Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Природа и человек в поэзии Н.Заболоцкого.

Фото пользователя Наталия Ивановна Ермакова
Submitted by Наталия Ивановна Ермакова on пн, 02/01/2017 - 18:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермакова Наталия Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Кугесьская СОШ №1", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели: познакомить с тематикой и проблематикой стихотворений Заболоцкого, обучать  анализировать стихотворение («Лесное озеро»), развивать чувство прекрасного.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

2.Стихи Н. Заболоцкого

Используемая методическая литература: 

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1.  Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009 

Используемое оборудование: 

Портрет Н. Заболоцкого.

Используемые ЦОР: 

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Краткое описание: 
<p>1<strong>.Проверка домашнего задания</strong>&nbsp;&ndash; чтение наизусть стихов Ахматовой.</p> <p>2.&nbsp;<strong>Слово учителя.</strong></p> <p>3.&nbsp;<strong>Природа в поэтике Н.Заболоцкого</strong></p> <p>(По мере рассказа учителя ученики составляют конспект)</p> <p>4.&nbsp;<strong>Анализ стихотворения &laquo;Лесное озеро&raquo;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>Вывод. Поэтическая мысль Заболоцкого в стихотворении &laquo;Лесное озеро&raquo; близка богословскому пониманию Крещения. Крещение &mdash; новое рождение человека, рождение духовное. Природа, которая припадет к озеру, как к купели, тоже должна родиться заново.</p> <p>5.&nbsp;<strong>Человек в поэтическом мире Зоболоцкого.</strong></p> <p>(По мере рассказа учителя ученики составляют конспект)</p> <p>&nbsp;</p> <p>6.&nbsp;<strong>Интерпретация поэтического текста.</strong></p> <p>Чтение стихотворения &quot;Некрасивая девочка&quot; (1955)</p> <p>- Вы согласны с автором? В чём?</p> <p>- Какие мысли возникли у вас при прочтении?</p> <p>- Что же такое для вас красота? Известный поэт 19 в. Надсон в своём стихотворении сказал: &laquo;Красота &ndash; это страшная сила!&raquo; Действительно ли страшная?</p> <p>(Ученики высказывают собственное мнение.)</p> <p>7.&nbsp;Подведение итогов. Рефлексия.</p> <p>-&nbsp;Какие открытия вы сегодня совершили,&nbsp;исследуя поэтику Заболоцкого?</p> <p>- Каким предстал поэт перед вами?</p> <p>8. Домашнее задание.</p> <p>Прочитайте стихотворение Заболоцкого &laquo;О красоте человеческих лиц&raquo;, сравните его со стихотворением &laquo;Некрасивая девочка&raquo;, напишите эссе &laquo;О красоте человека&raquo;.</p> <p>Прочитать статью в учебнике и стихотворения Б.Пастернака.</p>

1.Проверка домашнего задания – чтение наизусть стихов Ахматовой.

2. Слово учителя.

Николай Заболоцкий писал в одном из стихотворений: «Два мира есть у человека: / Один, который нас творил, / Другой, который мы от века творим по мере наших сил». Этот другой, творимый мир был для поэта не менее важен, чем первый, указывая на эпичность миросозерцания поэта. Яркая индивидуальность Н. Заболоцкого воплотилась в созданных им художественных мирах, в его пространственно-поэтических представлениях.

3. Природа в поэтике Н.Заболоцкого

(По мере рассказа учителя ученики составляют конспект)

Уже первым самостоятельным стихотворениям Заболоцкого 1926 года свойственны те черты, которые определят весь его дальнейший творческий путь, его особое место в истории русской поэзии: тема фантасмагорического города и пейзажная описательность(“Белая ночь”, “Красная Бавария”) – тема превосходящей человека красотой и разумом живой природы и философичность (“Лицо коня”, “В жилищах наших...”).

Первый поэтический сборник Заболоцкого вышел в свет в 1929 году. “Столбцы” поражали и обескураживали своего читателя и отнюдь не своей темой (как об этом было принято писать до последнего времени в литературе о Заболоцком). Тема мещанства ко времени публикации “Столбцов” стала в литературе практически дежурной. Еще в 1929 г. А.Селивановский в разгромной рецензии на “Столбцы” писал: “В какой странный, необычный, смешной мир мы попали! Здесь все сдвинуто с обычных плоскостей, здесь перепутаны привычные планы, здесь нарушены принципы трех измерений, и мир конструируется по законам отражения каких-то уродливых зеркал”. “Белая ночь” – стихотворение, в котором ощущение привычного порядка жизни как абсурдного и хаотического передано с максимальной для Заболоцкого силой.(Чтение отрывка)

В 30-е годы Заболоцкий утверждает изначальную наполненность природы смыслом (“Вчера, о смерти размышляя...”, 1936), а потому видит задачей поэзии извлечение этого смысла из окружающего мира (“Предостережение”, 1932; “Всё, что было в душе...”, 1936).Круговорот живого в природе, множественность форм жизни показаны в программном стихотворении “Метаморфозы” (1937): “Мысль некогда была простым цветком;/ Поэма шествовала медленным быком...”.

История властно вошла трагическими событиями в судьбу поэта. Уже не нужно было «творить свою жизнь, населяя ее событиями роковыми», как о том мечтали символисты. Роковые события в 30-е годы ХХ столетия входили в судьбу многих людей.Сборник стихов поэта должен был выйти в 1933 году, но его запретили печатать. Рождался вопрос о целесообразности и логике этих событий: «Неужели во всем этом есть какой-то смысл, который нам непонятен?» – писал Заболоцкий жене 6 декабря 1940 года. Вопрос, поставленный самой жизнью, требовал ответа. Уже первые оригинальные стихотворения, написанные Заболоцким после значительного перерыва, дают представление об изменениях, произошедших в миропонимании поэта. Впервые подвергается сомнению его прежняя идея непосредственной включенности человека в природное бытие. В стихотворении «Слепой» 1946 года он скажет:

Не любимец ты солнцу,И природе не родственник ты.

Возвращением к теме высокого творчества отмечены первые послелагерные стихотворения 1946 г. (“Гроза”, “Бетховен”). Жизнеутверждающий пафос и одическая интонация отличают стихи 1947 г., навеянные лагерными впечатлениями (“Урал”, “Город в степи”, “Творцы дорог” и др.) и посещением Грузии (“Храмгэс”, “Сагурамо” и пр.). В послевоенных стихах получают развитие основные мотивы предыдущего периода творчества. В них у Заболоцкого искусство - средство преобразования живой окружающей среды (“Мы, люди, -хозяева этого мира,/ Его мудрецы и его педагоги...” - “Читайте, деревья, стихи Гезиода...”, 1946), периодически возвращается к теме бессмертия в виде метаморфоз (“Я не умру, мой друг./ Дыханием цветов/ Себя я в этом мире обнаружу...” - “Завещание”, 1947; “Я разве только я? Я – только краткий миг/Чужих существований...” – “Во многом знании – немалая печаль...”, 1957), неоднократно подтверждает своё пантеистическое восприятие разумной и одухотворенной природы (“Всё лежал бы и думал я думу/ Беспредельных полей и дубрав...” – “Я воспитан природой суровой...”, 1953; “Горит весь мир, прозрачен и духовен...” – “Вечер на Оке”, 1957).

4. Анализ стихотворения «Лесное озеро»

Стихотворение «Лесное озеро» — подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году.

- Что мы узнаём из экспозиции? (Экспозиция стихотворения дает нам возможность увидеть мир природы, в которой царствует закон взаимного уничтожения, войны всех со всеми.)

- Какова природа в этом отрывке? ( Природа дика, сильна, хищна.)

- Как изменяется природа, соседствующая с озером? 

- Какие метаморфозы претерпевает образ озера? (В самом его начале озеро — «хрустальная чаша во мраке лесном». Далее образ озера трансформируется, и перед нами — целомудренная невеста «в венце из кувшинок, в уборе осок, в сухом ожерелье растительных дудок».)

-Какие ассоциации возникают у вас в связи со словами стихотворения: «хрустальная чаша», «целомудренной влаги кусок», «и сосны, как свечи, стоят в вышине»? (Параллели с богослужением. Дальнейшая трансформация образа лесного озера идет по двум смысловым направлениям. Во-первых, «хрустальная чаша» превращается в купель, по краям которой, как свечи, стоят сосны, «смыкаясь рядами от края до края».)

Вывод. Поэтическая мысль Заболоцкого в стихотворении «Лесное озеро» близка богословскому пониманию Крещения. Крещение — новое рождение человека, рождение духовное. Природа, которая припадет к озеру, как к купели, тоже должна родиться заново.

5. Человек в поэтическом мире Зоболоцкого.

(По мере рассказа учителя ученики составляют конспект)

Николай Заболоцкий был подвижником в собственном пространстве, «человеком пути», постоянного нравственного самосовершенствования, которое еще в молодости стало нормой его жизни. Подобное утверждение едва ли нуждается в аргументах, достаточно упомянуть о том, что стихотворение «Не позволяй душе лениться» уже стало хрестоматийным в те годы, когда о Заболоцком почти не говорили и не писали. Конечно, не всякий путь может быть пройден («Где-то в поле возле Магадана», 1956). Но путь ведь не столько зримая реальная дорога, сколько зачастую (в мифопоэтической традиции) некий свод правил, обозначающий общую линию поведения, внутренний нравственный закон, учение. И во многих случаях ценность пути состоит не в достижении определенного успеха, но, прежде всего, в нем самом, в приведении внутренней логики собственной жизни в соответствие с тем вектором правильного пути, который (согласно учению Будды) есть всегда. Нужно только открыть этот путь и ему следовать. В этом поэт Заболоцкий был тверд. «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому», — писал он об одном из друзей-поэтов.

6. Интерпретация поэтического текста.

Чтение стихотворения "Некрасивая девочка" (1955)

- Вы согласны с автором? В чём?

- Какие мысли возникли у вас при прочтении?

- Что же такое для вас красота? Известный поэт 19 в. Надсон в своём стихотворении сказал: «Красота – это страшная сила!» Действительно ли страшная?

(Ученики высказывают собственное мнение.)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового получили сегодня, исследуя поэтику Заболоцкого?

- Каким предстал поэт перед вами?

8. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворение Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», сравните его со стихотворением «Некрасивая девочка», напишите эссе «О красоте человека».

Прочитать статью в учебнике и стихотворения Б.Пастернака.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн