Вы не зарегистрированы

Авторизация



Строение атома. Периодический закон

Фото пользователя Елена Викторовна Нечитайлова
Submitted by Елена Викторовна Нечитайлова on Wed, 08/10/2014 - 17:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нечитайлова Елена Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ лицей №1 г.Цимлянск, Ростовская область, учитель химии.
 

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Предметные результаты: обобщение материала темы на основе положений программы 11 класса:

  1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.
  2. Электронная конфигурация атома.
  3. Основное и возбужденное состояние атомов химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
  4. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
  5. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
  6. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты:

  • познавательные: использование знаково-символических средств, логических действий и операций; навыки установления причинно-следственной взаимосвязи понятий; умение создавать модели и схемы для решения учебных задач; самоконтроль и самооценка, развитие критического мышления; умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований (домашняя работа).
  • коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение работать индивидуально; осознанное использование речевых средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; умение организовывать  дистанционное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие письменной речи (домашняя работа).
  • регулятивные: навык постановки новых учебных целей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; контроль и оценка своих действий, внесение коррективов в свою деятельность; развитие компетентности в области использования ИКТ.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Химия 11" (профильный уровень) О.С.Габриелян.

Используемая методическая литература: 
  1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. —223с.
  2. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / учеб.-метод.пособие. — СПб. : КАРО, 2009. —144с.
  3. Klooster, D., Steele, L., Bloem, P. Ideas without boundaries: international education reform through reading and writing for critical thinking / Editors, 2001, p.218.
Используемое оборудование: 

Интерактивная доска Smart Notebook.

Используемые ЦОР: 

Материалы по химии банка заданий ЕГЭ-2015 сайта ФИПИ.

Краткое описание: 
<p class="rtejustify">Урок обобщения по теме основан на технологии развития критического мышления (ТРКМ. На стадии ВЫЗОВ учащиеся маркируют список вопросов (прием INSERT) для выявления пробелов в знаниях и определения уровня своей подготовки по теме.На данном уроке мы предлагаем использовать маркировку, учитывая цель урока: + - понимаю вопрос, могу выполнить; !-понимаю вопрос, могу быть консультантом; - - нужны пояснения. На стадии ОСМЫСЛЕНИЕ учащиеся разбирают предложенные вопросы, используя возможности интерактивной доски. Те, кто указал возможность выступить в роли консультантов, поясняют предложенные учителем вопросы из банка ЕГЭ-2015 сайта ФИПИ и отвечают на вопросы одноклассников. Учитель организует дискуссию и поясняет сложные вопросы в случае необходимости. На стадии РЕФЛЕКСИЯ учащимся предложено составить кластер, в котором ключевым звеном выступает формулировка темы урока. Данный прием используется для систематизации имеющихся знаний и определения направления развития темы. Применение данного приема помогает учащимся выйти на собственное целеполагание. Данный кластер демонстрирует значимость изучаемой темы для дальнейшего изучения курса. Этот прием приемлем в 11 классе, потому как учащиеся обладают базовыми знаниями по курсу. На этапе домашней подготовки учащимся необходимо работать с таблицей Google, в которую каждый вносит по два дополнительных вопроса из банка ФИПИ по изучаемой теме, не повторяя уже отобранные одноклассниками. Ученики представляют ответы на выбранные ими задания и дают комментарии к вопросам и ответам одноклассников.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Технологическая карта урока химии в 11 классе

 

 

Вызов (прием ТРКМ INSERT) 10 мин

Содержание деятельности: маркировка предложенных учителем вопросов (вопросы на индивидуальных карточках). Цель: сформировать мотивацию к учебной деятельности на уроке на основе личных познавательных потребностей.

Предлагает проверить, есть ли вопросы темы, которые еще вызывают затруднения.

Поясняет как выполнить задание по маркировке вопросов. Следит за временем выполнения задания.

Проводят маркировку вопросов.

Самоконтроль и самооценка, развитие критического мышления.

Высказывают свое мнение об усвоении темы.

Слушают пояснения учителя по выполнению маркировки вопросов.

Учебное сотрудничество с учителем; умение работать индивидуально.

Анализируют вопросы и проводят маркировку. Осуществляют контроль за временем выполнения задания.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

 
Осмысление (взаимообучение) 20 мин.

Содержание деятельности: обсуждение вопросов по теме с подробным анализом каждого вопроса, используя заранее подготовленные слайды на интерактивной доске Smart Notebook. Цель: понимание материала темы на уровне его использования для решения поставленных задач каждым обучающимся.

Организует обсуждение вопросов.

В случае необходимости поясняет сложные вопросы. Регулирует темп работы учащихся в случае необходимости.

Обдумывают ответы на поставленные вопросы на основе теоретических данных по теме.

Использование знаково-символических средств, логических действий и операций.

Те учащиеся, которые имеют затруднения по теме, задают вопросы. Те, кто заявил о возможности консультирования, поясняют вопросы.

Осознанное использование речевых средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Оценивают правильность своего понимания темы.

Контроль и оценка своих действий. Внесение коррективов в свою деятельность.

 
Рефлексия (прием ТРКМ “Кластер”) 10 мин.

Содержание деятельности: составление кластера (на обычной доске), ключевым звеном которого является название темы “Строение атома. Периодический закон”. В ходе работы использовать оглавление учебника 11 класса. Цель: показать определяющую роль первой темы для изучения всего курса химии 11 класса, формирование мотивации учебной деятельности.

Организует работу с кластером, помогая в случае необходимости.

Анализируют знания по курсу химии 8-10 кл. и выстраивают кластер на основе взаимосвязи темы урока с другими иемами курса.

Навыки установления причинно-следственной взаимосвязи понятий. Умение создавать модели и схемы для решения учебных задач. Развитие критического мышления.

Предлагают свои варианты развития кластера в ходе беседы с учителем и одноклассниками.

Осознанное использование речевых средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Определяют перспективы использования своих знаний по теме.

Навык постановки новых учебных целей.

 

Итог урока. 5 мин.

Дает пояснение по оценкам за урок.

-

-

Слушают учителя и задают уточняющие вопросы.

Умение организовывать  учебное сотрудничество.

Оценивают свои действия за урок

Основы  оценки результативности учебной деятельности.

Дает пояснение к домашнему заданию

-

-

Слушают пояснения и задают уточняющие вопросы.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Планируют свою деятельность

Навыки планирования и регуляции своей деятельности

 

Домашняя работа (прием ТРКМ “Сводная таблица”)

Содержание деятельности: работа с таблицей “Вопросы ЕГЭ-2015. Строение атома. Периодический закон”

Задание для учащихся:

  1. Выберите на сайте ФИПИ два вопроса по теме “Строение атома. Периодический закон” и внесите их в таблицу. Вопросы в таблице не должны повторятся, поэтому просмотрите вопросы, которые уже внесены в таблицу одноклассниками.
  2. Дайте ответы на свои два вопроса. Поясните свои ответы.
  3. Дайте комментарии на ответы одноклассников (не меньше двух комментариев) 

Анализирует работу учащихся с таблицей в дистанционном режиме.

Дают ответы на вопросы банка ЕГЭ ФИПИ.

Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований.

Дают комментарии к ответам одноклассников.

Умение организовывать  дистанционное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Развитие письменной речи.

Выбирают вопросы из банка ФИПИ, избегая повторения вопросов в таблице.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения. Развитие компетентности в области использования ИКТ.

 

Инструментальный раздел

Оборудование к уроку:

  1. Карточки с заданием: Рассмотреть содержание вопросов по теме и провести маркировку каждого вопроса.

Вопросы

Маркировка вопросов:

“+” - понимаю вопрос, могу выполнить;

“!” -понимаю вопрос, могу быть консультантом;

“-” -нужны пояснения

1

Электронная конфигурация 1S22S22P63S23P6 соответствует частице:

1) Li+               2) K+               3) Cs+             4) Na+

 

2

Электронная конфигурация внешнего электронного слоя атома хрома:

1)  3S1 2) 4S2  3) 3S2 4) 4S1

 

3

В ряду элементов  Na→ Mg→ Al→ Si

1) уменьшаются радиусы атомов

2) уменьшается число протонов в ядрах атомов

3) увеличивается число электронных слоёв в атомах

4) уменьшается высшая степень окисления атомов

 

4

В главных подгруппах Периодической системы восстановительная способность атомов химических элементов растет с:

1) увеличением электроотрицательности

2) уменьшением радиуса атома

3) увеличением радиуса атома

4) увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне

 

5

Верны ли следующие суждения о щелочных металлах и их соединениях?

А. Все щелочные металлы при взаимодействии с кислородом образуют пероксиды Э2О2.

Б. Гидроксиды щелочных металлов являются сильными основаниями.

 

 

2. Слайды к уроку (Smart Notebook). (Файл с презентацией (notebook) прикреплен.

Преимущества использования интерактивной доски в данном случае:

  1. Визуализация пояснений:
  • вопросы представлены на слайде и можно работать с текстом вопроса, выделяя цветом или подчеркиванием ключевые слова;
  • на слайде даны значимые для данного вопроса фрагменты Периодической таблицы, на которых можно делать пометки и надписи в ходе обсуждения вопроса;
  • на слайде есть свободное место для записей, которое учащиеся-консультанты или учитель могут использовать для дополнительных пояснений.                                                                 2.Мобильность: быстрая смена слайдов и заготовленными текстами вопросов позволяет исключить потерю времени на уроке.                                                                                                                    3. Повышение мотивации за счет использования интерактивных средств и оптимального ритма урока.

Используемый Интернет-ресурс (сайт ФИПИ) является официальным государственным ресурсом, что определяет актуальность и значимость его информации для учащихся 11 класса. Значимость для учащихся, которые выбрали сдачу ЕГЭ по химии (40%) обусловлена самоопределением учащихся на основе выбора профессии. Значимость для тех учащихся, кто не выбрал сдачу ЕГЭ, определяется изучением школьного курса химии в средней школе по современным образовательным стандартам. и перспективой изучения химии в технических вузах.

Методический раздел

Прием/метод:  INSERT (ТРКМ)

INSERT - «интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления», представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия изучаемого материала. «+» - новое, «v» - уже знал, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. На данном уроке мы предлагаем использовать другую маркировку, учитывая цель урока: “+” - понимаю вопрос, могу выполнить; “!” -понимаю вопрос, могу быть консультантом; “-” нужны пояснения.

Прием/метод:  “Кластер” (ТРКМ)

Данный прием используется для систематизации имеющихся знаний и определения направления развития темы. Применение данного приема помогает учащимся выйти на собственное целеполагание. Примером может служить кластер, демонстрирующий значимость изучаемой темы для дальнейшего изучения курса. Этот прием приемлем в 11 классе, потому как  учащиеся обладают базовыми знаниями по курсу. В случае затруднений учитель помогает , предлагая уточняющие вопросы. Пример ожидаемого результата для данного урока на схеме ниже.

Прием/метод:  “Сводная таблица” (ТРКМ)

Осмысление содержания темы урока с последующим заполнением сводной таблицы позволяет на стадии рефлексии систематизировать знания или (как в данном домашнем задании) провести тренинг по выполнению тестовых заданий.

Для освоения ТРКМ рекомендуем:

  1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. —223с.
  2. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / учеб.-метод.пособие. — СПб. : КАРО, 2009. —144с.
  3. Klooster, D., Steele, L., Bloem, P. Ideas without boundaries: international education reform through reading and writing for critical thinking / Editors, 2001, p.218.
Прикрепленный файлSize
Технологическая карта. 11 класс..docx1.12 MB
Строение атома. Периодический закон.notebook1.5 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лидия Ивановна Кузьмичева

На: Строение атома. Периодический закон


Спасибо, за технологическую карту урока, Елена Викторовна!

С уважением, Л.И.Кузьмичева




Фото пользователя Елена Викторовна Нечитайлова

На: Строение атома. Периодический закон


Спасибо за поддержку, Лидия Ивановна!

С уважением.

Елена Викторовна




Фото пользователя Наталья  Михайловна Литвинова

На: Строение атома. Периодический закон


Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо за представленный урок. Замечательно всё. У вас компьютеры детей подключены к интернету и его скорость  достаточная?

Спасибо. С  уважением.

Наталья Михайловна.




Фото пользователя Елена Викторовна Нечитайлова

На: Строение атома. Периодический закон


Уважаемая Наталья Михайловна! В данном случае Интернет на самом уроке не очень то и нужен. Для домашнего задания нужен, это так. А в классе скорость бывает разная и это предсказать и планировать нельзя. Я беру задания ФИПИ и копирую их. С уважением.

Елена Викторовна




Фото пользователя Наталья  Михайловна Литвинова

На: Строение атома. Периодический закон


Уважаемая Елена Викторовна! Когда ученики заполняют таблицу (домашнее задание) , а затем оценивают её, а вы просматриваете, вы работаете на платформе МУДЛ? И ещё -  это домашнее задание для всего класса или только для тех кто сдаёт ЕГЭ?

Спасибо. С  уважением.

Комментарий был изменен с момента создания (natalie_21_vek, Fri, 31/10/2014 - 21:26).

Наталья Михайловна.




Фото пользователя Елена Викторовна Нечитайлова

На: Строение атома. Периодический закон


Уважаемая Наталья Михайловна! По поводу таблицы. Я использую документы Google, там очень удобные таблицы и презентации. Но ссылкой можно "привязать" таблицу к платформе Moodle, на которой дети постоянно работают.

Например, на каникулы я давала подобное задание по вопросам повышенной сложности:

 

 

 

 

 

Задание дано на платформе для 11 класса, а ссылки на таблицы Google. Ребята работают в удобное для них время и имеют возможность сотрудничать с учителем и одноклассниками.

По поводу домашнего задания. Объем задания не очень уж большой, стараюсь привлекать всех, ведь эти вопросы есть и в итоговой контрольной по теме. Да и изучение химии в техническом вузе требует хорошего уровня подготовки. А вот работа на каникулах - это для тех, кто готовится к ЕГЭ.

С уважением.

Елена Викторовна



"Балаковочка"