Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цвет. Основы цветоведения

Submitted by Ольга Анатольевна Войнова on Fri, 29/03/2013 - 21:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Войнова Ольга Анатольевна
Место работы, должность: 
МАОУ "Татановская СОШ" учитель начальных классов, изобразительного искусства
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

формирование представления о цвете как физическом явлении, классификации цвета, о  субъективности его восприятия человеком

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник 6 класс «Искусство в жизни человека»

Используемое оборудование: 

кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А4,  цветовые модели,  интерактивная доска, ПК.

Краткое описание: 
На уроке дети знакомятся с цветом как физическим явлением, узнают различные характеристики цветов, их сочетаний, знакомятся с психологическим воздействием цвета на человека.

Тема урока:  Цвет. Основы цветоведения.

Цель: формирование представления о цвете как физическом явлении, классификации цвета, о  субъективности его восприятия человеком.  Задачи:

Дидактическая: расширить знания о  разнообразии и характеристике цвета, сформировать представления об основных, составных, дополнительных,  теплых и холодных цветах.

Развивающая: развивать художественно - эстетические способности, творческую фантазию, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся.

Воспитательная: воспитывать чувство партнерства, ответственности.

Зрительный ряд: учебник 6 класс «Искусство в жизни человека», цветовые модели.

Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А4,  цветовые модели,  интерактивная доска, ПК.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

ЦОР: Теория цветоделения. Цветовой круг - http://fcior.edu.ru/card/28883/teoriya-cvetodeleniya-cvetovoy-krug.html

Ход урока.

I. Начало урока (3 мин)

Прием «Отсроченная отгадка»   

- Как вы думаете, что всю жизнь с человеком идет рядом? Это то, что способно изменить его настроение, повлиять на принятие им того или иного решения, что вольно или невольно влияет на его здоровье. То, что есть сейчас на вас, что есть в комнате, на улице… (В результате направляющих вопросов дети приходят к ответу – цвет.)

-Важен ли для человека цвет? А для художника?

Скажи, скажи, художник,

 Какого цвета дождик,

 Какого цвета ветер,

 Какого цвета вечер?

Есть ли цвет у музыки, у настроения, у нашей мечты? Как бы вы определили цвет вашего настоящего  возраста? Периода жизни? Настроения? Можем ли мы все это запечатлеть на художественном полотне красками?  Важно ли изучение цвета в живописи?

Итак, тема сегодняшнего урока… (выводят сами дети, учитель редактирует) «Цвет. Основы цветоведения».

Попробуйте сформулировать для себя цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний (4 мин)

Прием "Я беру тебя с собой"

Предлагаю ненадолго превратиться  в маленьких детей.

У меня прекрасное настроение, я собираюсь в поход, и мне нужно собрать с собой рюкзак. А от вас будет зависеть, что я положу в рюкзак и возьму ли вас с собой.

-Я беру с собой  морковку. А вы?  Учитель берет с собой того, у кого, например, апельсин ( потому, что они оранжевые).

-Я беру с собой огурец (арбуз, баклажан). А вы?

- Я беру с собой солнышко (небо, море). А вы?

Наша команда собрала известные вам цвета радуги, перечислите их еще раз. А  все ли эти цвета  являются непроизводными, основными? И есть ли в природе еще какие- то цвета?

III. Изучение нового материала  (10 мин)

Работа с учебником  и другими источниками (презентация,  источники Интернет). Составление таблицы З-Х-У.

Класс разбивается на 3 группы: физики (изучают физическую сторону возникновения цвета, цветовой спектр),  искусствоведы (постигают разнообразие и классификацию цветов),психологи (изучают  различия в восприятии цвета, в  зависимости от соседствующих).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 Основные вопросы для рассмотрения (дети определяют систему вопросов для себя сами, но учитель индивидуально может их координировать, направлять – для подготовленного класса, или примерную систему вопросов может предложить учитель, если дети в классе или группе - слабые):

  • При каких условиях человек может воспринимать цвет?
  • Природа возникновение цвета
  • Цветовой спектр
  • Основные, дополнительные, составные цвета
  • Насыщенность и светлота цвета
  • Теплые и холодные цвета
  • Что такое восприятие цвета
  • Причины изменений в ощущениях человека и его восприятии цвета

IV. Обсуждение и решение проблем(10 мин)

Представление результатов работы групп может быть  проведено в виде стратегии «Фишбоун»:

1 группа

Голова рыбы -  цветовой спектр

Верхние косточки - цвета спектра, белый «цвет» как  соединение всех цветов, черный – как его отсутствие.

(Выступление может сопровождаться демонстрацией  опыта получения цветового спектра)

2 группа

Нижние косточки – основные, составные, дополнительные (контрастные) цвета, цветовой тон.

3 группа

Хвост - различия в восприятии цветов.  

(Выступление 3 группы может сопровождаться демонстрацией готовых цветовых моделей восприятия).

Учитель: цвета каждый человек видит и отражает по - разному, да и сами цвета по- разному на него воздействуют. Какие цвета будут будоражить психику, а какие из них – успокаивать, уравновешивать? Как это знание можно использовать в своем рисунке?

V. Решение учебных задач (10 мин)

1.Задание: с помощью цвета на своем рисунке постараться создать настроение покоя, уравновешенности или, наоборот, состояние бурного чувства (радости, восторга, гнева…)

VI. Контроль знаний и обратная связь (5 мин)

1. Демонстрация коллективных работ учеников.

 Какое настроение, ощущение возникает у вас, глядя на эти рисунки? Почему у вас возникает такое ощущение?

2. Интерактивная игра «Мусорная корзина»

1 этап: основные и составные цвета

2 этап: дополнительные цвета, теплые и холодные цвета

3 этап: успокаивающие, угнетающие, возбуждающие цвета

VII. Рефлексия (3 мин)

Сочините небольшое японское трехстишие – хайку (5-7-5 слогов), отразив самое главное, что уносите с сегодняшнего урока.

Например.

О, цвета мира,

Как вы разнообразно

Волнуете нас!

 Домашнее задание:  (по выбору)

 1) изучить  материал о воздействии цвета в нашем быту на наше настроение и состояние;

2)индивидуально или  в микрогруппах  (по выбору):

 выберите и изобразите мир сказочной страны (Изумрудный город, Шоколадная страна, Солнечный город, Страна Феи Сирени, Оранжевый остров…): растительность, жителей, постройки… с помощью цвета на своем рисунке постараться передать возникшее у вас настроение.

 

Прикрепленный файлSize
Урок изо 6 кл Цвет основы цветоведения.docx20.1 KB

»  Размещено в сообществах: