Вы не зарегистрированы

Авторизация



* Урок "Дети и война"

Фото пользователя Елена Юрьевна Хребтищева
Submitted by Елена Юрьевна Хребтищева on Tue, 04/05/2010 - 21:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: 

МОУ-СОШ №6 города Петровска Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

познакомить с произведениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Катаев "Сын полка"

М.Шолохов "Судьба человека"

А.Лиханов "Мой генерал"

М.Джалиль "Варварство"

Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор (презентация, видео)

Используемые ЦОР: 

http://www.youtube.com/watch?v=oONF-b0mdJs - видеоряд, созданный учащимися 8б класса МОУ-СОШ №6 г.Петровска

Краткое описание: 
На уроке анализируются произведения В.Катаева,А.Лиханова, М.Шолохова, М.Джалиля. К уроку прилагается видеоряд, созданный учащимися, презентация к уроку

Дети войны

 

 

Мы родом не из детства, нет!
Его война у нас украла!

Н.И.Афанасьева,

 ветеран педагогического труда

 

 

 

Задачи: познакомить с произведениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

 

        Оборудование. Мультимедиапроектор (презентация, видео)

       

       Домашнее задание к уроку: прочитать произведения В.Катаева «Сын полка», А.Лиханова «Мой генерал», М.Шолохова «Судьба человека»;

групповое задание: подготовить сообщения о судьбах героев (детей) из этих произведений (можно в виде презентаций)

 

Ход урока:

 

            Учитель: Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись стар и млад. Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. (Просмотр видеоряда «1418»)

 

         Тема нашего урока: «Дети войны», какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? (сирота, беспризорник, сын полка)

 

Суровые, тяжёлые ассоциации. Дети войны. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” - их воспитала война. Об этом наш сегодняшний необычный урок-  Урок памяти. Урок-напоминание.

 

Дома вы познакомились с произведениями В.Катаева «Сын полка», М.Шолохова «Судьба человека» и А.Лиханова «Мой генерал». Работаем мы сегодня группами.

Задание первое: перед вами таблица, в которой заполнен только третий столбик, то есть, вам дан отрывок из произведения, вы должны догадаться, из какого произведения этот отрывок, в первый столбик вписать автора этого произведения, во второй название: (3 минуты)

 

 

 

автор

название

Отрывок из произведения

 

 

И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку,  на другой день -  опять вижу.  Этакий маленький оборвыш:  личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах,  нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!

 

 

Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.

 

 

И вдруг по мертвой дороге идет мальчик. И поет.

Дедушка ушам своим не поверил: поет!

 

Выхо-одила на бе-рег Ка-тю-ша!

На вы-со-кий на бе-рег кру-той.

 

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание

 (презентация, слайд 1-4)

 

- Скажите, ребята, что объединяет эти отрывки из разных произведений? (описаны мальчики во время Великой Отечественной войны)

 

Задание второе: расскажите, как сложилась судьба этих мальчиков, каждая группа работает со своим героем, это было вашим  домашним заданием)

- Можно ли сказать, что судьба этих детей сложилась удачно, можно ли назвать их судьбы счастливыми?

Давайте ещё раз поработаем с таблицей, соотнесите строки из произведений  с названием произведения, автором, именем героя

:

 

Отрывок из произведения

Имя героя

Название произведения, автор

Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в

губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в

кабинке глушно:  "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все

равно найдешь!  Я так долго ждал,  когда ты меня найдешь!"

 

 

Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастёрку с погонами, бязевое бельё, портянки, вещевой мешок, противогаз, шинельку, цигейковую треуховую шапку с красной звездой, а главное — сапоги. Превосходные маленькие юфтовые сапоги на кожаных подмётках со светлыми точками деревянных гвоздей, аккуратно сточенных рашпилем.

Ваня долго ждал этой минуты. Он мечтал о ней всё время.

 

 

Бабушка ему письма присылала. Треугольники такие. В войну конвертов не хватало. В каждом треугольнике ладошка была. Знаете, как это делается? Кладут ладошку на бумагу и карандашом каждый палец обводят. Идет война. Сражается дедушка. А ладошки в письмах все больше. Растет мальчик …

 

 

 

 

- Да, у этих ребят, несмотря на тяготы войны, судьбы счастливые, они не только остались живы, они обрели новых друзей, новых родных… а сколько детей погибло в страшных муках.

 

 

 Послушайте стихотворение М.Джалиль «Варварство» и объясните смысл слов «Сейчас вздохнёшь ты вольно»( читает учитель):

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили,  а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обречённых… мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал,  издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? –

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас

 Вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

                                                                          (М. Джалиль  «Варварство»)

 

 

«Сейчас вздохнёшь ты вольно» - как вы поняли смысл этих слов? (Это значит, избавишься от мучений) Сколько боли, унижения, тягот жизни испытали на себе дети - малолетние узники фашистских концлагерей    и гетто.     У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу. Детский труд нещадно эксплуатировался на военных объектах 3-го рейха, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Только в Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови. За каждой каплей крови - человеческая трагедия. Лишь 1 из 10 детей - узников концлагерей - вернулся домой.

 

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…Об окопах и траншеях, об атаках  под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство—счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения… Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы...Ведь «Дети и война» - вещи несовместимые

 

Рефлексия. Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Об этом написаны замечательные книги: очерки, рассказы, повести, романы. Сегодня мы поговорили о некоторых из них.

Ребята, мы сегодня говорили о событиях 65-летней давности, а нужно ли это делать, может, пора об этом забыть?

Презентация (слайд 5-15)

 

 

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она - как сила нам нужна…

 

Ответы учащихся (О войне пишут для того, чтобы не забывали её новые люди. А ещё для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней, знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете)

 

 

 

Использованная литература.

С. Красильщих. Только победа и жизнь! Публицистика военных лет. Москва: Детская литература, 1988.

Война. Народ. Победа. 2 издание, доп. Москва: Издательство политической литературы, 1984. Составили И.М. Данишевский, Ж.В. Таратута.

“Читаем, учимся, играем”. 4 выпуск, 2003.

“Читаем, учимся, играем”. 3 выпуск, 2004.

Великая Отечественная Война. Цифры и факты. Москва: Просвещение, 1995. Под редакцией Г.Ф. Кривошеева.

А.Лиханов «Мой генерал»

В.Катаев «Сын полка»

М.Шолохов «Судьба человека»

М.Джалиль «Варварство»

 

 

Прикрепленный файлSize
дети и война.rar2.02 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Виктория Романовна Татаринова

На: Дети и война


Замечательный фильм, хороший сценарий - можно использовать без изменений, можно какой-то фрагмент вариировать по желанию. Уважаемая Елена Юрьевна, большое спасибо за труд! Успехов, с уважением =
Виктория



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Дети и война


Елена Юрьевна, спасибо за актуальный материал!

С уважением, Антонина Александровна




На: Дети и война


Умницы и учитель и дети!

Татьяна




Фото пользователя Лора Гарниковна Геворкян

На: Дети и война


Очень трогательная и интересная работа. Мне очень понравилась. Спасибо вам.

ЛораГ.




Фото пользователя Валентина Яковлевна Пиманова

На: Дети и война


С удовольствием познакомилась с Вашим материалом! Спасибо!

Всего доброго!



СоцОбраз