ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
Бойко Н.Г.
МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 15 г. Воронежа
vudsib@mail.ru
В последнее время в педагогике важное значение придается культурологической парадигме. Реализация культурологической парадигмы наиболее эффективна через воздействие на эмоциональную сферу ученика.
Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, формирование ценностных ориентаций: ценности человеческой жизни, человеческого достоинства и силы духа, формирование стойкого неприятия агрессии, насилия как средства решения конфликта – некоторые из целей внеклассного мероприятия, подготовленного учащимися 5-го класса для своих сверстников «9 Мая. Час памяти. Война глазами детей». Постановка представляла собой по форме литературно-музыкальную композицию с использованием ИКТ, кино-фото-документов.
Информационно-коммуникационные технологии эффективны не только в образовательном пространстве, но и в воспитательном; позволяют решать не только организационно-технические вопросы, но и усиливают эмоциональную составляющую, делают нагляднее пропасть между «добром» и «злом», «грехом» и «добродетелью», что, в свою очередь, способствует формированию духовности.
Только сценарий был написан учителем, визуальный и вербальный ряд мероприятия – совместное творчество педагога и учащихся. Подготовка и участие в постановке обеспечили условия для реализации не только творческого потенциала детей, умения работать в коллективе, совершенствования навыков публичного выступления, но и для развития навыков применения средств ИКТ. Органично подобранная классическая музыка и песни военных лет, отбор кино и фото-материалов из различных источников: книг, энциклопедий, компьютерных (мультимедиа) учебников, Интернет-ресурсов для презентации слайдов, несущих информационную нагрузку, в том числе терминологическую (знакомство с понятиями «геноцид, фашизм, холокост, эвакуация, блокада» и др.) - способствовало более глубокому восприятию зрителями темы войны и трагедии детства.
В презентации нет излишних технических эффектов, и сделано это было намеренно: во-первых, всё техническое и компьютерное обеспечение осуществляли ученики 5-го класса, во-вторых, целью презентации было сосредоточение внимания на «эмоциональном напряжении».
Мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне, учащиеся были артистичны, проникновенны, - и как результат – боль и сострадание в глазах зрителей.
Очень важно делать «нравственную прививку» юным, ранимым душам детей, через сопереживание чужой боли, видение мира глазами других людей, сопричастность к судьбе страны и народа.
Об уровне рефлексии обучающихся говорят их высказывания после мероприятия:
«Я плакала, мне потребовалось время, чтобы на репетициях сдерживать слёзы», «Особенно страшно мне было смотреть на хронику войны, ужасные фотографии, кадры. Неужели это делали люди с людьми?»
К сожалению, дети перестали видеть в реальности картинку идеального, духовного. Мы должны больше обращаться не к разуму, а к сердцу и душе и себя и ребёнка, показывать высокие сверхличностные жизненные цели и примеры мужества.
О положительном воспитательном эффекте говорит тот факт, что накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне бывшие пятиклассники, учащиеся уже 6-го класса, предложили восстановить постановку и представить её перед учениками 5-х классов, что и было сделано в рамках памятных мероприятий. В данном случае «нравственная прививка» сработала.
|