Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Человек с «чудинкой» как характерный герой Василия Макаровича Шукшина

Submitted by Елена Николаевна Григорьева on пн, 03/09/2012 - 16:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорьева Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ гимназия №7
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
  1. познакомить с героем рассказов В М Шукшина « Солнце, старик и море» ( « Микроскоп», « Космос , нервная система и шмат сала», «Чудик», «Верую!», « Жил человек», «Дядя Ермолай», «Алёша Бесконвойный»);
  2. выяснить причины появления в литературе шукшинского героя;
  3. выявить признаки героя В.М. Шукшина;
  4. исследовать взаимоотношения автора и его героя ;
  5. найти истоки характера героя;
  6. выявить, зачем учащимся нужно знание шукшинского героя;
  7. воспитывать потребность общения учащихся с писателем; аргументировать, творчески мыслить, оценивать результаты. 
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  • Литература- учебник 8 класса. Автор Бабайцева

 

 

 

Используемое оборудование: 
  • Одинокие чудики Шукшина» (Журнал «Русский язык» №5. 2004г.
  • В.М.Шукшин. Рассказы
  • Ливашова Г.Г., И. Стрелкова «Истина, правда, справедливость».
  • О сокровенном в прозе Шукшина»( Ирина Стрелкова. « Лит. в школе» №6 2003),
  •  «Шукшин» (Левашова Татьяна Тофиковна;
  • Бахтина Наталья Михайловна «Светлые души чудиков» (Лит. В школе №6 2009)  

 

Используемые ЦОР: 

Отрывки из фильмов:

  • «Калина красная»,
  • « Родина Шукшина» 
Краткое описание: 
На уроке исследуются особенности шукшинского героя,его природа, его связь с мировоззрением миропониманием автора. Анализируются рассказы: "Солнце, старик и девушка", «Микроскоп», « Космос , нервная система и шмат сала», «Чудик», «Верую!», « Жил человек», «Дядя Ермолай», «Алёша Бесконвойный»)

Ход урока.
• Просмотр отрывка из фильма « Калина красная»(предполагает возврат к нему в конце урока) Как будет обозначена тема урока?
- Просмотрен отрывок из фильма « Калина красная».---- Судьба автора, актёра, режиссёра, личности Шукшина и его героев слились. Так какие же они, герои Шукшина?
• Ваши первые впечатления о рассказе « Солнце, старик и девушка»?( настроение, герои, образы, автор)----любовь , жизнь, судьба,труд, слёзы, подвиг, равнодушие---
• Почему плакала девушка?
• Почему расстраивались вы, читатели? (Опросить каждого).

• Какой основополагающий вопрос ставит автор? О чём он размышляет? (- Всем известно, что в Сибири суровый климат. И что люди там много работают. А что дальше? Что?-  Зачем человек живёт? А есть ли « глубокий смысл и тайна человеческой жизни??)

• Как бы вы на него ответили?
• В каких рассказах( Шукшин,Горький, Паустовский, Лесков, Толстой) этот вопрос ставился, и какой ответ на него был??( Толстой –Среда или случай? Лесков –Человек создан для счастья… Горький_ О, смелый Сокол, в бою с врагами…Паустовский- о любви к родной земле, к близким людям .Заболоцкий –Не позволяй душе лениться. Шукшин.  «Дядя Ермолай» -Или –не было никакого смысла, а была одна работа, работа…Работали да детей рожали)
• Старик. Символ мудрости  Жили трудно, но хорошо…?-Как это?
 Портрет и характеристика. Почему слепой?
 - Кто он? Старик, дедушка, отец, плотник, гражданин
- И какой он? –древний; руки лежали на коленях –коричневые. Сухие, в ужасных морщинах, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, сухая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки….красные веки без ресниц…некрасивый, хворый…Красивый (девушка)…здешний, годков 80(примерно, почему?)…спокойствие, умиротворённость( автор).  Молчали. ( в семье)Ни разу не споткнулся, ни разу не замешкался. Шёл медленно и смотрел под ноги.    Просторечная лексика.: шутка нешто,… вода вона,… ровно крови подбавили
• Странное спокойствие и умиротворённость от равнодушия или других причин?( возраст, мудрость, понимание красоты  жизни и её законов: созерцательность и погружение)
 Вывод. Справедливость, мудрость, уверенность в себе, трудолюбие, доброта, красота и детскость  души, мудрость, скромность, любовь к жизни, вера в неё.-Психологический портрет.
• «Меня любють»- утверждает старик. Это , действительно, так? Почему вспоминает внуков? Обижается ли на детей? А как бы поступали вы?
• Почему рассказ называется « Солнце, старик и девушка»?
Как бы вы его назвали?
• Солнце- символ жизни.   Солнце- оно тоже просто встаёт и просто заходит. А разве это просто? А как вы думаете?
...дни горели, земля горячая, сухая трава. Солнце садилось. Огромное, красное.    Солнце опять  садилось. Опять тихо горела заря.(цветопись, приём повтора, метафора, предложения простые)- в простом сложное. …
 Вывод - Солнце –это тепло, труд, жизнь  
• Девушка- символ юности. Она …  чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и…становилась намного взрослей. А как вы думаете узнала ли она до конца  « глубокий смысл и тайну человеческой жизни
• Что бы вам хотелось ей сказать?
…вернётся в далёкий милый город, …25 лет, …думает она, какую трудную жизнь прожил этот старик…. Она пристально смотрела на свои рисунки….и       заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко, что она никак не сумела рассказать о нём. 
   Вывод. Именно она увиделакрасоту старика. Писала уже подобных людей. В ней появляетсч уже мудрость.Заголовок указывает на цикличность жизни, на её символичность. Герои разные, но между ними есть общее.
Эврика!
Заголовок указывает: 1. Старик смотрит на солнце, девушка рисует старика
2. Жизнь, мудрость, молодость.-Заголовок указывает на цикличностьжизни, её символичность.
• Как живётся таким героям среди людей?
Проект. Можно ли жить среди людей и быть одиноким? (Крылова А., Пеленко А.)
• Почему герои Шукшина оставляют  в памяти читателя «след». И какой это «след»?
 Проект. « Какой ты в жизни след оставишь? Л. Мартынов (Столбикова Д., Замотаева Л.)
• Где истоки характера героев Шукшина?
Оценка в оценочных листах проектов.( собрать)
Просмотр кадра фильма «Родина Шукшина»  Истоки –в селе, в деревне (Сростки)
Вывод. В начале урока мы смотрели кадр из фильма « Калина красная»: « Почему же они (герои) такие?» Так какие они –герои Шукшина?
(разные,Но нравственные)
-Зачем нам нужны знания характеров шукшинских героев?(чтобы быть людьми)Смотрим эпиграф.
• Тест- контроль
Какие качества присущи героям Шукшина? Отметить нужное .
                                                                                                        Дома:
                                                                                                 1.а)Почему можно Андрея          Ерина                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             отнести к любимым героям Шукшина?
Б) «5»-Значение образа ребёнка в рассказе
                                                                                                                      « Микроскоп» (письменно). 
                                                                                         
                                                                                            2.Рубцов ,лирика читать стр
                                                                                          3. Словари. Душа, духовность.
 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн