Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИКТ-компетентность учителя географии: содержание и составляющие

Фото пользователя Алексей Игоревич Крылов
Submitted by Алексей Игоревич Крылов on Fri, 07/11/2008 - 00:59

Почему важно быть ИКТ-компетентным учителем?

В постиндустриальном, информационном обществе образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях.

Образование не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места, а становится важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ* -компетентность.

Каковы составляющие ИКТ-компетентности учителя географии?

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Нами был разработан примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя географии, который предлагается к обсуждению.

Пункты в перечне расставлены по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.

1.    Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
2.    Уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами.
3.    Оценивать, отбирать информацию из электронных источников.
4.    Осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
5.    Извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами.
6.    Уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
7.    Знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
8.    Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося (1С «Школа 4.0») и т.д.).
9.    Уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя.
10.    Уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде. Направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
11.    Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
 

Уважаемые коллеги, есть ли добавления/замечания/пожелания?


* Термин «информационная технология» (ИТ) использовался многие годы и обозначает представление в электронном виде, обработку и хранение информации, но не обязательно ее передачу. Термин исторически связан с обработкой данных на предприятии и с централизованными компьютерными услугами. «Информационная и коммуникационная технология» (ИКТ) представляет собой серию действий и технологий, возникающих благодаря объединению ИТ и коммуникационных технологий. 



Фото пользователя Alexander Grigorjevich Kozlenko

ИКТ-компетентность: детализация содержания


Попытка составить список компетенций, безусловно, заслуживает всяческого уважения. Тем более настолько удачная. Но, если я правильно понимаю адептов компетентностного подхода, компетенция атомарна, неделима. Т.е., например, умение сформировать собственное портфолио учителя (9с) предполагает большой список атомарных компетенций как по сетевой работе (если это сетеовое портфолио), так и по работе с вьюерами графики и прочей мультимедии, архиваторами, а также чисто информационные компетенции, не имеющие отношения к ИКТ, как то организации материала, каталогизации и т.п.



Фото пользователя Алексей Игоревич Крылов

На: ИКТ-компетентность: детализация содержания


Уважаемый Alex64, спасибо большое за отклик!
Когда создавался этот перечень копетенций, мы пытались расщепить эту атомарность (хотели сделать более подробный и понятный документ), но не получилось. По двум причинам:
1. Очень сложно четко и недвусмысленно отделить при более дробном описании ИКТ-квалификацию (ИКТ-грамотность) от компетенции;
2. Не смогли (хотя очень старались) выделить в ИКТ-компетентности отдельные компетенции
 - по работе с источниками информации,
 - коммуникативные,
 - коммуникационные.
Если продолжать разговор о портфолио, то детализируя, видимо, следует говорить о владении технологией создания портфолио и его грамотной реализацей ИКТ-стредствами (что ближе к ИКТ-грамотности).

С уважением и наилучшими пожеланиями, Алексей Игоревич Крылов



Фото пользователя Alexander Grigorjevich Kozlenko

На: ИКТ-компетентность: детализация содержания


Кстати, а чем Вам не подошла классификация из "ЮНЕСКО. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика. ЮНЕСКО, Москва, 2006."? Не помню, разнесены ли там коммуникативные и коммуникационные компетенции, но как каркас, скелет - почему нет?

 




Фото пользователя Алексей Игоревич Крылов

На: ИКТ-компетентность: детализация содержания


Александр Григорьевич, спасибо большое за текст! У меня есть эта книжка. Многие идеи из этого издания постарались реализовать в нашем тексте. Проблема состояла в адаптации текста. Как показывает практика, учителю сложно выделить моменты "структуризации информационного объекта" или "выделение компонентов и фрагментов в соответствии с задачей" применительно к своей деятельности. Кроме книжки ЮНЕСКО, мы использовали материалы проекта по оценке ИКТ-компетентности учителей и школьников в проекте ИСО.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Алексей Игоревич Крылов



Фото пользователя Alexander Grigorjevich Kozlenko

Детализация содержания-2


Уважаемый Алексей Игоревич!

Детализация до атомов, до компетенций представляется важной не теоретически (хотя и теоретически тоже), а сугубо практической: при переходе к школе типа "1 ученик - 1 компьютер", хотя бы в старшей и профильной, но со временем и средней, и младшей, это придется делать, т.к. из разных компетенций в целом должен будет сложиться личный профиль обучаемого - как теоретическая модель некоего идеального пространства подготовленности - и как реальный результат образовательных потуг. Замечу сразу, что это межпредметный порыв, его нельзя замыкать на географию или биологию, и громадьё достаточно большое. Я бы и предложил объединить усилия учителей и методистов именно в этом направлении, не ожидая федерального конкурса на НИР по этой теме. Тем более, что социальные сети для этого могут быть очень эффективны.

Посмотрите, пож., мое предложение по биологии, может, стоит объединяться?

Портфолио же учителя попалось под руку для примера.




Фото пользователя Алексей Игоревич Крылов

На: Детализация содержания-2


Во многом согласен с Вами, уважаемый Александр Григорьевич!
Однако, думаю, что деление ИКТ-компетентности учителя и ученика на отдельные компетенции и уровни вряд ли поможет с практической точки зрения. Слишком разный уровень подготовки учеников по ИТ в школах, учебные планы очень разношерстные, условия учебного процесса. Этот перечень - некоторая планка, линия горизонта для учителя. Кроме того, сейчас управления образования требуют критерии для оценки ИКТ-компетентности учителя (собственно это и подтолкнуло вынести проблему на обсуждение не дожидаясь, когда утвердят без нас).
Но аккумуляция опыта и его анализ для переноса и распространения практики преподавания с элементами ИКТ- задача необходимая.
С удовольствием прочитал идею о вики-учебнике. Уверен, что на стыковых темах у нас есть поле для взаимодействия.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Алексей Игоревич Крылов



Фото пользователя Alexander Grigorjevich Kozlenko

На: Детализация содержания-2


Мы смотрим на проблему (проблемищу) с разных точек зрения. Я скорее как разработчик компьютерных средств обучения, и мне важно протрассировать решаемые задачи на некие общеизмеримые и значимые результаты. Вам приходится решать задачи иного уровня и плоскости - управленческой.

Кстати, к компетенциям я отношусь (что, в общем, скорее банально, чем оригинально) довольно кисло. О чем не поленился проехаться в статье для "1 Сентября":

Информационная культура учителя как высокое искусство авторизации

Но, понимая, что скромно дую против ветра, иногда поворачивваюсь и подуваю и по ветру.

Успехов!




Фото пользователя Алексей Игоревич Крылов

На: Детализация содержания-2


С удовольствием прочитал Вашу статью, Александр Григорьевич! Вполне Вас понимаю (или думаю, что понимаю) как практика. Дело в том, что мне приходится решать разные методические задачи. Проектирование компьютерных средств обучения, создание методического аппарата цифровых пособий, рекомендации по использованию - одна из них. Очень интересна модель 1:1. Сейчас пытаемся решить проблему организации работы ребят в классе (5-6 классы) в курсе «Основы естественнонаучных исследований». Ведь материалы надо куда-то сохранять, где-то видеть, не только в классе и т.д. Интересно как работает серверная часть для Sugar. ПО Classmate не впечатлило. Надеюсь, что к концу года будет чем поделиться в этой области.

Всего доброго!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Алексей Игоревич Крылов