Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



принципы педагогической техники

Выберите действие:

Фото пользователя ольга ивановна матвейчук
Submitted by ольга ивановна матвейчук on чт, 30/09/2010 - 17:30

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Краткий теоретический минимум

— Видишь — вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? — Так. — А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? — Да. — А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами — вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграждение, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? — Да.
Приемы педагогической техники — сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

1.    ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА.  
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следу-ем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия вы-бора. И особен¬но не любят этого дети.
ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, пре-доставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновеши-вается осо¬знанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала. Конечно, перечень примеров можно значительно расши-рить.

2.     ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.
"Я знаю, что я ничего не знаю", — говорил мудрый грек.
"Я хорошо знаю химию, литературу и историю", — звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) грани¬цы своей   информированности и уж совсем   в тумане — границы позна¬ния наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без ко-торой всякое обучение — лишь воспитание исполнителей!
ФОРМУЛИРОВКА-1: не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандарт¬ный перечень вопросов — главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности — жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения» (слова, высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк).
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называе¬мые "закрытые" задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размы-тое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприя¬тия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор — между задачами школярски-закры¬тыми и жизненными, открытыми — зачастую прова-ливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
ФОРМУЛИРОВКА-2: использовать в обучении открытые задачи. Благо, как показывает наш опыт, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах.

3.     ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Напичканный знаниями, но не умеющий их использо¬вать ученик напоминает фаршированную рыбу, кото¬рая не может плавать", — говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу ут-верждал: "Единственный путь, ведущий к знанию,— это деятельность".
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впер¬вые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.
ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме дея-тельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на за-дворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холос¬том режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, пре¬образовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотно¬шения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

4.   ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
 ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система — техническая, экономическая, социаль¬ная или педагогическая, — тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд парамет-ров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень   их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет "термомет¬ра настроения" или "высотомера понимания", но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориенти-роваться в обстановке.

5.   ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД).
Идеальность — одно из ключевых понятий теории реше¬ния изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам — принцип рентабельности, инжене-рам — принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами — затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означа-ет, что некоторые приемы и техно¬логии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал — чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высо¬кой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.
ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих уча-щихся с целью повышения результа¬тивности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше иде¬альность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и СА-МИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управле-ние своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала. "Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете вы-делывать высоко на проволоке более сложные трюки". Сетка, сеть — образ, с которого        мы начали. Приемы педагогической техники — сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Из книги: Гин А.А. Приемы педагогической техники. М, 1999.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн