Вы не зарегистрированы

Авторизация



План и карта

Данные об авторе
Автор(ы): 
Бредихина Н.Ю.
Место работы, должность: 

МБОУ "ООШ №17 с. Карамышевка"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Цели и задачи:

  • определить вместе с учащимися значение планов местности и географических карт в жизни и деятельности людей;
  • проверить понимание и знание учащимися основных понятий, связанных с планом и картой;
  • проверить умения учащихся выполнять практические задания по плану и карте;
  • развивать интерес к данной теме и предмету в целом.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

Оборудование: фрагменты     топографической  карты, физическая карта, атлас, задания,  тесты, простой карандаш, ластик, линейка, ручка,  транспортир.

Краткое описание: 
<p>Урок географии в 5 классе. Обобщение по теме &quot;План и карта&quot;</p>

                               ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 Задание   Вопросы для перестрелки  (задаем  друг  другу): 

Что называется масштабом? 
Окружность Земли? 
Кем была открыта Америка? 
Кем была открыта Антарктида? 
Что такое план местности? 
Каким бывает масштаб? 
Что называют географической картой? 
Что такое азимут? 
Что такое рельеф? 
Что такое абсолютная высота? 
Что такое относит. высота? 
Что такое глобус? 
 

2. Основная  часть

                         -  Ребята, нужны ли нам знания о плане и картах,  пригодятся ли они нам в жизни?  Вот  сегодня  мы  и  посмотрим  как  же  вы  знаете  тему  «План  и  карта»  и  умеете  с  ней  работать.

1. Географический диктант

1. Определить стороны горизонта, значит… (ориентироваться).
2. Неровности поверхности Земли. (Рельеф)
3. Угол между С концом стрелки и определяющим предметом. (Азимут) 
4. Линии соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. (Горизонтали)
5. Окружность, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов. (Экватор)
6.. Какой высоте соответствует каждый цвет, видно из таблицы, помещенной внизу карты. (Шкала высот)

Подведение итогов и выставление оценки

2.Соотнесите термин и определение.

1. Географическая карта
2. План местности
3. Абсолютная высота
4. Относительная высота
5. Масштаб

6.Азимут

7.Горизонталь

1. Превышение высоты точки земной поверхности над уровнем моря.
2. Величина, которая показывает, во сколько раз расстояние местности  уменьшено на плоскости.

3.Угол  между  севером  и  данным  предметом
4. Чертеж местности на плоскости в уменьшенном виде, где местные предметы изображены условными знаками.

5.Линии,  соединяющие  точки  с  одинаковой  высотой.
6. Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты изображены условными знаками. 
7. Превышение одной точки земной поверхности над другой.
 

 

Подведение итогов и выставление оценки

3. Масштаб

Задание № 1

А) 1: 200    Б) 1: 5 000      В) 1: 500

Какой из этих масштабов более крупный?

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

А) в 1 см- 40 м       Б) в 1 см- 190 м.

 Какой из этих масштабов более крупный?

 

 

 

 

 

 

Задание № 3

 Переведите:

а) в  именованный  

1) 1:300      2)1:20 000       3)1:150 000

б)  в  численный

1) в 1 см -4 м     2) в 1 см -400 м      3) в 1 см – 2 км

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 4 Решите задачи

А)Длина улицы на плане , построенном в масштабе 1: 2 000, равна 4 см.

Какова ее длина на местности?

Задание № 5 Решите задачи

А)Расстояние на карте между Токио и Пекином = 30 см, реально это -1500 км.

Определите масштаб карты

 

 

Подведение итогов и выставление оценок

4.   Я  знаю  условные  знаки

1. Замените слова в приведённом ниже рассказе условными знаками.
 

« От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился,  и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего пути».

Подведение итогов и выставление оценок

5.Азимут

На партах лежит задание. Текст с описанием движения  

 

       Нужно  выбрать   масштаб, азимут и конечно условные знаки.
Будь внимателен! 
Сейчас ты находишься  в своей   любимой школе. Тебе следует двигаться на запад по проселочной дороге  500 м.. Здесь ты увидишь широкую реку, тебе нужно перейти ее через мост. Теперь тебе следует двигаться на юг 400 метров  по лугу. Поверни на восток и пройди  еще 300 метров по лиственному лесу. Стоп! Овраг…Дальше  не  идем.

Поздравляю! Ты молодец!
 

Подведение итогов и выставление оценок

6.Задание -  прочти  письмо

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов и выставление оценок

7. Работа с топографической картой

 

 

 

1. Определите, в каком направлении от вершины горы Малиновская находится дом лесника.

1)

север

2)

юго-восток

3)

северо-восток

4)

северо-запад

2.Определите  расстояние  от  т.159.7  до  домика  лесника

3. Туристы поднимаются на гору Малиновская по маршруту, обозначенному стрелкой. На каком из отрезков пути, обозначенных цифрами, их пути подъем будет наиболее крутым?

 

1)

1

2)

2

3)

3

4)

4

    

Подведение итогов и выставление оценок

 

 

 

8. Отгадайте кроссворд.

  1. Уменьшенное изображение Земли на плоскости.

    2.Одна из основных сторон горизонта.

    3. Видимое гла-зом пространство.

    4.Противоположная западу сторона горизонта.

    5. Изображение небольшого участка мест-ности на бумаге при помощи условных знаков.

1.К

  1. А

3.      Р

  1. Т
    1. А

 

Ответы:

1 – карта                                   2 – запад

3 – горизонт                            4 – восток

5 – план

Подведение итогов и выставление оценок

 

9.Определи  участок

Задание (см. фрагмент карты)

                                                                                  

а) Ребята решили покататься на санках. Какой участок подходит для катания на санках.

б) Какой участок подходит для игры в футбол.

 

Единицы измерения (ЗАПОМНИТЬ!)

1 км =1000 метров 1 м =100 см

1 км =100 000 см 10 000 см =100м 1 000 000 см =10 км

 

10. Итог урока.  Рефлексия.

– Что было легко, а в чём были затруднения?
– На что надо ещё обратить внимание?

Выставление оценок.

11  Домашнее  задание : №9