Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пространство в иконе

Выберите действие:

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Submitted by Елена Александровна Пономарева on Wed, 29/06/2011 - 21:52

В картине пространство задумывается как фрагмент, «кадр», отделенный границей рамы.

В иконе пространство - бесконечность. Как же можно изобразить бесконечность на ограниченной площади? Для этого изограф использовал определенные приемы.

 

«Обратная перспектива».  Это не мы смотрим на икону, а она смотрит на нас. Особенно заметен прием обратной перспективы на иконах, где есть изображение прямоугольных предметов. Перед иконой стоит не зритель, а молящийся, который не созерцает произведение живописи, а предстоит пред своим Небесным Заступником. Изображение было направлено на человека. Пространство читается не в глубину, а из глубины. Линии сходились не за плоскостью иконы, в художественном пространстве, а перед ней – в реальном мире. Зритель как бы включался в произведение, а не заглядывал в него, как случайный прохожий в чужое окно.

 

Евангелист Матфей. Миниатюра из "Евангелия Хитрово". Конец 14 - начало 15 века.

 

Помимо эффекта включения обратная перспектива способствовала и уплощению предметов. Формы становились стилизованными, освобожденными от всего лишнего. Художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. При этом мастер всегда жертвовал видимостью ради сути изображаемого. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в одну линию, хотя в реальности две главы оказались бы заслоненными. Точно так же у стола обязательно должно было быть четыре ножки, несмотря на то, что при фронтальном положении задние ножки полностью скрылись бы за передними. Изображенное на иконе открывается человеку во всей своей полноте – таким, каким оно предстало бы Божественному оку.

 

Сферичность пространства. Она проявляется и в формах: купола, полукруг небесного свода, нимбы вокруг голов. «Венцы обкружным очертанием… яко круг ни начала, ниже конца имать, так и Бог безначален и бесконечен». В иконе «Успение Пресвятой Богородицы» присутствует сфера как символ света и славы.

 

Успение. Феофан Грек. 14 век.

 

Сферичность пространства отражается и в расположении фигур. Часто они вписаны в мысленную сферу. Например, в мысленную сферу вписана композиция Рублевской «Троицы». В композиции иконостаса фигуры изображают склоненными к смысловому центру. И это тоже свидетельство сферичности пространства.

 

Святой Апостол Андрей Первоззванный. Икона 16 века. Фрагмент.

 

Золотой фон, воспринимающийся как символ света. А свет – это бесконечность, символика Божественного начала, сияние Небес горнего мира. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности фигур. Персонажи делались бестелесными, словно ангелы.

 

В русском искусстве появляются и особые приемы, которых не знали в Византии:

  • пространство в виде карты – как бы взгляд с высоты птичьего полета. Панорама.
  • Проекция разреза здания с интерьером, который прочитывается не как замкнутое пространство, построенное по законам прямой перспективы, а как пространство открытое, бесконечное и безграничное. Понятия интерьера на Руси не было и быть не могло: древнерусскому художнику было чуждо индивидуалистическое мышление. Ведь православное мировоззрение неизбежно представляет человека в безграничном пространстве Божьего мира. Внутреннее оказывается связанным с внешним, окружающим, и каждый человек с другим. Частица, капелька вливается в целое, что соответствует соборной природе Православия. Напротив, западный человек всегда рассматривал себя как замкнутое самодовлеющее целое. Неудивительно, что представление о пространстве замкнутом, интерьерном возникает в культуре раннего Ренессанса. Пространство ограничивается сверху, снизу, со всех сторон, оно обязательно противопоставляется внешнему миру. Кстати, русские художники унаследовали древнерусское понимание человека в пространстве. Они рисуют интерьер, но в этот интерьер обязательно входят окна или открытые двери, за которыми Божий Свет.

 

Иисус беседует с книжниками. Икона 15 века.

 

Поскольку пространство строилось не по законам прямой перспективы, относительные размеры персонажей здесь имеют другое значение. Главные лица всегда изображались более крупно.

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн