Вы не зарегистрированы

Авторизация



знаки препинания

Чулисова Валерия, Карева Дарья

                     Чулисова Валерия, Карева Дарья, обучающиеся 7А класса                           МАОУ СОШ № 26 г.Балаково

Руководитель - Погодина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №26  г. Балаково 

1 января- 25 февраля 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА 

 Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?

Этапы проекта

Действия

Результат

1. Вхождение в тему

1  - 31 января 2018 года

 

 

Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)

А сколько всего  знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html

  1. Валгина Нина Сергеевна., Русская пунктуация: принципы и назначение [Текст] : Пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 1979. - 125 с.
  2. Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
  3. http://www.planetaskazok.ru/ltolstoy             
  4. http://ruspoeti.ru/aut/pushkin/2221/   
  5.  https://www.litmir.me/br/?b=29094    
  6.   http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0218.htm      
  7.   https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania
  8. http://pandia.ru/text/78/251/14841.php

2. Обобщение  знаний о знаках препинания

1 –20 февраля  2018 года

 

Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.

1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)

Выдели́тельные зна́ки препина́ния — это элементы письменности, которые выделяют особенно значимые части внутри текста, осложняющие предложение (обращения, вводные слова, словосочетания, предложения, обособленные второстепенные члены), прямую речь. Выделительные знаки ставятся непосредственно внутри предложения.

 

Разделительные зна́ки препина́ния (отделительные знаки препинания) — это элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции во время разделения текста на части, имеющие собственную смысловую и грамматическуюзначимость: смысловые отрезки, однородные члены предложенияпростые предложения, входящие в состав сложного; могут указывать на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность. Противопоставляются выделительным знакам препинания, которые выделяют части внутри текста. Разделительные знаки препинания обозначают паузы различной длительности.

Эмоционально-экспрессивная функция:

1)Помогает понять эмоциональное состояние автора высказывания.

2)Выражает вопрос или сомнение.

3)Подчёркивает внезапность события.

4)Подчёркивает интонационную паузу.

5)Вносит значение недоговорённости,незаконченности мыслей,вызванной эмоциональным состоянием.

5)Подчёркивает двойное значение слов,ироническое значение,противоположное значение и тд.

3. Систематизация знаний о знаках препинания

1 –20 февраля  2018 года

Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева  (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)

5-7 класс - "Муму", "Записки охотника"

Знак

Его роль

Пример

Точка

Разделительная функция.

Деление текста на предложения.

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца.

Запятая

Разделительная функция

- обозначает границы между однородными членами предложения;

- обозначает границы между простыми предложениями в составе сложного;

- отделяет слова автора от прямой речи;

- отделяет одно независимое предложение от другого.

 

 

Выделительная функция

Выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений:

  • причастные обороты;
  • деепричастные обороты;
  • сравнительные обороты;

 

  • обращения;

 

  • вставные и вводные конструкции;
  • приложения.

 

 

 

 

 

Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню. (И.С Тургенев «Бирюк»)

 

Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. Я ждал, что будет. (И.С Тургенев «Бирюк»)

 

«Топорик-то вон возьмите», - пробормотал мужик. (И.С Тургенев «Бирюк»)

 

В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. (И.С Тургенев «Бирюк»)

 

 

 

 

Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком. (И.С Тургенев «Бирюк»)

Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. (И.С Тургенев «Бирюк»)

Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. (И.С Тургенев «Бирюк»)

- Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди. (И.С. Тургенев «Муму»)

Словом, она сторожила отлично. (И.С. Тургенев «Муму»)

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. (И.С. Тургенев «Муму»)

Восклицательный знак

Эмоционально-экспрессивная функция

-передача настроения и соответствующей интонации.

 

 

«Ну, поворачивайся, ворона!» - промолвил он сурово. (И.С Тургенев «Бирюк»)

Вопросительный знак

Эмоционально-экспрессивная функция


-передача настроения и соответствующей интонации.

 

 

 

Он перебирал всё по порядку: «Что, у них это там есть так же, как у нас, аль иначе?.. Ну, говори, батюшка, — как же?..» (И.С Тургенев «Записки охотника»)

 

Тире

- отделяет слова автора от прямой речи (разделительная функция)

 

 

- означает пропуск членов предложения.

 

- передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления в БСП.

«Куда? Стой!» - загремел вдруг железный голос Бирюка.

 

 

Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик  собачки, другая во щи.

 

Выйдет шум, барыня обеспокоится беда!

 

Двоеточие

Смыслоразличительная. разъясняет.

2.Разделительная. разделяет слова автора от прямой речи.

Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. (И.С. Тургенев «Муму»)

Отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. (И.С. Тургенев «Муму»)

Многоточие

Эмоционально-экспрессивная.
указывает на паузу. Значение недоговоренности, незаконченной мысли.
 

А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я...  (И.С. Тургенев «Муму»)

Кавычки

Выделительная функция

  • Выделение цитат, «чужой речи».
  •  При употреблении слова в необычном, переносном или противоположном значении.

 

 

 

Дядя Хвост отворил окно и тоже сказал: «Да».

 

 

Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. (И.С Тургенев «Бирюк»)

 

Скобки

1.Эмоционально-экспрессивная.

Двойное значение слов или ироническое значение.
2. Выделительная.

- вставные и вводные конструкции

 

 

 

 

 

От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму.(И.С. Тургенев «Муму»)

4. Практическая часть

1 –20 февраля  2018 года

 

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния линг­ви­ста Н. С. Вал­ги­ной: «При по­мо­щи тире пе­ре­даётся вы­со­кая эмо­ци­о­наль­ная на­груз­ка, пси­хо­ло­ги­че­ская на­пряжённость».

 

(1)В дет­стве я очень, очень ста­ра­лась по­лю­бить театр, как мне ве­ле­ли: ведь это Боль­шое Ис­кус­ство, Храм. (2)И я, как по­ло­же­но, долж­на ис­пы­ты­вать свя­щен­ный тре­пет, но пом­нить при этом, что в те­ат­ре есть те­ат­раль­ные услов­но­сти. (3)Я пом­ни­ла, но, когда по­жи­лой дядь­ка в кам­зо­ле с пыш­ны­ми ру­ка­ва­ми, с боль­шим бар­хат­ным жи­во­том, ко­лы­хав­шим­ся над то­нень­ки­ми нож­ка­ми, гроз­но, как класс­ный ру­ко­во­ди­тель, во­про­сил: «Скажи, Лаура, ко­то­рый год тебе?» — и груз­ная тётень­ка гавк­ну­ла в ответ: «Осьм­на­дцать лет!», — ужас­ное смя­те­ние и стыд смяли меня, и все мои ста­ра­ния по­лю­бить театр были окон­ча­тель­но перечёрк­ну­ты.

(4)А между тем в те­ат­ре было тепло, в зале при­ят­но и слож­но пахло, в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди, окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка, будто ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми. (5)Да, храм. (6)На­вер­ное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот со­всем дру­гое дело — ки­но­те­атр «Арс», пло­хонь­кий са­рай­чик на пло­ща­ди. (9)Там не­удоб­ные де­ре­вян­ные си­де­нья, там сидят в паль­то, там мусор лежит на полу. (10)Там не встре­тишь «за­взя­тых те­ат­ра­лов», при­на­ря­жен­ных дам, за­ра­нее оскорблённых тем, что они, люди при­лич­ные, вы­нуж­де­ны три часа про­ве­сти в об­ще­стве ни­че­го не смыс­ля­щих про­фа­нов. (11)Там толпа вва­ли­ва­ет­ся и рас­са­жи­ва­ет­ся, гремя си­де­нья­ми и рас­про­стра­няя кис­лый запах сырых паль­то. (12)Сей­час нач­нут. (13)Это — сча­стье. (14)Это — кино.

(15)Мед­лен­но гасят свет. (16)Стре­ко­та­ние про­ек­то­ра, удар луча — и всё, по­нес­лось. (17)Пе­рей­де­на черта, прошёл этот не­уло­ви­мый миг, когда плос­кий и ту­по­ва­тый экран рас­тво­рил­ся, исчез, стал про­стран­ством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Пре­об­ра­же­ние.

(20)Да, я, без­услов­но, про­стой и при­ми­тив­ный ки­но­зри­тель, как боль­шин­ство людей. (21)От кино я имен­но и жду пол­но­го пре­об­ра­же­ния, окон­ча­тель­но­го об­ма­на — «чтоб не ду­мать зачем, чтоб не пом­нить когда». (22)Театр на это не спо­со­бен, да и не пре­тен­ду­ет.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и ми­ло­сти­во про­ща­ет им их не­со­вер­шен­ства в обмен на ис­кус­ство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чу­де­са. (25)Театр не скры­ва­ет, что всё, что вы ви­ди­те, — при­твор­ство. (26)Кино при­тво­ря­ет­ся, что всё, что вы ви­ди­те, — прав­да. (27)Театр — для взрос­лых, кино — для детей.

 (По Т. Тол­стой) *

Тол­ста́я Та­тья­на Ни­ки­тич­на (род. в 1951 г.) — со­вре­мен­ная пи­са­тель­ни­ца, те­ле­ве­ду­щая, фи­ло­лог..

        Современный лингвист Н.С.Валгина считает: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность». Я  полностью согласна с мнением лингвиста. Кроме того, использование в предложениях тире дает возможность резко менять направление повествования и переходить к совершенно другой теме разговора. Попробуем доказать это на примерах из текста Толстой.

      Есть речь устная и письменная. Их отличия в том, что в устной речи можно передать всю эмоциональность и напряженность с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи это все передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц, чтобы подтвердить сказанное. Например, в предложении 3 из текста мы видим, как при помощи использования тире в диалоге актеров на сцене подчеркивается сила отрицательных эмоций, возникших у героини рассказа из-за неправдоподобности происходящего в спектакле. Если бы в этом предложении тире отсутствовало, читатель вряд ли обратил бы внимание на чувства героини рассказа.

    А вот в предложении 25 тире ставится до слова "правда". В данном случае тире необходимо для подчёркивания существительного, стоящего в конце предложения.  В предложении 8  из текста подтверждает мысль о том, что тире также необходимо для передачи интонации, тире указывает, где следует делать паузы, как читать каждую часть текста.

      Как видно из этих трёх примеров, использование в художественных и других текстах тире позволяет разнообразить повествование. А также тире в текстах позволяет выражать отношения автора к тому или иному предмету или действию и мгновенно менять направление или тон повествования. При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка и психологическая напряжённость, что видно на примерах из приведенного выше текста.

5.Информационная прогпоганда

1 –20 февраля  2018 года

Выпустить информационную газету 

6. Рефлексия 

 20-25 февраля 2018 года

  1. Почему я выбрал этот проект?
  2. Что в нем было самого необычного? Банального?
  3. Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
  4. Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
  5. Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
  6. Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
  7. Если бы я был организатором этого проекта, то…    

Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом. 

блог

прислать отчёт на эл.почт lena210268@ya.ruХребтищевой Елене


»  Tags for document:

Дементьев Александр, Пшеничных Данила и Безуглов Владимир

Дементьев Александр, Пшеничных Данила и Безуглов Владимир, 8б клас МБОУ СО


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Корсаков Илья

Корсаков Илья, ученик 8а класса МБОУ СОШ № 8 г.Петровска


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: