Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Чувашская вышивка- кладезь народной мудрости"

Submitted by Елена Владимировна Огурцова on Fri, 09/02/2018 - 19:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Огурцова Елена Владимировна, Фомина Фаина Петровна
Место работы, должность: 

БОУ ЧР"Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии, учитель математикт

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Геометрия
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
  1. Проверка знаний учащихся о народном творчестве;
  2. Воспитание эстетического вкуса, терпения, аккуратности, уважения к труду;
  3. Развитие воображения, творческого подхода к работе, творческого интереса к чувашской национальной вышивке
  4. Оформление орнамента для салфетки
  5. Ознакомление с видами вышивки
  6. Объяснение смыслового значения чувашской вышивки
  7. Обучение симметричному расположению узора на ткани, использованию орнаментов чувашской вышивки в изделии
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В.Эк   «Математика».  8  класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002

Краткое описание: 
<ul style="list-style-type:square"> <li>Наши знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из символов, знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка. На интегрированном уроке (математика, чувашский язык) обучающиеся, используя знания чувашских узоров, составляют картину, вышивку, орнаменты &ndash; послания в будущее. Используя народное художественное творчество в работе с детьми, можно формировать у них нравственные качества, жизнерадостное мировосприятие, научить ценить и уважать культуру своего народа. Мы&nbsp; считаем, что это очень важно для подрастающего поколения.</li> </ul>
  1. Программа и содержание образовательного мероприятия

Этап

Подэтап

Сроки, продолжительность

Формы и методы обучения (название метода)

*Подробное описание формы/метода, содержание

 

 

Инициация    (приветствие, знакомство)

 

 

 

  

1мин

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

 

Вхождение или погружение в тему (определение целей ОМ)

1мин

 

   На интерактивной доске – кроссворд. Слово по горизонтали – название темы урока. Разгадывание  кроссворда – групповая работа.

 

 

Выяснение ожиданий опасений 

2мин

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

 - Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

 

Составление правил работы

1мин

Мой цветок

Метод «Мой цветок»

Цель: составить правила работы

Группы: все участники

Численность: весь класс

Проведение:

Учитель раздает ученикам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Дети заполняют их, отвечая на вопросы: правила работы

Когда работа закончена, каждый участник выходит в центр. Цветок прикрепляется на стену и остаётся там до окончания урока.

 

II. Работа над темой
 

 

ИНПУТ - интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

 

5мин

 

 

Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них отразились следы многовековой истории чувашского народа.

Узор – это цветной рисунок, в виде линии, фигуры. Древние узоры не только красивы, но и выполнены со смыслом, в них отражены мифы, легенды, и сказки. Каждый стежок, узор, цвет орнамента имеет строго определенное место, назначение и  свое объяснение. Рисунок, композиция, цвет старинных вышивок были глубоко традиционны и исходили из миропонимания чувашского народа. Элементы орнамента вышивки несли знаковую функцию, информацию о каждом конкретном человеке. В старинных вышивках встречаются основные символы жизни и культуры народа: земля , огонь, вода , пахотная земля, злаки, деревья, горы, дома, птицы, животные. В народе говорят «Чăваш терри çыруллă», т.е. в узорах угадываются своего рода письмена. При  помощи множества знаков можно было «прочитать» узор и понять, что хотела поведать мастерица.

Старинный  орнамент – это узоры в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались с фигурами людей, птиц, животных, деревьев, цветов, листьев. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – имели символическое значение солнца, как источник жизни, люди – крестики (знаки жизни), горы – треугольники, животные – прямые линии разной направленности , земледелие – две параллельные линии, соединенные наклонными, вода изображалась волнистой линией. Понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь». Сок бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и древо жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят: «Эпир пĕр тымартан» (Мы одного корня). Свою родословную они тоже представляли в виде дерева. Наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица: «Пирĕн çĕн. кайăк вĕçсе килнĕ-ха». Птица считалась символом счастья. Поэтому в вышивке очень часто встречаются их изображения.

      Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что она выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов. Вышивальщицы при этом использовали и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.

 

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой ОМ)

Работа над темой

20мин

Обучение в сотрудничестве. Технология совместной работы. 1.Метод «Структурированные раунды»

Создание проблемной ситуации

2.Метод «На линии огня».

 

Метод:Структурированные раунды

Цель:это упражнение помогает участникам решиться высказать свое мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Его можно использовать при разрешении конфликтов, поскольку оно выявляет весь спектр мнений. Такие «раунды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему.

Группы: все участники.

Численность: весь класс

Время: каждому участнику дается ограниченное время на высказывание – 1-2 минуты.

Материал:плакатные листы

Проведение:

Вопрос раунда:

 «Какие вы знаете средства хранения и передачи информации?» и записываем ее на доске. Ученики говорят по очереди. Не перебивая друг друга, и не комментируя сказанное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. В конце «раунда» один из учеников обобщает все мнения.

Получится примерно вот так:

 

.

 

Метод «На линии огня».

Вышивка нужна современному человеку?

Цель: Тренинг умения аргументировать свое мнение.

Группы: класс делится на две команды.

Численность: неограниченное количество

Время:10 мин.

Проведение:

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, так что каждый имеет непосредственного противника. Одна партия отвечает за аргументы "за то, что вышивка нужна современному человеку", другая за аргументы "против". Один называет только доводы в пользу, другой - против этого положения. Каждый старается убедить противника в своей правоте.

Через 2-4 минуты они меняются местами и меняют аргументацию на противоположную. То есть, теперь участники должны научиться использовать аргументы противной стороны. Еще через 2-4 минуты спор прекращается. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: Какие аргументы были использованы? Произошло ли сближение? Удалось ли кого-то убедить? Какими аргументами? Чью сторону было легче отстаивать?

Метод «Станьте любознательными».

 Цель: познакомить учеников с орнаментом из чувашских узоров по теме занятия.

Численность: все участники

Время: 5-10мин

Материал: цветные ксерокопии нескольких готовых орнаментов. Каждый рисунок разделен на несколько частей.

Проведение:

Учитель дает каждому участнику какую-либо часть из разрезанных картин. Затем каждый начинает искать других участников с недостающими кусками, чтобы при объединении получилась целая картинка. Так получается подгруппа, которая затем самостоятельно составит свой орнамент.

 

III. Завершение образовательного мероприятия

(Подведение итогов)

Эмоциональная разрядка – релаксация (разминка)

 

5мин

 

Метод «Шест»

Цель– прочувствовать командную работу, размяться.

Численность– неограниченное количество человек, но не менее 6.

Время–5 минут

Проведение:

Две группы по шесть человек выходят в центр класса. Участники каждой группы становятся напротив друг друга и вытягивают согнутые в локтях руки. Пальцы рук, кроме указательных, собраны в кулак. Дети при выполнении упражнения должны обязательно смотреть друг другу в глаза. Учитель кладет на вытянутые пальцы участников палки. Задача ребят молча, смотря друг на друга всем вместе положить палку на пол. 

 

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка ОМ)

 

5мин

 

Метод «ХИМС».

Цель: Выяснить впечатления обучающихся от прошедшего урока.

Время: 5 минут

Численность: весь класс

Материал: блокнот флип-чарта, фломастер

Проведение:

Этот метод позволяет выяснить впечатления участников урока по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

-Хорошо…

-Интересно…

-Мешало…

- Возьму с Собой

Каждый участник должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие

Что у меня на сердце.

В конце занятия возвращаемся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли опасения учеников или было уютно и комфортно на уроке.

 

 

5. Приложение: презентация, наглядности (пиктограммы, разрезанные картинки и т.д.), фотографии с мероприятия. Наглядность можно вставить в шаблон.

Прикрепленный файл Size
simmetriya.ppt.ppt 8.6 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн