Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И ОБРАЩЕНИЕ

Фото пользователя Анастасия Владимировна Перфильева
Submitted by Анастасия Владимировна Перфильева on Wed, 02/12/2009 - 12:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Анастасия Владимировна Перфильева
Место работы, должность: 
МОУ ДОД Центр детского творчества, педагог дополнительного образования
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Цель урока: 
Познакомить школьников с этикетными формами обращения
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. – Красноярск,

2.      Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М., 1989. – 160 с.

3.      Формановская Н.И. Речевой этикет и обращение. – Русская словесность. - № 6. – 2001. – С. 65 – 71.

 

Используемое оборудование: 

Компьютер с программой для записи звучащей речи

Краткое описание: 
Предложенный сценарий обсуждается с обучающимися на занятии, читается по ролям, итогом занятия станоится записанная радиопередача. По даному сценарию была записана передача, вышедшая в эфир на городском радио

 А: Иван Иваныч!

Б: Мама!

В: Сынок!

А: Товарищ укушенный!

Б: Акимыч!

В: Мамусенька!

Б: Танюшенька!

В: Димочка!

 

А: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

            Тема нашего сегодняшнего разговора – Речевой этикет и обращение. Необходимость обратиться к собеседнику может возникнуть в самых разнообразных ситуациях: чтобы спросить, который час, попросить передать деньги на билет, уточнить стоимость продукта, сообщить родителям, что вы задержитесь… Как мы обращаемся к знакомым, родным людям, друзьям, а как к незнакомым? Есть ли какое-то универсальное обращение?

На эти вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.

Б: Во-первых, обращения можно разделить на две большие группы: 1) обращение к незнакомым и 2) к знакомым. Если для знакомых адресатов русский язык представляет нам огромные возможности, то при обращении к незнакомым мы испытываем некоторые трудности. О них я и предлагаю поразмышлять в первую очередь.

В: Мы согласны. Позвольте, я начну. В недавние времена у нас довольно широко употреблялось обращение «Товарищ!». Мне кажется, что оно было несколько неудобно для повсеместного применения. Во-первых, в обиходе оно носило официальный характер; а во-вторых, оно неудобно по отношению к женщине.

Б: В самом деле, сказать женщине что-нибудь вроде:  Товарищ, вы уронили перчатку! – не так уж любезно.

В: Само слово «товарищ» исконное, означало купца, связанного с товаром: «Удалой купец Садко со товарищи». Развитие значения слова привело к указанию на единомышленника, соратника. Так, у А.С. Пушкина: «Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья…».

А: Думаю, в этом последнем значении это слово может употребляться и в современном обществе.

В: Однако в ответ можно услышать выражение неудовольствия.

Б: Как и при использовании обращения «Господин», которое достаточно популярно в последнее время.

В: Лет двадцать тому назад писатель В. Солоухин предложил ввести в широкое употребление обращения «Сударь – Сударыня». Однако оно не закрепилось, несмотря на сочетание в нем уважительности и в то же время личной теплоты.

Б: Что еще предлагает нам наш язык?

В: Вполне удачны обращения к молодым: Молодой человек! Девушка! Или: Юноша! Барышня! А в просторечии используются: Парень! Малый!

А: Дети легко «адресуются» к взрослым с помощью обращений: Дядя! (Дяденька!), Тётя! (Тётенька!).

Б: Фамильярно-сниженными, но дружескими являются обращения: Друг! и Приятель! – Друг! Закурить не найдется?

В: В парикмахерских, косметических салонах, ателье женщину-клиента часто называют: Дама!

А: Официально звучат обращения: Клиент! Пациент! Покупатель! Счастливое исключение – обращение к медицинским работникам: Доктор! Медсестра! и к ученым: Профессор!

В: Об обращении Девушка! вообще нужно говорить особо.

Б: Как и об обращениях к близким, знакомым, друзьям.

А: Да, действительно, здесь большой простор для фантазии. Но давайте сделаем некоторые выводы.

В: Под влиянием социально-политических катаклизмов и смены режимов создалась ситуация, при которой об универсальной этикетной форме обращения говорить не приходится. Выбор адекватных форм обращения – актуальная проблема в области культуры речевого общения.

Б: Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим  знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим.

Как осторожно нужно обращаться с этим инструментом. Как дорого может стоить ошибка!

А: Если вас заинтересовала тема нашего разговора, обратитесь к работам Натальи Ивановны Формановской.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн