Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ТВОРЧЕСТВО и развитие ВООБРАЖЕНИЯ, (И. С. Чернявская)

Выберите действие:

Фото пользователя Ольга Ивановна Мишукова
Размещено: Ольга Ивановна Мишукова - пт, 27/08/2010 - 23:37

 

                   Творчество и развитие воображения  
            Творчество для ребенка.—процесс многообразный. Ребенок участвует в творческом процессе задолго до того, как он на­учился читать. Творчество начинается с игры. Bигре мы на­блюдаем почти все компоненты творчества: настроение, опре­деляющее характер игры (тихая или бурная), замысел (игра в дочки-матери, в разбойники, в войну, в путешествие на корабле и т. д.), воображение, определяющее все детали игры, импро­визированную разработку сюжета, когда в течение игры возни­кают различные ситуации (например, пришли гости, праздну­ется день рождения, в доме не оказалось хлеба или угощения для гостей и играющий «идет» в магазин). Вся игра обязывает ребенка придумывать диалоги, т. е. фантазия облекается в сло­весную форму. Словом, как и во всяком искусстве, игра не точное копирование жизненной ситуации, а ее вариации, соз­дание новой действительности, лишь опирающейся на жизнен­ные факты и человеческие отношения.
        В игре, как и в искусстве, происходит, как говорят психоло­ги, «изживание эмоций» (эмоциональная разрядка). Например, пятилетней девочке очень хочется иметь котенка или щенка. Родители не разрешают ей завести животное, но в ее играх воображаемые котенок и щенок - постоянные персонажи. Игра как бы удовлетворяет ее эмоции, дает возможность пережить то, чего она не может пережить в действительности. Часто ребе­нок «изживает» свои эмоции в исполняемой роли. Так, если он подавляется дома, то выбирает роль матери или другого взрос­лого человека, становясь, таким образом, в воображаемой си­туации человеком, который не может быть подавляем.
 Наконец, происходит творческий процесс перевоплощения. в зависимости от того, какую роль выбирает ребенок. От этого зависит" интонация, отбор слов, создание того или иного харак­тера, например капризной или послушной дочки, строгой или доброй матери, командующего капитана или исполнительного матроса и т. д.
     Даже при повторении игры с одним и тем же сюжетом ме­няются детали, вводятся новые ситуации, меняются роли и характеры играющих. Творческий процесс вживания в роль напоминает искусство актера с той лишь разницей, что и роль, и пьеса-игра это импровизация. Игра развивает творческое воображение ребенка.         
В возрасте 7—9 "лет творчество ребенка продолжает «смы­каться» с игрой, но она начинает носить более целенаправлен­ный характер. Наряду- с детскими коллективными играми с типичными сюжетами появляются новые сюжеты из прочитан­ных книг, появляются «интеллектуальные» игры: игра в слова, игра в арифметические действия... 
      Процесс чтения и слушания книги тоже старческий процесс. Психолог Л. С. Выготский, исследуя воздействие искусства на человека, пишет, что искусство является средством взрывного уравновешивания нашего организма со средой в критических точках нашего поведения: «Для нас совершенно понятно, если мы глядим на искусство как на катарсис, что искусство не может возникнуть там, где есть просто живое и яркое чувство. Даже самое искреннее чувство само по себе не в состоянии создать искусство. И для этого ему не хватает не просто техники и мастерства, потому что даже чувство, выраженное техникой, никогда не создает ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще творческий акт преодоления этого чувства, его разреше­ния, победы над ним, и только тогда этот акт является нали­цо, только тогда осуществляется искусство. Вот почему и восприятие искусства требует творчества, потому что и для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения — необходимо еще творче­ски преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна»1.
      Поскольку у ребенка основной вид творчества — игра, то сюжет прочитанной книги, конфликты, рожденные фантазией автора, часто переносятся в игру. Это одна сторона творчества. Вторая сторона — преодоление своего чувства вне игры, в про­цессе чтения (изживание» того чувства, которое возникает у ребенка и не может найти выхода в реальной жизни). Именно это определяет пристрастие ребенка к определенным жанрам и сюжетам: стремление к справедливости и добру ребенок на­ходит в сказке; страстное желание утвердить свою личность — в героических сюжетах (повести о подвигах); «изжить» свою потребность в нежности, любви—в лирических стихах или рассказах (отсюда и пристрастие детей даже к сентименталь­ным книгам); пережить полноту ощущения жизни, радости — в юмористических произведениях.
   Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче, чем кажется на первый взгляд. Ребенок даже в возрасте 7—9 лет не всегда, умеет его выразить. Очень меткое наблюдение сделал В. Драгунский в одном из своих рассказов. Пала спрашивает сына, почему тот скачет. Мальчик отвечает: «Я скачу, что ты мой папа!» Радость общения с отцом, гордость за отца выражается в движении, в жесте.       
И вот этот эмоциональный мир, раскрытый в детской книге, помогает ребенку «изжить» невыраженные эмоции, т. е. «преодолеть собственное чувство», а значит, совершить творческий * акт. Но для этого книга должна быть произведением искусства, содержать в себе нечто, что делает ее произведением искусст­ва. В книге должен быть такой накал страстей (лирических, трагических, юмористических), чтобы они у читателя вызвали стремление к гармонии мира и гармонии души. Вот почему де­ти любят страшные сказки, но с хорошим концом, и юмористи­ческие рассказы, стихи, где явная нелепость в поведении героев заставляет их смеяться до слез, и лирические произведения, вызывающие чувства любви, сострадания, желание совершить добро, отдаться этому всеобъемлющему чувству. У Пушкина есть строки:
                            Все, все, что гибелью грозит,
                              Для сердца нашего таит
                             Неизъяснимы наслажденья.
Наслаждение, о котором пишет Пушкин, это и есть катарсис, «изживание» сильных- страстей в искусстве. Катарсис — резуль­тат творческого акта как у писателя, так и у читателя.
        Всякое творчество невозможно без воображения. Читатель в своем воображении не только воссоздает картины и ситуации, изображенные в художественном произведении (психологи это. называют воссоздающим воображением и считают его началь­ной .ступенью в развитии воображения), но он способен трак­товать эти картины и ситуации по-своему, рисовать, может быть, сходные, а может быть, контрастные ситуации, создавать свою реальность, отличающуюся от описанной реальности ка­кими-то компонентами, основанными на его личном и обществен­ном опыте, в зависимости от того, какие ассоциации вызвало у него все произведение в целом или отдельные его эпизоды.
     Дети читали сказку, где на шестке пыхало тесто в квашне. Почти никто из современных городских детей никогда не ви­дел русскую печку и квашню. В воображении у них родилась довольно странная картина: квашня, как им объяснили, де­ревянная кадка "для теста. Но и кадку не все видели, знали  по рисункам. Слово «квашня» у них ассоциировалось с чело­веком, они слышали выражение «что ты сидишь, как квашня». И вот им представлялось, что в кадке сидит человек, который, как квашня, т. е. толстый, рыхлый и ленивый, и издает звук «пых-пых». Не то он залез прямо в тесто, не то сидел там, где должно было быть тесто. Здесь уже работало не просто воссоз­дающее воображение, но и творческое, поскольку дети созда­вали себе новую реальность.
   Нам очень часто даже в голову не приходит, что хорошо известные нам слова, вещи, явления совершенно неизвестны современному ребенку, и мы либо оставляем его равнодушным к читаемой книге, либо невольно заставляем работать его во­ображение в неизвестном направлении. Ребенок может и не задавать вопросов, а нам кажется, что ему все ясно, и мы даже мысленно упрекаем какого-нибудь мальчика или девочку в ту­пости, в то время как речь идет об абсолютно неизвестных для него вещах. Это все равно, как если бы кто-то говорил с нами на языке, которого мы не знаем, и мы по интонации понимали бы, что человек сердится, но что он говорит, могли представ­лять себе совершенно неверно.
Развитие воображения у ребенка наиболее активно проис­ходит в процессе творчества, и чтение как творческий акт при определённой направленности помогает обогатить воображение. Если попробовать      сравнить, как работает  воображение при самостоятельном чтении у младших школьников и при чтении вслух педагогом, то мы увидим существенные различия.
Прежде всего, при самостоятельном чтении у половины детей воображение работает не в полную силу, потому что они еще не умеют уловить интонацию. Они мысленно читают все с одинаковой интонацией, и многие оттенки, чисто речевые, ус­кользают от них. Когда читает вслух взрослый человек, он во­лей-неволей придает определенную интонацию голосу, тем са­мым заставляя слушателя по-новому увидеть, представить, .во­образить происходящее в книге.
Если же педагог с первых классов начал работу со словом, то в конце первого же года можно увидеть, как изменилось восприятие произведения не только за счет того, что ребенок взрослеет, получает в школе знания, но и за счет того, что он иначе стал воспринимать слово, которое в свою очередь оказы­вает влияние -на развитие воображения.
Игра как вид детского творчества так же активно влияет на воображение. Мы уже говорили о психологическом состоянии раскованности во время игры. Но мало этого. Играя со словом, мы заставляем ребенка проделывать огромную творческую работу. Вот вы предлагаете найти слова о плачущем человеке: плачет, ревет, рыдает, проливает слезы, хлюпает, глаза на мок­ром месте... Каждое слово требует вообразить психологическое состояние человека: в каком случае он рыдает, а когда проли­вает слезы. Если у младшего школьника образное мышление, он в своем воображении обязательно вызовет картину и ситуацию, соответствующую состоянию плачущего. Таким образом, работа над словом побуждает работу воображения, развивает у ребен­ка чувство слова и развивает воображение, соотносит слово с воображаемой ситуацией и эмоцией.
Игра в словотворчество тоже не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. У Карела Чапека в сказке о водяном обыгрывается слово «вода»: «Понимаете, ре­бятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжках в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или хозяином за-вода, словом, ка­кая-нибудь вода   тут должна быть».
А в сказке «О сулеманской принцессе», где посланники сул­тана ишут доктора для принцессы, обыгрывается слово «доктор», которое сокращенно пишут «д-р». Послы разговаривают с дро­восеком, которого принимают за доктора — д-р Овосека. Они представляют дровосека султану: «Это знаменитый, славный лекарь, д-р Овосек. Да будет вам известно, что доктор этот за работой не хуже д-р Угого, платить ему надо как д-р Угу, ест и пьет он, как д-р Акон».
Я много раз слышала, как дети сами играют в слова, например, в игру «Кто где живет?»: в улье —улитки, на спине — спинаель (от спаниель — порода собак), в зубах — зубило, ра­ки—в ракушках, в сапогах — спагетти, на губах—губки, в норе — норки, в лишаях — леший и т. д. Или «Что из чего де­лают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки, из рома — ромашки, из репы — репейник, из пола—половник... Сходство по звучанию вызывало у ребят оглуши­тельный смех. Смеялись потому, что образно представляли се­бе, как в зубах живет зубило, а в сапогах спагетти; работало воображение и в случае, когда надо было придумать,, и в слу­чае, когда придуманное будило воображение слушателей.
Игра в рифму - тоже работа воображения. Если она удачна, процессу творчества сопутствует радость открытия, находки, если не удачна, то радость смешной нелепицы. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую_одновременно и воображение, и чувствослова, и  чувство ритма.
Такая игра вовсе не означает, что мы учим детей писать стихи. Рифмовать слова - органическое свойство ребенка младшего возраста. Как известно, рифма делает слово осо6енно значимым, выделяет его из ряда созвучием. Свободное владение словом, когда его нужно придумать быстро, даёт свободу творчества и свободу обращения с языком. Дети, которыеовладевают этой свободой, как правило, и на уроке не затрудняются        сформулировать свою мысль, находят нужные слова, речь их не заторможена. А в процессе чтения слово начинает для такого читателя играть всеми своими гранями, у ребенка развивается музыкальный слух, он слышит внутреннюю музыку слова, словосочетаний, оттенков, не только смысловых, но и звуковых.
Игра в слова особенно важна для детей со слабо развитой речью. Такие дети обычно бывают скованны из-за маленького запаса слов, из-за того, что не знают значения слов, но сам принцип смешной игры, когда неважно, скажешь ли ты слово впопад, а, наоборот, чем .больше невпопад, тем смешнее, рас­ковывает ребенка. Он начинает находить вкус в такого рода игре; чтобы принять в ней участие, он обращается к книге, ищет заранее слова, и если находит, то спешит поделиться сво­ей находкой, он убеждается, что не безнадежен, что и он мо­жет проявить себя так же, как более развитые дети. А тем вре­менем запас слов пополняется, появляется хотя бы на началь­ной стадии чувство слова, желание им овладеть.
В методических пособиях по внеклассному чтению обычно предупреждают учителя, что не следует детям заниматься со­чинительством на уроках. С моей точки зрения, это спорное положение. Но не будем пока ломать традиции, хотя ведь и традиции   устаревают.    Сочинительство сочинительству   рознь. Не следует заставлять детей писать сказки и рассказы, но со­чинительство иного плана, думается, принесет только пользу. Именно импровизированное устное сочинительство развивает эстетическое чувство, воображение и языковую культуру. Ну, например, попросить детей рассказать о чём-нибудь так, чтобы стало жалко (трогательно), или весело, или скучно, или тор­жественно. Такое упражнение развивает чувство интонации, необходимое для восприятия художественного произведения и воображение, эмоциональность речи.
Для того чтобы дети почувствовали различие не только в интонации, но и в лексике, хорошо прочитать им несколько образцов, в которых представлена торжественная речь, лириче­ская проза или поэзия, юмористическая нелепица (перевертыш). Приведем несколько примеров. Торжественная интонация в сти­хотворении Пушкина «Обвал»:        
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Сам ритм речи и лексика передают торжественность и вели­чие картины. Мрачные скалы, кричат орлы, ропщет бор (слово «ропщет» в сочетании со словом «бор» также создает картину мрачной торжественности), и последние две строки передают недоступность и величие снежных вершин, которые окутаны об­лаками, т. е. создается ощущение высоты.
В веселых стихах и ритм, и интонация, и лексика совершен­но иные. Вот юмористические стихи Б. Заходера «Считалочка»:
Жили-были два соседа,
      Два соседа-людоеда.
         Людоеда
         Людоед
         Приглашает
         На обед.
       -   Людоед ответил: —Нет,    
   Не пойду к тебе, сосед! 
    На обед попасть не худо,
      Но отнюдь
      Не в виде
      Блюда!
Лексика здесь обыденная, бытовая и фольклорная, но ритм подчеркивает игровой характер, юмористическую интонацию, содержащуюся в самом смысле стиха. В поэзии оказывается важным не только что написано, но и как написано. Напри­мер, если в плясовой ритм заключить трагическое содержание, то получится гротеск, каррикатура, основанные на несоответствии формы и содержания, А вот стихи К. Чуковского:
Ехали медведи       
На велосипеде,      
А за ними кот
Задом наперед, 
 Здесь тоже ритм, интонация и лексика подчинены главной задаче — нарисовать смешную картину игры-нелепицы.. Ведь это очень весело ехать задом наперед, сами дети тоже любят и ехать задом наперед, и ходить спиной. Это юмор ситуации, ко­торый наиболее доступен' детям, соответственно он создается лексикой, сочетанием слов. Слова здесь не просто бытовые, их сочетание снижает явление до уровня комического.
Лирическая интонация обычно бывает плавная, напевная, и слова передают лирическое настроение. Вот стихи Тютчева:
Как неожиданно и ярко,
    На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась   арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,      
Другим за облака ушла —
   Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
В стихотворении Н. Некрасова «Несжатая полоса» лириче­ская интонация создается общим настроением грустной карти­ны осени и главным образом лексикой:
Поздняя осень. Грачи улетели,    
Лес обнажился,   поля опустели,
 Только не сжата полоска одна...
 Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...»
Различие в лексике и стиле дети воспринимают не разумом, а чувством, как чувством воспринимается подлинное искусство и взрослым человеком, и лишь позже в силу вступает рассудок.
Сегодня о воспитании чувств думают все, кто беспокоится о будущем молодого поколения. Творчество невозможно без сильных эмоций. Читатель, принимающий участие в творчестве, испытывает любовь, и радость, отчаяние и сострадание. Если он всем сердцем не соучаствует в самой живой природе ис­кусства, то это наша вина. Чешский писатель Яромир Томечек, размышляя о задачах детской литературы, со всей страстью призывает не забывать о человечности. «Как когда-то в моло­дости мы мечтали о технике,— пишет он,— наши дети сейчас мечтают, подсознательно, об эмоциях. Школы художественного воспитания переполнены и не могут удовлетворить всех жела­ющих. Никогда не будет избытка литературы, которая образовывала бы сердца. Давайте покажем детям края, где господствует честь, правда и красота. Давайте отведём их в природу и научим их мудрости.
Только тогда они смогут справиться с ответственной тяжестью разума. Разум без сердца превратился бы для мира в самую большую опасность».
                                                                                                   / И. С. Чернявская/
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading


 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн