Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



мимикрия

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Фото пользователя Светлана Владимировна Сергеева
Submitted by Светлана Владимировна Сергеева on пн, 15/11/2010 - 15:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сергеева С.В., учитель биологии высшая квалификационная категория
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Цель урока: - систематизация знаний о движущих силах эволюции; - сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции; - продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе; - сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин "Биология. Общие закономерности"

 

Используемая методическая литература: 

 

Список используемой литературы:

1.        А.И. Ажгиревич, В.А. Грачев, В.В. Гутенев, В.В. Денисов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова, И.Н. Лозановская, И.А. Луганская, А.П. Москаленко, Б.И.Хорунжий, «Экология»,  Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2006.

2.        Энциклопедия для детей Аванта+ «Экология» том 19, Москва Аванта+, 2001.

3.        С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс» М. Дрофа,2002.

4.        Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии. 10(11) класс» М. Дрофа, 2004.

5.        Рик Моррис «Тайны живой природы» М. «Росмен», 1998.

 

 

Используемое оборудование: 

 

 

Оборудование:

1.Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”,

2. Фотографии,

3. Рисунки, 

4. Коллекции организмов растений и животных, 

5. Карточки для выполнения тестов,

5. Презентация.

 


 

Краткое описание: 
Покровительственная окраска – служит средством защиты от врагов. Благодаря ей птицы насиживают яйца на земле, сливаясь с окружающим фоном. Малозаметны и их яйца имеющие пигментированную скорлупу. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна, например, скат и камбала. При этом камбала может еще, и менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона. Такой же особенностью обладает и хамелеон. Если фон среды изменяется в зависимости от сезона года, многие животные меняют и окраску, например, заяц, песец, горностай, белая куропатка. Может показаться, что полосатая шкура зебр делает их очень заметными, но в знойном мареве африканских саванн полосы расплываются, утрачивая четкость, и это выполняет роль защитной маскировочной окраски, особенно когда зебры убегают от преследователей. Шкура новорожденных детенышей тапира покрыта пятнами и полосками. Это делает их почти незаметными в полумраке джунглей. Тапиры настолько пугливы и осторожны и живут в такой непроходимой чаще джунглей, что первый их экземпляр был обнаружен лишь 1818 году. Защитное действие покровительственной окраски повышается при соответствующим поведении. Например, замирании (выпь, гусеницы, рыбы, амфибии, птицы). Предупреждающая окраска, как правило, наоборот привлекает внимание, демаскирует. Как правило, такие животные являются ядовитыми. Такая окраска заранее предупреждает хищника о бесполезности, и даже опасности нападения. Попробовав только один раз, хищник быстро учится избегать столкновения с такой жертвой. Это, например, пчелы, осы. Божью коровку птицы ни когда не склевывают из-за выделяемого ею ядовитого секрета. Остроносая рыба фугу чрезвычайно ядовита, и другие рыбы ее не трогают. В Японии эта рыба считается съедобной, но при ее разделке должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным. И все же фугу считаемая деликатесом, ежегодно уносит жизнь многих людей. Изящная рыбка-дракон таит яд на кончиках своих плавников. Она плавает свободно, ни от кого не прячась, так как ее яркая окраска сигнализирует о том, что она очень ядовита. При появлении опасности рыбка-дракон сама атакует врага, нанося ему уколы ядовитыми плавниками. Животные, имеющие предостерегающую окраску, стараются сочетать ее демонстративным поведением, отпугивающим хищника (австралийская бородатая ящерица). Приспособительное поведение. У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик водного млекопитающего – дельфина. Его движения легки и точны, а скорость движения в воде достигает 40 км/ч. Плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха. Как же дельфину удается преодолеть ее? Помимо других особенностей строения, этому способствует торпедовидная форма тела, благодаря которой не образуются тормозящие движение завихрения потоков воды, обтекающих дельфина. Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полете обычно втягивают ноги. В результате по скорости передвижения они намного превосходят всех других животных. Например, сокол сапсан пикирует на свою жертву со скоростью до 290 км/ч. Птицы быстро двигаются даже в воде. Например, арктический пингвин может развить скорость под водой до 35 км/ч. Морские анемоны имеют ядовитые щупальца, убивающие мелких рыбешек, которыми анемоны питаются. Однако рыбке-клоуну эти ядовитые щупальца не причиняют никакого вреда, и они живут среди них, спасаясь от хищников. В свою очередь, рыбка-клоун служит приманкой для многих рыб, которые стремятся схватить ее, становятся жертвами и добычей анемон, а это симбиоз. Защитой от ядовитых щупалец анемона рыбке-клоуну служит особая слизь. Демонстративное поведение позволят животному, заранее предупредить «врага» о своем местонахождении. Тем самым обезопасить, как и себя, так и противника. Например, кобра раздувает свой капюшон, а гремучая змея издает звуковые сигналы, своим хвостом «погремушкой». Как правило, таких противников стараются все обойти. Черный дьявол или тасманский дьявол, получил свое название из-за своей устрашающей пасти со страшными зубами. Он охотится по ночам, из засады неожиданно набрасываясь на добычу. Его сильные устрашающие челюсть открываются почти под прямым углом. Намереваясь отпугнуть врага дурно пахнущей жидкостью, полосатый скунс поворачивается к нему спиной. Затем делает стойку на передних лапках, намереваясь выстрелить во врага вонючей жидкостью. Поднимает хвост, шипит и воет. Если этого недостаточно, скунс направляет на врага струю невероятно вонючей жидкости из желез расположенных под хвостом. Он очень метко попадает этой струей в цель на расстояние до 3 м, а отвратительный запах жидкости чувствуется за полкилометра от скунса. Страшные челюсти бегемота, обращенные к другим бегемотам, - это сигнал к началу битвы. Хотя у бегемотов и огромные зубы, но питаются они только растениями, отрывая их своими сильными губами. Самка бегемота пускает в ход зубы, только защищая своего детеныша от голодного крокодила, самец – сражаясь с другими бегемотами за свою территорию и способен наносить ими рваные раны. Мимикрия – это сходство беззащитного или съедобного вида с одним или несколькими неродственными ему видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. Например, мухи подражают осам. Подражательная окраска скорлупы яиц наблюдается в случае гнездового паразитизма у птиц – например, кукушка. Яйца кукушки настолько похожи на яйца вида-хозяина, что самка не может различить их и насиживает вместе со своими, а затем выкармливает птенца. Чемпионом по изменению окраски является – каракатица. Она маскируется под цвет и рисунок дна. Плавая среди скал, покрытых водорослями и разнообразными анемонами, она изменяет окраску в соответствии с их цветом. Стайки каракатиц одновременно изменяют свой цвет. Плоские рыбки – мастера изменения своей окраски. Они могут не только менять окраску, но и рисунок в соответствии с цветом дна. Плавая по хорошо знакомому дну, они изменяют свою окраску всего за несколько секунд. Чтобы приспособится к незнакомому дну, им требуется больше времени, но опыты показывают, что плоские рыбы могут подладится даже ко дну в виде шахматной доски. Морской дракон маскируется под морские водоросли, растущие у берегов Австралии. Родственник морского конька, он покрыт длинными отростками, похожими на стебли водорослей. А чтобы сохранить свое потомство, подобно морским конькам и морской игле, самец дракона носит отложенные самкой яйца до тех пор, пока из них не выведутся мальки. Но самое интересное, что есть и виды животных которые используют мимикрию для охоты. Чейлинус – активный хищник, маскируется под безвредных рыбок, которые питаются водорослями. Он способен изменять окраску, маскируясь под мирных рыбок нескольких видов (рыбу – попугай, козьих рыбок). Благодаря этому он подплывает на очень близкое расстояние к своей жертве и внезапно бросается на нее.

 

Тема урока:


Крылатая радуга

Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова
Submitted by Лариса Викторовна Миронова on Wed, 14/07/2010 - 00:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Лариса Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД "Станция юных натуралистов" г. Мичуринска, педагог дополнительного образования
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Цель урока: 
Цель: ознакомление обучающихся с многообразием представителей отряда Чешуекрылые, особенностями их строения, жизнедеятельности. Задачи: образовательная: познакомить обучающихся с особенностями внешнего строения, движения, питания бабочек; воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе на примере насекомых, воспитание чувства прекрасного; воспитание чувства гордости за свой народ, победивший в Великую Отечественную войну; формирование нравственной культуры личности; развивающая:развитие интереса обучающихся к изучению мира живой природы, в том числе насекомых, памяти, внимательности.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Журнал «Юный натуралист», №№ 6/1991 г., 4, 7/ 1994 г.

2.     Кокс Р.К., Килпатрик К. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. – М.: Аст-Пресс, 1997.

3.   Наборы открыток "Бабочки".

 

Используемая методическая литература: 
  •  Газета «Биология», № 20/1997 г. (стр. 13).
  • Кокс Р.К., Килпатрик К. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. – М.: Аст-Пресс, 1997.
  • Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология. – М.: Просвещение, 1986.

 

Используемое оборудование: 
  • мультимедиа,
  • экран,
  • коллекции бабочек,
  • дидактический материал «Строение бабочки»,
  • наборы открыток «Бабочки»,
  • бумажные бабочки красного, синего и желтого цвета для каждого воспитанника (для рефлексии).

Используемые ЦОР: 

 

методическая разработка. дидактический материал;

презентация в формате Power Point, 20 слайдов

Краткое описание: 
Занятие предусмотрено в курсе дополнительной образовательной программы «Энтомологическая азбука". Занятие теоретическое. Форма занятия: мультимедийная презентация. Презентация позволяет сделать процесс обучения на занятии наглядным. Использование игровой технологии и технологии проблемного обучения активизирует учебную деятельность. Работа по индивидуальным карточкам-заданиям позволяет закрепить материал. На занятии используются средства искусства: стихотворения поэтов, фото картин художников с изображениями бабочек. Занятие содержит компонент патриотического воспитания.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн