</p> <p>2. Учебно-информационные (работа с книгой).</p> <p>3. Учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, самоконтроль&nbsp; учебно-познавательной деятельности).</p> <p>4. Коммуникативные (умение работать в коллективе, планировать свою работу, распределять виды&nbsp; деятельности).</p> <p>&nbsp;</p>

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Обобщающий урок. «Великие русские писатели».

Цели урока: обобщить знания детей по разделу «Великие русские писатели», развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Задачи:

образовательные: отрабатывать у детей навык выразительного чтения;

развивающие: развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность; творческие способности,

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к чтению, художественной литературе; воспитывать чувство прекрасного, воспитывать доброжелательное отношение к ответам своих товарищей.

Оборудование: Учебник: Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий «Литературное чтение» для 3 класса, проектор, ноутбук для учителя, презентация «Великие русские писатели», звукозапись романса Варламова Александра Егоровича «Горные вершины», светофорчики для самооценки, басня «Стрекоза и Муравей» (автор инсценировки Олеся Емельянова)

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд)

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Чтение стихотворения

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души
Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. О ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, когда разгадаем кроссворд.

  1. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Русский поэт, учился в Московском университете.  Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров (Лермонтов М.Ю.)

3.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни. (Крылов И.А.)

По вертикали:

1.У этого поэта была любимая няня, о которой все знают (Пушкин А.С.)

4.Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука» (Толстой Л.Н.).

О ком сегодня на уроке будем говорить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Великие русские писатели»).

Какие задачи поставим перед собой, чем будем заниматься? (Читать, отвечать на вопросы, размышлять)

Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок. (М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н.Толстой). (слайд)

Этих писателей знают в России и во всем мире. (Наш урок посвящен творчеству этих великих русских писателей.)

Кто сказал (ну, без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки?» (А.С.Пушкин.) (слайд)

Ну что ж, отправляемся смело вперед,

Нас пушкинских сказок ждет городок.

Узнайте пушкинскую сказку по иллюстрации:

  • Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  • Поп и Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
  • Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • Петушок («Сказка о золотом петушке»)
  • Царевна Лебедь (Сказка о царе Салтане»)
  • Давайте найдем отрывок, соответствующий данной иллюстрации и прочитаем его по ролям, в нем говорится о мечте князе Гвидона. (Чтение отрывка)

Сказка ложь, да в ней намек.

Добрым молодцам урок.

  • Какой урок преподали вам сказки Пушкина? (Ответы детей)

  Чтение стихотворения

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

М.Ю. Лермонтов.

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов...

Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно! (Павел Алдакин) (слайд)

Какие стихи М.Ю.Лермонтова изучили?

(«Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Осень»)

К какому стихотворению М.Ю.Лермонтова подходит картина И.Шишкина? («На севере диком…»)

Как бы вы ее озаглавили? («Одинокая сосна», «Грусть»).

Да, действительно перед вами картина И.Шишкина «Одинокая сосна». Она была написана к 50-летию со дня смерти поэта.

Одиночество...

На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может.  Кажется нет такой силы, которая может её свалить, обломать, согнуть.

 

Выразительное чтение стихотворения «На севере диком…»

 Совпадает ли по настроению картина  И.Шишкина со стихотворением «На севере диком…»?  Почему? (Да.  Они совпадают по настроению).

Что чувствуется в стихотворении? (Одиночество, грусть).

Предлагаю послушать наизусть стихотворение «Горные вершины»

 Стихотворения М.Ю. Лермонтова очень музыкальны, поэтому многие композиторы писали на них свои произведения.                           

Давайте послушаем романс Варламова Александра Егоровича на стихи М.Ю.Лермонтова «Горные вершины».

Какая музыка? (Печальная, грустная, протяжная, торжественная?)

Какая тема звучит в этих стихотворениях? (Одиночество).

И в том и в другом стихотворениях М.Ю.Лермонтова звучит тема одиночество.

Физминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

(Далее шепотом)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

И.А. Крылов.

Инсценировка басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». (Автор инсценировки Олеся Емельянова)

Рассказчик

На лугу меж двух полей
Под раскидистым осотом
В муравейнике высоком
Жил трудяга-муравей.

Муравей

То тяну… а то толкаю…
Но ведь толстая какая!

Муравей

Что-то больно тяжела!

Стрекоза.

Стрекоза (легкомысленно)

Брось ее и все дела!

Стрекоза

Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!

Муравей

А работа?

Стрекоза (беззаботно)

                  Подождет!

Муравей (осуждающе)

Нет, так дело не пойдет!
Кто зимой быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.

Рассказчик

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Рассказчик

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Ну́жда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.

Стрекоза (жалобно)

Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза (восторженно)

В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Муравей (осуждающе)

А, так ты…

Стрекоза

                        Я без души
Лето целое все пела.

Муравей

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Узнали вы героев этой басни?  Кто это? (Стрекоза, Муравей). Как называется басня? («Стрекоза и Муравей»).

 Кто автор? (И.А.Крылов).(слайд)

 Какова мораль этой басни? (Ответы детей) (Ты все пела?  Это дело: Так поди же, попляши!)

Что такое мораль? (Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни).

Какие басни мы изучили в этом году? («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»).

Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)

Чем заканчивается или начинается басня? (Басня заканчивается или начинается моралью).

 Найдите и прочитайте мораль басни «Ворона и Лисица». (Чтение морали басни «Ворона и Лисица»).

Чему она вас научила?  (Ответы детей).

Л.Н.Толстой

Игра «Метелица»

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

А из леса мы тихонько пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притоптывать начнем.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

А кто любил играть со своими учениками в игру «Метелица»? (Толстой Л.Н.) (слайд)

Перечислите рассказы Толстого Л.Н., которые изучали («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря…»).

Что вы испытывали при чтении рассказа «Акула»? (Страх, отчаяние, радость)

Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Переживание отца, его любовь к сыну, показать опасность, подстерегающие детей).

Какой рассказ похож на этот? («Прыжок»).

В каком рассказе Л.Н.Толстой говорит о дружбе двух зверей?  («Лев и собачка»)

В чем выражалась эта дружба?  Что произошло с собачкой?

Как смерть друга повлияла на льва? (Он умер от тоски).

 Лев Николаевич изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

Что будет с нами, если исчезнут добро, красота и любовь?

"Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится жизнь". И.С. Тургенев.

Рефлексия. Итог урока:

  1. Понравился ли вам урок?  Если понравился урок – поднимите зелёный        светофорчик, а если нет – красный.
  2. Творчество каких писателей вспомнили на уроке?  (слайд)
  3. Какие чувства вы испытывали во время урока?
  4. Чему научили вас произведения писателей, которым мы посвятили сегодняшний урок?

Всему этому нас учат книги.

Чтение стихотворения

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому произведению, которое вам понравилось из раздела «Велики русские писатели» и написать несколько предложений о своих чувствах: почему это произведение вы выбрали?

Оценки

Благодарность за урок.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн