Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



человек в системе экономических отношений

Submitted by Ирина Аркадьевна Гостяева on Sat, 05/12/2009 - 16:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гостяева Ирина Аркадьевна
Место работы, должность: 
МОУСОШ № 25, заместитель директора, учитель истории и обществознания
Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Экономика
Цель урока: 
познакомить обучающихся с возможностями, предоставляемыми современной рыночной экономикой человеку.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.- М.: Дрофа, 1993.
2. Васильев В.П. Экономика для школьников и абитуриентов: Учебное  
  пособие. – М.: Изд. « Дело и Сервис», 2005.
3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». – М.:  
  Просвещение, 2001.
4. Каневский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М.М. Уроки экономии в быту.- 
  М.: Просвещение, 1985.
5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 11 кл. 
  / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; 
  Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Человек и общество. Обществознание./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. Ч. 2. -11 кл. – М.: Просвещение, 2001.
7. Интернет - ресурсы



 

Используемая методическая литература: 

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. «Просвещение», 2003.
Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней, Просвещение 2004.  
Человек и общество: Обществознание 10-11 кл., «Просвещение», 2003.
Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 11кл., «Просвещение», 2005.






 

Используемое оборудование: 

карточки с заданиями, таблицы, 
рабочие листы


 

Используемые ЦОР: 

 
Рабочий лист к теме
«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Человек и собственность

Задание № 1.
Замечено, что для себя и для «чужих» один и тот же человек трудится по-разному. Почему? 




Проблема:__________________________
___________________________________
Пути решения_____________________
___________________________________
__________________________________
_________________________________
___________________________________

 Человек и труд

Задание № 2.
Почасовая оплата рабочих в США в 15 раз выше, чем в России. В США и других промышленно развитых странах весь XX в. рост зарплаты опережал производительность труда. Каковы социально-экономические последствия такой экономической политики? Почему мы не взяли это на вооружение? 

Проблема:_________________________
___________________________________
Пути решения _______________________
____________________________________
___________________________________
____________________________________


Человек и его доходы

Задание № 3.
Доходы населения включают 3 статьи: зарплата, трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от предпринимательской и прочей деятельности. 
Сделайте выводы из следующих данных:
доля зарплаты в структуре доходов населения Австрии - 62 % , Швейцарии – 67%, Германии – 64%, Японии - 69%,
Франции - 58 % , России - 40%.
Проблема:__________________________
___________________________________
Пути решения ___________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________ Человек и расходы

Задание № 4.

Что из перечисленного ниже обычно приводит к сокращению потребительских расходов:
а) снижение потребительских доходов;
б) снижение уровня подоходного налога;
в) ожидание скорого роста цен;
г) увеличение государственных выплат населению.

Проблема:__________________________
____________________________________
Пути решения _________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
________________________________________




   


Информация для учителя
 
  Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, и условий выполняемой работы в установленном трудовым договором размере (ст. 129 ТК РФ).
  Различают номинальную и реальную заработную плату.
  Системы заработной платы – способы установления соотношения между нормой труда и размером заработной платы.
  Повремённая система:
- почасовая;
- поденная;
- помесячная.
  Сдельная система:
- прямая сдельная;
- сдельно-прогрессивная;
- косвенно-сдельная;
- аккордно-сдельная.
  Виды стимулирующих выплат:
- премия; 
- надбавка;
- доплата.

  С предоставлением трудовых услуг связана одна из самых серьёзных проблем рыночной экономики – безработица.
  Под уровнем безработицы понимается удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.
  Различают следующих три основных вида безработицы:
 - фрикционная или текучая безработица связанная с тем, что в определённом промежутке времени часть людей меняет место работы. К этому же типу относятся и безработные, ищущие работу в первый раз, а также сезонная безработица;
 - структурная безработица возникает в условиях изменения структуры экономики, сокращения потребности в работниках одних профессий и увеличения спроса на другие;
 - циклическая безработица связана с циклом деловой активности.











 

Краткое описание: 
заработная плата, системы оплаты труда, виды безработицы

   Ход урока
I. Организационный момент 
  (приветствие, напутствие)

  Тема нашего урока: «Человек в системе экономических отношений».
Сегодня мы с вами выясним отношение человека и собственности, рассмотрим отношение человека к труду, разберем, какие доходы и расходы имеет человек. 

В конце урока вы сами попытаетесь сказать о роли человека в системе экономических отношений.

II. Актуализация опорных знаний
1. Вводная беседа.

Перед тем, как мы начнем работать, я вам напоминаю, что сегодня помимо оценки вы можете получить до 500 эконов, очень активно работая на уроке и правильно выполнив домашнее задание. 
Накопив на вашем счету определенное количество эконов, вы их можете обменять на дополнительную оценку в любое удобное для вас время.
И так мы начинаем не только отвечать, но и своим собственным умом зарабатывать денежные единицы. 

Я попрошу Вас вспомнить и ответить на следующие вопросы: 

- Что такое экономика?

- Какая главная задача стоит перед экономикой?

- Может ли человек быть независимым от экономики? Почему?

- От чего будет зависеть или чем будет определяться положение человека в системе экономических отношений?
(От отношений собственности, вложенного труда, доходов и расходов.)

За активную работу обучающиеся получают по 50 эконов 

2. Задание: в ходе работы с рабочим листом записать вопросы, которые будут рассмотрены на уроке в качестве заголовков.


III. Изучение нового материала с первичным закреплением

Откройте ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока и план, который находится на доске.

План изучения темы:
  1. Человек и собственность.
  2. Человек и труд.
  3. Человек и его доходы.
  4. Человек и расходы.

Сейчас к моему столу подойдите, пожалуйста, по - одному человеку от каждой группы и вытяните цветной кружочек (красный, желтый, зеленый, голубой). На обратной стороне стоит номер темы, над которой вы будете работать сегодня на уроке.
Итак, мы еще обращаем с вами внимание на пункты плана. 
Используя возможности интернета, справочной литературы и словарей вы могли подобрать материал, сделать свои презентации. Вам необходимо не только прочитать материал из учебника по вашему вопросу, но и заполнить рабочие листы по данной теме.
Я обращаю ваше внимание, что вам необходимо внимательно прочитать все задания, но и обязательно найти не только проблему, но и пути выхода из этой ситуации.

 На работу вам 10 минут. Не забывайте о заполнении рабочих листов.
Ваше время закончилось и мы приступаем с вами к нашей совместной работе.


1. Человек и собственность

- Что такое собственность? Что вы можете рассказать о собственности?

- Какие формы собственности?

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 1.

- Сформулируйте проблему, которая существует в системе отношений «человек-собственность»? (Отчуждение работника от собственности)
- Все ли люди имеют собственность?

- Как современная экономика пытается разрешить эту проблему?  
(Создание акционерных обществ, разгосударствление предприятий, демократизация управления предприятиями).


Обращаемся с вами ко 2 пункту нашего плана.

2. Человек и труд
- Какие факторы будут влиять на отношения человека к труду?
 (Общая культура, квалификация, зарплата)

- Как человек может относиться к своему труду?
 (Как к радости или обязанности)

- Что будет влиять на отношения человека к труду? (Характер труда, состояние экономики и т.д.)

- Какие системы оплаты труда существуют? (Сдельная - по оценке результатов труда. Повременная - учет отработанного времени)

 Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 2

- Какая проблема существует в системе отношений «человек - труд»?
 (Безработица).
Значит ли для вас это слово что-то?

 - Рабочая сила - это товар. И шанс найти работу выше у тех, кто более конкурентоспособен. Что в современных экономических отношениях позволяет быть более конкурентоспособным? (Образование, квалификация, опыт, здоровье)

- Каковы последствия безработицы? ( По свидетельству мировой статистики - 1% безработных дает 3% преступности и т.д .)

- В чем выражается оценка труда человека?

Обращаемся с вами к 3 пункту нашего плана.


3.Человек и его доходы
- Что такое доход? (Приток денег, полученных в течение определенного  
 периода времени).

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 3


- Какие источники дохода вы знаете? ( Труд и собственность)  
   
- Какая проблема возникает при распределении доходов? (Неравенство в доходах)


- Каковы причины социального неравенства? 

- Какие из этих причин связаны с обществом? 

- Какие – с самим человеком? 

Обращаемся с вами к 4 пункту нашего плана.


4. Человек и расходы
- Какая существует проблема в системе отношений «человек - расходы»?
(Несоответствие наших желаний и возможностей).

- Потребитель не может купить все, что ему хочется и должен идти на
компромисс. Поэтому каждая семья и государство составляют бюджет.

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 4.

Обобщение материала.

За работу обучающиеся могут получить до 200 эконов.

Мы с вами попытались пройти все пункты нашего плана. Давайте еще раз, обратим внимание, на то, что вы запомнили о собственности, труде, доходах, расходах. Хорошо вы правы. 

Действительно все пункты нашего плана взаимосвязаны и не могут один, без другого.

Мы с вами хорошо поработали и я предлагаю вам проверить себя, а можете ли вы стать миллионерами, вести свой бизнес и в дальнейшем можете стать активными спонсорами школы.

У вас на столах есть листы с анкетами ответьте на вопросы, имейте в виду, что нужно выбрать из предложенных только один ответ. 
На работу вам всего 3-4 минуты. 
Постарайтесь долго не раздумывать .


 
  Тест «Как вам стать миллионером?»

1).Каким способом делать деньги легче всего?
1. Много работать, быть хорошо информированным, рисковать, снова вкладывая деньги в дело.
2. Надеяться на «Дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее.
3. Карьеру делать постепенно , пройдя все ступени до руководящей или заняться политикой.
2). Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас широкую улыбку?
1. Дональд Дак 
2.Густав Ганс 
3. Догобер Дак 

3) Какой размер прибыли может, по- вашему, побудить богатейших людей мира заключить сделку?
1. От 0,5 до 1млн.
2. До 10 млн.
3. Десятки миллионов выше
 
4). С каким из высказываний вы согласны?
1. Больше денег – больше удовлетворения.
2. Деньги означают - власть.
3. Деньги вызывают много зависти.

5). Известна ли вам так называемая игра «по письму» Вы вкладываете в конверт определённую сумму, ищите «Жертву», которая платит столько же и т.д, а в итоге ваше капиталовложение возвращаемся преумноженным. Какую роль вы готовы при этом играть?
1. Не участвовать
2. Участвовать и зарабатывать
3. Быть инициатором игры


6) Придаёте ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в газетах?
1. Был рад
2. Нет
3. Обо мне и так пишут много

7). Каким образом можно выиграть на скачках?
1. Рисковать, делая высокие ставки.
2. Экономить деньги и просто присутствовать на бегах.
3. Купить лошадь чемпиона.

8). Кто, по – вашему, имеет наибольший шанс быстро и надёжно стать богачом?
1. Режиссёр, актёр, писатель, спортсмен
2. Адвокат, врач, маклер, политик
3. Глава фирмы, издатель

9) Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?
1. Готов ссужать своих приятелей деньгами - когда-нибудь и они ответят мне тем же.
2. Деньги и дружба не совместимы
3. Готов брать взаймы у друзей, но не давать

10). Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением?
1. Разумеется.
2. Демонстрировал всем, смотрел с высока.
3. Нет.

11). Куда вложили бы свои миллионы ?
1. В недвижимость, имущество, предметы искусства. 
2. В акции и ценные бумаги.
3. Сделаю так, как решат мои родители.

12) Если у вас пара миллионов, будете ли вы стремиться увеличить свой капитал?
1. Не обязательно на мелкую сумму, но от крупной не откажусь.
2. Естественно.
3. Нет, мне и так хватает.

Ваше время уже вышло. Каждый ответ имеет определенное количество очков. Посчитайте общую сумму.



Если вы набрали:
От 0 до 23 очков: значит, лучший способ для вас разбогатеть – это либо удачно жениться (выйти замуж), либо стать наследником, либо, наконец, выиграть в лотерею;
От 24 до 48 очков: богатство связано для вас с трудом, избегайте финансовых спекуляций. Делайте карьеру и займите место шефа;
От 48 до 72 очков; лучший шанс для вас когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, деньги и дружба и врозь. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо преумножать богатство



Запишите ваше домашнее задание. На каждом столе есть дополнительное задание. Если вы не только прочитаете материал параграф, а постараетесь выполнить эти творческие задания, то у вас есть возможность за дополнительные задания получить до 200 эконов (по 50 за каждое правильно выполненное)
 

  IV. Дифференцированное домашнее задание: 
- § 36 и вопросы к нему; 

- эссе «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер);
- мини-исследование «Прожиточный минимум современного молодого человека».
- дополните определение;
- сделайте тест-рифму.



Перед этим уроком вы приготовили презентации, я их проверила все, и вы получаете по 50 эконов.

Большое спасибо вам за работу и хотелось бы подвести итоги работы.

Оценки за урок.

А дополнительно вам заносится на счет и количество эконов.













 



На: человек в системе экономических отношений


Уважаемая Ирина Аркадьевна. Мне очень понравился  Ваш урок.  Все последовательно, работа учащихся продумана до мелочей.   Обязательно проведу такой урок. Спасибо Вам.

Комментарий был изменен с момента создания (pas45, чт, 15/12/2011 - 20:08).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн