Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная деятельность как средство развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения

Фото пользователя Елена Николаевна Пермякова
Submitted by Елена Николаевна Пермякова on чт, 15/12/2016 - 23:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пермякова Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида" ГМР, учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p>Проектная деятельность &ndash; это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и ,конечно же, развивает познавательную, речевую&nbsp;и творческую активность дошкольника.<br /> <br /> &nbsp;</p>

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы». М.Монтессори

 

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

 

 

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю.Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект;

  2. Организация деятельности;

  3. Осуществление деятельности;

  4. Презентация результатов.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Ирина Александровна Урмина старший научный сотрудник научно-образовательного центра факультета социальной работы Российского Государственного Социального Университета и Татьяна Александровна Данилина, заслуженный учитель РФ в своей книге “Инновационная деятельность в ДОУ” выделяют следующие особенности детского проектирования:

  1. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания.

  2. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

  3. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой.

  4. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.

Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи.

Этот метод актуален и эффективен, т.к.:

  1. Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.

  2. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

  3. Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

  4. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.

  5. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

  6. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

  7. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
    Именно поэтому я стала использовать метод проектов в своей деятельности.

    Все представленные проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на  развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.

Цель: развитие речи, познавательных навыков детей, инициативы, самостоятельности  средствами проектной деятельности

Задачи:

  1.  Создать условия для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков
  2. Сделать педагогический процесс более интересным и разнообразным
  3. Добиться положительной динамики в работе
  4. Максимально привлечь к работе педагогов ДОУ и родителей

Так появились проекты:

  1. «Непослушные пальчики»: http://www.openclass.ru/node/511599

  2. «Моя любимая сказка»: http://www.openclass.ru/node/475615

  3. «Моя деревня»: http://www.openclass.ru/node/507694

     В рамках данного проекта принимала активное участие в форуме «О методе проектов в ДОУ…»: http://www.openclass.ru/node/494305

  4. «В гостях у Мухи-Цокотухи»: http://www.openclass.ru/node/511591

  5. "Что такое дружба?": http://www.openclass.ru/node/527513

  6. «Буквы всякие нужны, буквы разные важны» (работа над проектом продолжается).

Результатом работы в данном направлении стало:

 

  • создание условий для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков;

  • оптимизация педагогического процесса;

  • максимальное вовлечение в работу педагогов, родителей и детей;

  • повышение компетентностисреди педагогов и родителей в речевом развитии детей в рамках работы над проектами;

  • положительная динамика в речевом развитии детей

     

     

  • Рисунок 1. Динамика преодоления речевых нарушений у детей с ОНР.

Все представленные проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на  развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.

Данные проекты были представлены на Ленинградском областном  региональном конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший учитель-логопед детского сада» (1 место)

 

Используемая литература:

1. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-пресс , 2009

2. Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2012

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005

4. Интернет-ресурс: http://grant-project.ru

                                    http://logoped.pav8.caduk.ru/p10aal.html

 

 

Проекты, работа над которыми уже завершена, но они пока ещё нигде не представлены:

 

1. "Буквы всякие нужны, буквы разные важны" - 2017 год

Цель проекта:  создание условий для понимания детьми с диагнозом ОНР важности и значимости каждой буквы русского языка

Задачи проекта: 

  • изучить историю появления букв;

  • помочь детям дошкольного возраста с диагнозом ОНР понять значимость букв русского языка на материале различных развивающих игр;

  • организовать выставку «Первая буква моего имени»

  • привлечь родителей к созданию книги «Моя любимая буква»

2. "Почему Санкт-Петербург - культурная столица?" - 2017 год

Цель проекта: приобщение детей и родителей к совместной работе по теме проекта «Почему Санкт-Петербург – культурная столица?»

Задачи проекта:

  • знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга;

  • обогатить и активизировать словарьдетей за счет использования слов петербургской тематики: проспект,площадь, аллея, театр, залив, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, зодчий, Адмиралтействои т.д.;

  • учить детей составлять рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

    Работа над проектом проходила в подготовительной группе в период изучения лексической темы «Санкт-Петербург – культурная столица». В период работы над проектом были созданы 2 книги: «Детский Петербург» и «Петербург глазами детей»

3. "Мама и я - логопедическая семья" - 2018 год

Цель проекта: привлечение родителей к активной позиции в проведении коррекционно-развивающей работы и повышение компетентности в вопросах речевого развития дошкольников

Задачи проекта:

  • познакомить родителей с организацией коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, формировать представления о содержании и формах взаимодействия с логопедом;

  • вовлечь родителей в процесс воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространствав ДОУ и в семье;

  • привлечь родителей к созданию методических материалов, направленных на развитие речи и коррекцию звукопроизношения.

    В проекте принимали участие все родители и дети старшей группы, независимо от наличия речевого диагноза. В рамках данного проекта родителями совместно с детьми была создана книга «Логопедическое путешествие…» и создано огромное количество логопедических пособий, которыми мы уже в полной мере пользуемся на занятиях.