·выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны
·сформировать у учащихся ощущение сопричастности к героической судьбе своего народа и своей страны, вызвать чувство гордости за победу СССР в Великой Отечественной войне.
·развивать умение по совместной учебно-творческой и поисково-исследовательской деятельности, сопоставлять, анализировать, систематизировать исторические факты.
·Российская историяXX– началоXXIвека : Учебник для 9-го класса основной школы, - М. : Баласс, 2009. – §20.
·Документальные материалы:
1. Директива №21 план «Барбаросса»
2. Выступление И.В.Сталина по радио 3 июля 1941 года.
3. Обращение митрополита Московского и Коломенского, Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) к «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»
· Интерактивная доска
· Электронная карта «Великая Отечественная война»
·.Фрагменты видео фильма о Великой Отечественной войне.
· Презентации учащихся:
1.Символы борьбы советского народа в Великой Отечественной войне.
2.Цитадель под Ленинградом
3.Смоленское сражение План урока:
·План Барбаросса
·Начальный период войны
Ход урока.
Актуализация полученных знаний:
- Перечислите действия СССР по подготовке к участию во Второй мировой войне.
- Назовите основные этапы Второй мировой войны
Несколько недель назад среди 9-ти классиков был проведен социологический опрос. Ребятам были заданы два вопроса:
Что для вас значит дата 22 июня 1941 года и
какие эмоции вызывает у вас эта дата.
Каковы же его итоги? ( Выступление учеников с итогами опроса)
·Изучение нового материала.
Сегодня на уроке нам предстоит воссоздать события первых самых страшных месяцев войны. Выяснить причины неудач Красной Армии летом 1941 года. Причины провала немецкого плана ведения войны.
1.План «Барбаросса»
Прочитайте § 20, С. 212 – «Если завтра война» и Директиву №21 германского командования. Дайте общую характеристику и оценку плана «Барбаросса»
Вопросы и задания к документу:
В чем заключался военный замысел фашистов. Привлекая знания по истории, объясните, почему план нападения Германии на СССР получил название «Барбаросса»?
- Какую территорию они намеривались оккупировать? - Каковы были планы в отношении Советского Союза после победы?
- Какие силы Германия планировала использовать для осуществления плана «Барбаросса»?
- Когда Германия планировала начать военные действия против СССР и почему нашествие будет начато позже? (вспомните события Второй мировой войны)
Можно ли утверждать, что план изначально был обречен на провал?
Просмотр фрагмента фильма: «Вторжение». Вопрос перед просмотром фрагмента:
- В чем состоял просчет фашистского командования в войне против Советского Союза?
Работа с документами(См. Приложение №2 и 3).
Фактический материал видеофрагмента можно использовать при анализе источников.
Вопросы для сравнения
- Какой общей мыслью объединены оба документа?
- Определите главные идеи документов, выделите ключевые слова каждого источника.
- Можно ли основываясь на этих документах считать позицию церкви и государства единой по отношению к началу войны. Свой ответ аргументируйте.
Для работы с документами даётся 5 минут.
2. Судьба блицкрига: июль-сентябрь 1941года.
Наша задача:
Сравнить цели и результаты немецкого наступления к концу сентября 1941 и сделайте вывод – насколько был реализован план «Барбаросса» что помешало его реализации?
В своем дневнике начальник Генерального штаба сухопутных войск Гальдер сделал запись: « русские всюду сражаются до последнего человека».
Подтвердите его слова фактами из учебника стр. 215-218.
Презентация:«Цитадель под Ленинградом»
22 июня 1941 года в 12 часов дня к советскому народу обратился председатель Совнаркома СССР В.М.Молотов.
Вспомните какими словами он закончил свою речь? (стр. 218 второй абзац). Посмотрите на фотографии, представленные на странице учебника, какие чувства отразились на лицах запечатленных на них людей?
Какие изменения общественного настроения происходят в первые дни и месяцы войны?
Общему настроению соответствовали и появившиеся в первые же дни войны произведения искусства. Самыми популярными из них стали плакат Родина- Мать зовет и песня Священная война.
Презентация:«Символы борьбы советского народа в Великой Отечественной войне».
Перестройка страны на военный лад: запись хронологии в тетради и на доске.
22 июня– объявлена мобилизация. (Мобилизация -перевод армии из мирного состояния в состояние полной готовности к участию в военных действиях) 23 июня – Ставка Главнокомандования (Ставка Верховного Главнокомандования с 10 июля ) (СВГК) — высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне (предположите почему это произошло)
30 июня– создание Государственного Комитета Обороны (ГКО) который возглавил Сталин.
Формирование дивизий народного ополчения -добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации.
- Как вы считаете, какой фактор экономики помог скорейшей перестройке страны на военный лад?
- По расчетам немецкого командования, когда должна была закончиться война?
- На какой рубеж должны были выйти гитлеровские войска?
- Где фактически проходила линия фронта на сентябрь 1941 года?
- Какой город вновь, как и было раньше в истории, встал на пути врага к Москве?
Презентация:«Смоленское сражение»
Какие цели стояли перед группой армии Север? Что помешало их полному осуществлению?
Подведение итогов.
Мы начинали наш урок с подведения итогов небольшого опроса, проведенного среди девятиклассников, как изменилось ваше отношение к дате 22 июля 1941года, продолжите, пожалуйста, фразу:
22 июня 1941 года в истории нашей Родины…
В.О.Ключевский писал: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа...» Как вы понимаете слова русского историка в контексте нашего урока.
Составьте синквейн по теме нашего урока.
Подведение итогов, выставление оценок. Заключительное слово учителя:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым – выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит, ставит обелиски.
Домашнее задание: —§ 20 до С.222; ответ на вопрос: На твой взгляд, что необходимо знать и делать нам – гражданам современной России – чтобы никогда не повторилась эта трагедия?
Приложение №1
Директива № 21
План «Барбаросса»
(выдержки)
Фюрер и
верховный главнокомандующий
вооружёнными силами
Верховное главнокомандование вооружённых сил.
Штаб оперативного руководства.
Отдел обороны страны
№ 33408/40. Сов. секретно.
Перевод с немецкого
Ставка фюрера
18.12.40 г.
9 экземпляров
___________
9-й экземпляр
Германские вооружённые силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании ещё до того, как будет закончена война против Англии.
Приготовления, требующие более продолжительного времени…следует начать уже сейчас и закончить к 15.5.41г.
I. Общий замысел
Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены…. посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.
Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга, Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.
В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, не способным продолжать борьбу.
Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции.
Предполагаемые союзники и их задачи
В войне против Советской России на флангах нашего фронта мы можем рассчитывать на активное участие Румынии и Финляндии.
Задача Румынии….отборными войсками поддержать наступление южного фланга германских войск…. сковать противника там, где не будут действовать германские силы….нести вспомогательную службу в тыловых районах.
Финляндия должна прикрывать сосредоточение и развёртывание…. немецкой северной группы войск (части 21-й группы), следующей из Норвегии. Финская армия будет вести боевые действия совместно с этими войсками.
…. Финляндия будет ответственна за захват полуострова Ханко.
Вопросы к документу:
- Какую территорию они намеривались оккупировать? - Каковы были планы в отношении Советского Союза после победы?
- Какие силы Германия планировала использовать для осуществления плана «Барбаросса»?
- Когда Германия планировала начать военные действия против СССР и почему нашествие будет начато позже? (вспомните события Второй мировой войны)
Приложение №2.
Выступление И.В.Сталина по радио 3 июля 1941 года.
«Товарищи.
Граждане!
Братья и сестры!
Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается
Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том, быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.
Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является…. великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы.
Все силы народа — на разгром врага!
Вперед, за нашу победу!»
Приложение №3
Обращение митрополита Московского и Коломенского
Сергия (Страгородского) к «пастырям и пасомым
Христовой Православной Церкви»
22 июня 1941 г.
Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю….
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания..… Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Вопросы к документам:
- Какой общей мыслью объединены оба документа?
- Определите главные идеи документов, выделите ключевые слова каждого источника.
-Можно ли основываясь на этих документах считать позицию церкви и государства единой по отношению к началу войны. Свой ответ аргументируйте.
Размещено Fri, 22/04/2011 - 19:59 пользователем Людмила Николаевна Семёнова.
Представленный конспект урока по истории Великой Отечественной войны включает в себя использование различных приёмов работы, которые организуют и активизируют познавательную деятельность учащихся. Учитель нацеливает ребят на самостоятельную мыслительную деятельность в оценке событий прошлого, широко используя исторические документы (тексты выступлений, кинофрагменты). В целом урок носит проблемный характер.
Содержание урока проникнуто глубоким нравственным содержанием, поэтому удивительно, что учитель не ставит воспитательные цели урока. Хотелось бы увидеть и презентации учащихся. Ведь это тоже вид деятельности учителя по обучению учащихся исследовательской работе.
Проникновенно и трогательно звучит заключительное слово учителя, прочитанное им стихотворение (автор?).
Почерк учителя свидетельствует о том, что он хорошо владеет современными информационными технологиями (использует компьютер, интерактивную доску).
На: «Вставай, страна огромная!»
Представленный конспект урока по истории Великой Отечественной войны включает в себя использование различных приёмов работы, которые организуют и активизируют познавательную деятельность учащихся. Учитель нацеливает ребят на самостоятельную мыслительную деятельность в оценке событий прошлого, широко используя исторические документы (тексты выступлений, кинофрагменты). В целом урок носит проблемный характер.
Содержание урока проникнуто глубоким нравственным содержанием, поэтому удивительно, что учитель не ставит воспитательные цели урока. Хотелось бы увидеть и презентации учащихся. Ведь это тоже вид деятельности учителя по обучению учащихся исследовательской работе.
Проникновенно и трогательно звучит заключительное слово учителя, прочитанное им стихотворение (автор?).
Почерк учителя свидетельствует о том, что он хорошо владеет современными информационными технологиями (использует компьютер, интерактивную доску).
Спасибо за урок.