Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пластика и жесты

Выберите действие:

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Submitted by Елена Александровна Пономарева on Wed, 29/06/2011 - 21:10

Пластическое начало любого живописного произведения - мелос - это форма: как воплощен сюжет.

Для западного искусства характерна экспрессивная пластика. Это лишь отражение западного строя жизни. Во время молитвы человек Запада испытывает экстаз. «Не так человек русский. Моляся в церкви, он не кричит от восторга, не бьет себя в грудь, не падает без чувств от умиления; напротив, во время подвига молитвенного он особенно старается сохранить трезвый ум и цельность духа… Слезы его льются незаметно, и никакое страстное движение не смущает тишины его внутреннего состояния. (Киреевский И.В. О характере просвещения Европы. // Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М.: 1979.)

Сравните православную икону и католическую живопись, изображающие Благовещение.

 

Благовещение Устюжское. Икона 12 века.

 

Русская иконопись следовала греческой традиции. Для греческой античности характерны спокойные, лаконичные жесты. Они – объяснение смысла слова, а не выражение страсти.

 

Сандро Боттичелли. Благовещение. 1488 год.

 

Благоговейная сдержанность движений в жестах на иконах не уменьшает, а усиливает их выразительность. Ведь на них запечатлен не момент, вырванный из череды других моментов, в них отразилась Вечность. Предстояние – это внутреннее движение, отсюда лаконичный характер жестов.

Анна Ахматова когда-то написала в своих стихах:                  

Магдалина билась и рыдала.

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча Мать стояла,

так никто взглянуть и не посмел.

«Билась и рыдала» - это созвучно западному художественному образу. «Ученик любимый каменел» - образ, родственный нашей иконе. О Богоматери: «туда… так никто взглянуть и не посмел». Это совершенно особый образ возвышенного страдания, как будто даже лишенный материальной плоти. Однако в иконе этот образ становится видимым и абсолютно реальным.

 

Иконный жест не может быть произвольным, он – символ. Чаще всего на иконах изображены жесты благословения, молитвы, принятия вести, послушания. Жест святых мучеников – движение правой руки с крестом и открытой левой – символ утверждения верности Христу.

Судия в композициях страшного суда всегда рисовался по канону с поднятой вверх правой рукой и опущенной вниз левой: рай - для стоящих справа и ад - для оказавшихся по левую сторону.

 

Преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Летящий судия. 1408 год.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн