Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок обществознания по теме «ОБЩЕНИЕ: ВИДЫ И ФУНКЦИИ»-10 класс

Данные об авторе
Автор(ы): 
Шаяхметова Р.Н.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №8, учитель обществознания и права

Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

охарактеризовать общение как своеобразную деятельность, его соотношение с окружающей действительностью и внутренним миром человека; сформировать научные знания о структуре и средствах общения; показать диалог как условие эффективности общения;

- способствовать развитию компетентности учащихся в сфере общения как проявления их активности;

- на примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Дидактические материалы по курсу

1. «Человек и общество»: 10-11 класс: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др. – М.: Просвещение, 2010.

2. Обществознание: профильный уровень: Учебник для учащихся 10 классов

общеобразовательных учреждений. Часть 1. 10 класс. /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова

и др. - М.: Просвещение, 2010.

3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками.- М.: 2005

4. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для педагога и

психолога. - М.: Генезис, 2003.

Используемая методическая литература: 

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками.- М.: 2005

2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для педагога и

психолога. - М.: Генезис, 2003.

Используемое оборудование: 

Оборудование урока и средства обучения

1. Мультимедийное оборудование, компьютер.

2. Карточки- инструкции для практикума «Виды слушания»

3. Опорные понятия.

4. Раздаточный материал:

- карточки для рефлексии: «Незаконченные предложения», в форме яблока - «плода

размышления»;

- задания для тренинга.

- тексты документов из пособия

Краткое описание: 
<p><strong>План изучения нового материала</strong></p> <p>1. Соотношение понятий &laquo;деятельность&raquo; и &laquo;общение&raquo;.</p> <p>2. Вербальные и невербальные средства общения.</p> <p>3. Диалог как способ и средство общения.</p> <p>4. Многообразие форм и видов общения.</p> <p>5. Функции общения.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

План урока

1. Мотивационный этап.

2. Организация целеполагания.

3. Ситуационное моделирование-практикум «Встреча» (работа с 4 парами)

4. Эвристическая беседа по понятиям «общение», «коммуникация».

5. Тренинг «Плохое слушание» и «Хорошее слушание»

6. Творческие задания учащихся («рецепты» и «вредные советы»)

7. Сообщение ученика о невербальных средствах общения (упражнение «Согласие»).

8. «Сократовский метод» – диалог учащихся с элементами театрализации.

9. Работа с текстами «Диалог», со стихотворением В.Высоцкого, «Сложности общения».

10. Тренинг:

а) ситуационное моделирование «Спиной к спине»;

б) тренинг «Пересказ текста».

11. Работа с текстом учебника по видам общения.

12. Рефлексия.

13. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Мотивационная этап

Вступительное слово учителя:

Об актуальности общения для человека и социализации личности свидетельствуют вся мировая история развития человечества, философские размышления, глобальные проблемы современности и не всегда радужные перспективы информационного общества (слайд 1-3).

Задание-разминка с самопроверкой:

1)закончите известные высказывания «Чем лучше средства сообщения, тем дальше …» и «Единственная известная мне роскошь - это роскошь…» («Чем лучше средства сообщения, тем дальше человек от человека», «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения»). (слайд 4).

2) с каким высказыванием вы готовы согласиться и почему?

Слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери и станут эпиграфом урока, посвящённого общению (слайд 5).

Вопросы к учащимся:

а) Почему общение особенно важно для подростка? (отрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей;

б) Что может считаться целью общения? Может ли быть общение без всякой цели?

в) Общение можно образно представить в виде древа. Что необходимо для благоприятного роста и укрепления «древа познания и общения»? Образ древа представлен как архетип – изначальная первичная форма, общечеловеческий первообраз, образец, запечатленный в душе человека (в психоаналитической концепции К.Юнга понятие архетип соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественного творчества, например, образ матери-земли, героя, мудреца, старца (слайд 6).

 

II. Целеполагание

- выяснить, что такое общение, каковы его цели, признаки, средства, условия для эффективного общения.

Чтобы выяснить, какова структура общения, следует вспомнить сходную с ней структуру деятельности: объект, субъект, цель, средства, результат, но каждый из элементов общения обладает известной спецификой (субъект-субъектные отношения) (слайд 7).

 

III. Практические ситуации «Встреча» (предлагаются в парах) (слайд 8-9).

 

1. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в определенное место в городе (институт, больница), где вы находитесь впервые.

2. Перед вами человек, (когда-то очень близкий друг, но пустячная ссора расстроила ваши отношения) которого вы давно не видели и случайно встретили на перроне. Его поезд отходит через 5 минут, но вам надо поговорить с ним и спросить о чем-то важном.

3. Перед вами ребенок 4-5 лет, который потерялся в супермаркете, плачет и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

4. Завтра экзамен, а вы затрудняетесь по некоторым вопросам. Обратитесь за помощью к преподавателю или однокласснику за помощью.

 

IV. Эвристическая беседа по составлению определения на основе вопросов:

- Какими способами и средствами вы пользовались в ситуациях?

-Каковы признаки общения? (обмен информацией, впечатлениями, знаниями, результатами психической деятельности, обратная связь).

ОБЩЕНИЕ - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, опытом, результатами деятельности (слайд 10).

В процессе рассмотрения ситуаций ведущим средством было словесное.

- Какое значение имеет слово в этих ситуациях и известных выражениях?

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», «Словом останавливают солнце, словом разрушают города», «От слова спасенье и от слова погибель»

В зависимости от используемых средств в психологии выделяют два вида общения: вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, поза, интонация). Взаимовлияние вербальных и невербальных средств общения рассмотрим на конкретных примерах.

Задание (слайды 11-12). Определите, где представлено вербальное, а где невербальное общение. Как вы определили? Докажите свою точку зрения.

 

V. Тренинг «Правильное и неправильное слушание» и обсуждение его итогов

(слайд 13)

1. Плохое слушание (предлагается продемонстрировать 2 учащимся)

Во время рассказа вашего товарища о событии (или о каком-либо фильме, ситуации) демонстрируйте плохое слушание:

-смотрите в сторону;

-делайте вид, что вам скучно;

- перебивайте;

-смотрите на часы;

- смейтесь не к месту.

2. Хорошее слушание (участвуют 2-3 учащихся)

Во время рассказа вашего товарища о событии (или о каком-либо фильме, ситуации) демонстрируйте хорошее слушание:

- поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

- сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

- не перебивайте;

- задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

- повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

- отражайте чувства говорящего;

- показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего

 

Вопросы для обсуждения

1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

3. Как вы себя чувствуете, если кто-либо слушает или не слушает вас?

4. Когда, по вашему мнению, труднее всего быть хорошим слушателем?

5. Что значит уметь слушать? Выделите наиболее важные стороны этого умения.

6. Каким слушателем вы себя считаете:

а) идеальным;

б) выше среднего уровня;

в) нуждаюсь в дополнительном обучении и практике в умении слушать;

г) неважным, т.к. многие сообщения воспринимаю в искаженном виде, не

вникая в смысл.

 

VI Творческие задания учащихся (слайд 14)

  1. Собственный рецепт- рекомендация по эффективному общению.

2. Рецепт коктейля «Хороший слушатель» (Приложение1)

3. «Вредные советы» по хорошему слушанию (по примеру «Вредных

советов» Г.Остера)

VII. Сообщение ученика о невербальных средствах

 

Практикум- упражнение «Согласие»

1. Произнесите фразу «Да, я хорошо это сделаю»

-с оттенком радости,

- с оттенком грусти, с оттенком удивления,

- с оттенком безразличия,

- с оттенком уверенного достоинства

- с оттенком высокомерного пренебрежения

 

VIII. Сократовский метод – способ добывания истины с помощью диалога

1. «Как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа

Ксенофонта» (беседа трех учащихся с элементами театрализации)

 

Сократ встречается с Ксенофонтом на узкой улице и, тронув палкой, спрашивает:

-«Где покупают муку?»

Ксенофонт : «На базаре».

Сократ «А масло?»

Ксенофонт: «Там же.

Сократ: «А куда идти, чтобы сделаться мудрым?»…

Ксенофонт - Я просто поражен смыслом противопоставления: людям

общеизвестно то, что относится к их телесным потребностям, и совершенно

ничего не известно о том, что должно составлять высочайшее благо и

ценность жизни!

Сократ: «Следуй за мной! Ты должен это узнать».

Горгий: «Сократ, ты слывешь самым мудрым во всей Элладе, но стремишься

больше задавать вопросы, нежели рассказывать самому.

Сократ: «Почему я спрашиваю тебя, Горгий, а не говорю сам? Это делается

ради беседы. Она должна идти так, чтобы ее ход показывал нам в совершенной

ясности, о чем у нас речь».

Горгий: «Рядом вопросов вы понуждаете собеседника или признаться в том,

что он не разбирается в проблеме, т.е. признать свое невежество, или

пополнить и исправить свое знание.

Ксенофонт: «Сократ держится такого мнения: если кто знает, что такое данный

предмет, то он может объяснить это и другим, а если не знает, то и сам ошибается и вводит в ошибку других. Ввиду этого он никогда не перестает заниматься с друзьями исследованием вопросов, что такое каждый предмет» (при подготовленности учащихся учащиеся могут продолжить беседу по любому актуальному вопросу) (Слайд 15)

1.Вопрос к учащимся: «Как же Сократ помогал своим слушателям «рождать из себя знание»?

2.Какими предстают Сократ и Ксенофонт во время диалога на картине? Какие виды общения здесь представлены?

 

IX. Работа с текстами «Диалог», «Сложности общения»

X. Тренинг

1. Ситуационное моделирование «Спиной к спине»

2. Упражнение «Неиспорченный телефон»

Я сообщу вам информацию. Ваша задача - выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: классный руководитель Любовь Викторовна попросила передать, что звонила учитель географии Анна Сергеевна. У нее заболел сын гриппом, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет литература, потому что через неделю предстоит административная контрольная работа, ведь скоро конец года. И еще она напомнила, что в мае состоятся два больших мероприятия: школьный конкурс военно-патриотической песни и городской фестиваль декоративно-прикладного творчества и нашему классу нужно принять участие в них и подготовиться более качественно, не то будет, как в прошлом году. А в понедельник класс будет дежурить, и Наташа Смирнова должна подготовить график, который она передаст завучу. Вы готовы передать информацию?

 

XI. Работа с текстом учебника по функциям общения.

XII. Рефлексия:

1

2. Упражнение «Незаконченные предложения» :

- Для меня важным в общении является то, что …

- Мне комфортно, когда в классе…

- Мне плохо, когда в классе…

- Мне нравится, когда взрослые …

- Мне не нравится, когда взрослые …

- Мои некоторые удачи (или неудачи) в общении связаны с тем, что я …

- Я стремлюсь совершенствовать в себе …

- Мне хочется поддержать ...

- Я радуюсь, когда …

- Мои одноклассники - это…

3. Рефлексия «Плод размышления» (учащиеся могут записать свои мнения на листочках в форме яблока – «плода размышления», которые затем вывешиваются на древе общения. Задание. Опираясь на данный коллаж, выскажите своё мнение об общении на листках в форме яблок. (Слайды 16-17)

XIII. Домашнее задание:

  1. Заполнить таблицу «Многообразие форм и видов общения», используя учебник.

2.Творческие задания на выбор:

А) Учащимся предлагается выразить свои впечатления через синквейны по теме «Общение»;

Б) Подготовить эссе по темам: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», «Словом останавливают солнце, словом разрушают города», «От слова спасенье и от слова погибель».

 

(Приложение 1)

 

Рецепт коктейля «Хороший слушатель»

Возьмите 300 граммов концентрации внимания на рассказчике, добавьте 200 граммов вдумывания в смысл слов, 150 грамм внимания на тембре голоса, жестах, мимике, 200 граммов понимания, 2 чайные ложки сдержанности и такта, 100 грамм любознательности, сдобрить половиной стакана терпения и не забыть добавить 3 щепотки доброжелательности. Все это тщательно перемешать и взбить в миксере. Украсьте коктейль улыбкой.

Рекомендуется употреблять постоянно, особенно перед встречей с друзьями и одноклассниками.