Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема урока: «Пустыни»

Submitted by Галина Александровна Гусева on чт, 16/05/2019 - 00:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гусева Галина Александровна
Место работы, должность: 

ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрани, учитель начальных классов

Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Познакомить детей с природной зоной пустынь

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;

Используемая методическая литература: 

Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А. А. Плешакова и др. ("Школа России), автор Т. Н. Максимова, 2015 год.

Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам.Авторы: Н. Б. Шумакова и др. Издательство "Просвещение", 2015 год.

Используемое оборудование: 

Карта природных зон; гербарий растений, инструкционные карты; атлас-определитель «От земли до неба»; магнитный плакат «Зона пустыни».

Используемые ЦОР: 

Презентация "Пустыня"

Краткое описание: 
<p>Урок открытия новых знаний.<br /> На уроке дети знакомятся&nbsp; с природной зоной пустынь.<br /> Задачи урока: предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем; метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.</p> <p>Планируемый результат: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.</p> <p>После изучения данной темы, детям предлагается ответить на вопросы, используя определенные страницы в учебнике (можно страницы и не указывать). После этого учитель дает правильные ответы. Проверив себя, учащиеся оценивают себя (критерии дает учитель), затем оценивает учитель.</p>

Организационный момент.

Цель:
включить детей в деятельность.
Деятельность учителя:
Создание эмоционального настроя урока.
-Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

Деятельность ученика:
Слушают учителя, настраиваются
на предстоящую работу в классе.


Проверка домашнего задания.

Цель: проверить степень усвоения предыдущего

материала.
Деятельность учителя:Фронтальная работа.
- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке?
- Какие особенности климата в этой природной зоне?
- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?
- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.
- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?
- Какие экологические проблемы с этим связаны?

Деятельность ученика:Дети отвечают, используя карту, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома.


Актуализация знаний учащихся.

Цель: активизация знаний, умений и навыков по теме урока, фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности, мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Деятельность учителя: Демонстрируются слайды с изображением степи и пустыни. ( Слайд. Приложение 1)
- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?
- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?
- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?
- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?
- Почему вы так решили? Докажите.
- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.
А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд. Приложение 2)

Деятельность ученика: Работа с картой природных зон России. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.

Исследовательская работа. Целеполагание.
Цель:
добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

Деятельность учителя: Постановка проблемы.
Раздача инструкционных карт.
(Приложение 3)
- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.
По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.

Деятельность ученика: Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей.

«Открытие» новых знаний

Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы,
решать проблему с помощью выбранного метода.
Деятельность учителя:
Инструкция детей по работе в группах.
- Как будете работать в группе?
- С чего начнете?
- Есть ли необходимость разделить обязанности?

Деятельность ученика: Работа в микрогруппах:
1) Географы
2) Ботаники
3) Зоологи
4) Экологи
В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.
Физминутка

Цель: предупреждение и снятие утомления.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Подведение итогов исследования.
Цель: умение строить речевое высказывание.
 Деятельность учителя: Демонстрация презентации, иллюстрирующей рассказ представителей микрогрупп
Деятельность ученика: Отчет представителей микрогрупп.
1)Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.
2)Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
3)Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.
4)Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.

Закрепление изученного материала.
Деятельность учителя:

- Составьте экологическую пирамиду,
характерную для зоны пустынь.
- Какие цепи питания можно составить для этой природной зоны?
- О чем свидетельствуют составленные вами цепи питания?
Деятельность ученика: Составление экологической пирамиды и цепей питания. Используется магнитный плакат «Зона пустынь».

Подведение итогов урока.
Цель: проверка усвоения материала урока.

Деятельность учителя:

- С какой природной зоной познакомились на уроке?
- Каковы особенности её климата?
- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?
-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?
Деятельность ученика: Ответы на вопросы учителя.

Рефлексия.
Цель: рефлексия деятельности на уроке.
На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев.

Деятельность учителя:- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности - зелёного цвета.
Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

 Деятельность ученика: У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).
Дети по очереди (по рядам) выходят к доске,
прикрепляют листочки.

Домашнее задание.
Цель: повторение и закрепление изученного на уроке, самостоятельный поиск дополнительной информации
Деятельность учителя:Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы.
Подготовить мини-сообщение про одного
из представителей растительного или животного мира пустынь.
- Для чего выполняем задания дома?
-Как будете выполнять, расскажите.
- Посмотрите на задания «Проверь себя». Что нужно сделать, чтобы их выполнить?
Деятельность ученика:Рассказывают о том, как
будут выполнять домашнее задание, высказывают предположения по выполнению задания «Проверь себя».

Приложение 1.

Приложение 2

 


Приложение 3
Материалы для ботаников

Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник (с.123,124). Карточка-помогайка:
Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
Значение в природе.
Материалы для зоологов

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на с.126-128. Карточка-помогайка:
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
Значение в природе.
Материалы для экологов

Учебник (с.129-131). Карточка-помогайка:
Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
Охрана редких растений и животных, заповедники.
Материалы для географов

Учебник (с.122), энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточка-помогайка:
Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
Поверхность земли в пустыне.


Проверочная работа
по теме «Пустыни»

Задачи:
• формирование приемов понимания прочитанного текста; умения самостоятельно выбирать необходимую информацию, используя текст, информацию в картинках; применять разносторонние знания при ответах на вопросы.
• Развивать приемы самооценки.
После изучения данной темы, детям предлагается ответить на вопросы, используя определенные страницы в учебнике (можно страницы и не указывать). После этого учитель дает правильные ответы. Проверив себя, учащиеся оценивают себя (критерии дает преподаватель), затем оценивает учитель.
с.118-119
1. Верно ли, что пустыни находятся южнее зоны степей? (да)
2. По берегам какого моря располагается в России зона пустынь? (Каспийского моря)
3. Какие бывают пустыни? (песчаные и глинистые)
4. Как называются валы из песка? (барханы)
5. Как называется растрескавшийся глинистый участок? (такыр)
6. До какой температуры нагревается земля днем? (до 70 )
7. Верно ли, что температура воздуха в тени -40 ? (нет)
8. Почему ночи в пустыни прохладные? (т.к. песок и глина быстро остывают)
9. Что особенно начинает ценить человек, побывавший в пустыни? (воду)
10. Напишите название птицы, изображенной на стр.120-121? (саджа)
11. Какому животному длинные лапы помогают далеко прыгать? (тушканчик)
с. 122-123
1. У какого растения корни проникают на глубину почти 20 метров? (верблюжья колючка)
2. Какие растения корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра? (колосняк и джузгун)
3. Что помогает поддерживать длинный хвост тушканчику? (равновесие при резких поворотах)
4. Какие грызуны роют сложные , разветвленные норы и живут в них группами? (песчанки)
5. Как называется маленькая лисичка, встречающаяся в пустыни? (корсак)
6. Какие более крупные животные встречаются в пустыни? (сайгаки)
7. Как от опасности спасается ящерица-круглоголовка? (зарывается в песок)
с. 124-125
1. В какой республике находится заповедник «Черные Земли»? (Калмыкии)
2. Сколько лет назад был создан данный заповедник? (24 года)